Выбрать страницу

Как Светлое Христово Воскресение улучшило участь святых Ангелов

Как Светлое Христово Воскресение улучшило участь святых Ангелов

Ответ на этот вопрос, тонкий и сложный, можно найти в сочинении «Толкование на канон Пасхи» преподобного Никодима Святогорца. И ответ очень интересный.

Авва Никодим разместил его в толковании второго тропаря первой песни канона. Вот данный тропарь: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Т. е. здесь в нем мы видим взаимосвязь небес (в том числе и ангельского мира) и земли (в том числе и мира людей). Данная взаимосвязь имеет центр. Это Пасха Христова. И святые Ангелы, и люди объединены вокруг Светлого Христова Воскресения святою радостью. Но эта радость – не пассивна. Она активна. Она имеет свой «динамис», свою силу, которую нам открывает преподобный Никодим Святогорец, ссылаясь и на других святых отцов, живших до него.

Обратимся к цитатам: «Спасение невидимого мира, согласно Никите, толкователю Богослова, есть или то, что нашлась заблудшая из ста овец (Адам и происшедшие от Адама) и восполнилось недостающее, или же, что вероятнее и более подходит, – то, что ангелы, будучи сначала трудноподвижны на зло, но не неподвижны, приняли спасительную неизменяемость не по природе, но по благодати и уже не боятся перемены к худшему и происходящей от нее погибели… Говорит и Зонара: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов: “Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает – не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25, 8)».

Отсюда следует несколько интересных выводов, которые можно извлечь из поучений святых отцов.

1. После небесной войны, когда святым Архистратигом Михаилом был низринут сатана вместе с бесами в ад, остальные святые Ангелы укрепились в добре. И стали, по слову святителя Григория Богослова, трудноподвижны на зло. Но люфт всё же оставался. И только Светлое Христово Воскресение, которое открыло дорогу на Небеса людям, восполнявшим теперь число отпавших ангелов, неким Божественным таинственным образом соделало святых Ангелов неподвижными на зло: «Ангелы, будучи сначала трудноподвижны на зло, но не неподвижны, приняли спасительную неизменяемость не по природе, но по благодати и уже не боятся перемены к худшему и происходящей от нее погибели».

2. Восполнение человечеством числа святых Ангелов на Небесах опять же неким Божественным таинственным образом, образно выражаясь, «выравнивает» Небо, восстановляет в нем утраченные первозданные гармонию и равновесие. Приведем снова цитату из вышеупомянутой книги: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов: “Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает – не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25, 8)».

Таким образом, мы очень взаимосвязаны с миром святых Ангелов. И точно так же, как они нужны нам, и мы нужны им. Так всё устроил Премудрый и Любящий всякое Свое творение Бог. Поспешим же совершать жизнь свою богоугодно, чтобы через то оказаться в объятиях наших любящих братьев-ангелов и Самого Господа Бога, Который сотворил Пасху Светозарную и Очистительную для всех. Она воистину соединяет Небеса и землю в едином, вечном и всерадостнейшем дне Светлого Христова Воскресения!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (22) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

4 ноября - Казанской иконы Божией Матери

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах... В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ... далее Семи отроков, иже во Ефесе

Семь отроков Эфесских (Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин) — христианские мученики III века, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе... далее

5 ноября - Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Святой апостол Иаков, брат Господень — один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 ноября — Казанской иконы Божией Матери далее » Семи отроков, иже во Ефесе далее »

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня по плоти далее »

6 ноября — Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» далее »

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »