Как Светлое Христово Воскресение улучшило участь святых Ангелов
Ответ на этот вопрос, тонкий и сложный, можно найти в сочинении «Толкование на канон Пасхи» преподобного Никодима Святогорца. И ответ очень интересный.
Авва Никодим разместил его в толковании второго тропаря первой песни канона. Вот данный тропарь: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Т. е. здесь в нем мы видим взаимосвязь небес (в том числе и ангельского мира) и земли (в том числе и мира людей). Данная взаимосвязь имеет центр. Это Пасха Христова. И святые Ангелы, и люди объединены вокруг Светлого Христова Воскресения святою радостью. Но эта радость – не пассивна. Она активна. Она имеет свой «динамис», свою силу, которую нам открывает преподобный Никодим Святогорец, ссылаясь и на других святых отцов, живших до него.
Обратимся к цитатам: «Спасение невидимого мира, согласно Никите, толкователю Богослова, есть или то, что нашлась заблудшая из ста овец (Адам и происшедшие от Адама) и восполнилось недостающее, или же, что вероятнее и более подходит, – то, что ангелы, будучи сначала трудноподвижны на зло, но не неподвижны, приняли спасительную неизменяемость не по природе, но по благодати и уже не боятся перемены к худшему и происходящей от нее погибели… Говорит и Зонара: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов: “Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает – не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25, 8)».
Отсюда следует несколько интересных выводов, которые можно извлечь из поучений святых отцов.
1. После небесной войны, когда святым Архистратигом Михаилом был низринут сатана вместе с бесами в ад, остальные святые Ангелы укрепились в добре. И стали, по слову святителя Григория Богослова, трудноподвижны на зло. Но люфт всё же оставался. И только Светлое Христово Воскресение, которое открыло дорогу на Небеса людям, восполнявшим теперь число отпавших ангелов, неким Божественным таинственным образом соделало святых Ангелов неподвижными на зло: «Ангелы, будучи сначала трудноподвижны на зло, но не неподвижны, приняли спасительную неизменяемость не по природе, но по благодати и уже не боятся перемены к худшему и происходящей от нее погибели».
2. Восполнение человечеством числа святых Ангелов на Небесах опять же неким Божественным таинственным образом, образно выражаясь, «выравнивает» Небо, восстановляет в нем утраченные первозданные гармонию и равновесие. Приведем снова цитату из вышеупомянутой книги: «Небесные Силы пусть возрадуются о спасении людей, ибо если, как сказал Господь, радость бывает об одном грешнике кающемся, то неужели небеса не возвеселились бы о спасении человеческом? Они возвеселились и о том, что через спасаемых восполняется спадший с небес небесный чин ангелов, ибо и тому горнему миру следовало быть восполненным и не имеющим недостатка, как сказал Григорий Богослов: “Следовало горнему миру быть восполненным. Христос повелевает – не будем противиться. Земные (то есть живущие на земле люди) пусть, избавившись от тирании демонов, возрадуются, чтобы исполнилось пророчество Исаии, гласящее: “Отъят Бог всяку слезу от лица земли” (то есть от всякого человека; см. Ис. 25, 8)».
Таким образом, мы очень взаимосвязаны с миром святых Ангелов. И точно так же, как они нужны нам, и мы нужны им. Так всё устроил Премудрый и Любящий всякое Свое творение Бог. Поспешим же совершать жизнь свою богоугодно, чтобы через то оказаться в объятиях наших любящих братьев-ангелов и Самого Господа Бога, Который сотворил Пасху Светозарную и Очистительную для всех. Она воистину соединяет Небеса и землю в едином, вечном и всерадостнейшем дне Светлого Христова Воскресения!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (22) раз