Собор Святых Отцов Первого Вселенского Собора
Сегодня святая Церковь прославляет память Святых Отцов Первого Вселенского Собора, который был созван в 325 году Императором Константином Великим и матерью его Еленой. В нем приняли участие 318 святых отцов из всех существовавших в то время христианских стран.
Причиной собрания послужило повсеместное проповедование ереси лжепастыря Ария, пресвитера Александрийской Церкви в Египте. Этот священник действительно имел дар проповеди и убеждения людей. Арий был очень начитан, много знал, умел красиво говорить, но в своем заблуждении начал забывать, что написано в Евангелии. Он отвергал Божество и предвечное рождение Второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца. Он учил, что Сын Божий есть только высшее творение. По мнению Ария, Христос был не Богом, а первым и совершеннейшим из сотворенных Богом существ. Свое неверное толкование он стал проповедовать по всему миру, этим внеся раскол в Церковь Христову.
На Соборе святые отцы пытались убедить Ария, что он не прав, старались помочь ему исцелиться от этой лжи и перестать разделять Церковь Божию. Но Арий и его споспешники не хотели смириться с мнением и учением святых отцов и продолжал утверждать, что Сын Божий Иисус Христос — творение Божие, что Он был создан во времени Богом Отцом, и что Божия Матерь не Богородица, а Христородица. Такое смятение в Церкви нужно было остановить.
Нам особенно интересно и радостно, что в Первом Вселенском Соборе приняли участие святитель Николай, покровитель нашего монастыря, в честь которого построен надвратный храм, и святитель Спиридон, который также имеет свой храм в обители и являет чудеса на этом месте.
Святитель Спиридон попытался Арию объяснить просто, без мудрований и философствований, как может быть Святая Троица постигнута человеческим разумом. Когда он стал выходить для прений с Арием, то все отцы запрещали ему, ведь святитель Спиридон был простым и неискушенным в науках. Тримифунтский старец был пастухом овец, но в то же время и епископом. Отцы боялись, что он не сможет доказать ученому Арию и его споспешникам, истину о Святой Троице. Несмотря на уговоры отцов, святитель вышел с верой в силу премудрости Божией. Сотворив крестное знамение, он взял кирпич и сжал в своей руке. В это мгновение к изумлению всех присутствующих произошло чудо: глина осталась в руках, огонь, который когда-то сжигал эту глину, полыхнул вверх, а вода потекла вниз. Тогда святой Спиридон сказал: «Вот видите, Бог Отец — как огонь вверху. Глина – Иисус Христос среди нас. А Дух Святой исходит, протекает в Церкви Христовой, наполняя всех благодатью, и дает силы всем нам исполнять заповеди Божии».
Но даже такое чудо не убедило и не остановило безумного Ария, и он продолжал богохульствовать. Тогда к нему подошел святитель Николай и ударил по щеке. Император Константин посчитал такое поведение недостойным для решения вопросов, касающихся Церкви. У Святителя Николая забрали Евангелие и омофор, символ святительской благодати, а его самого отправили в тюрьму за то, что поднял руку на пресвитера. Такое наказание полагалось и по церковным канонам, и по совести христианской. И вот ночью, молившимся епископам и Императору было видение, в котором Матерь Божия вернула святителю омофор, а Cпаситель вручил ему Евангелие. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, на следующий день они освободили славного поборника истины из темницы и попросили прощения, но предупредили, что, несмотря на его великую ревность, не следует так поступать.
Святитель Николай и святитель Спиридон выступили против лжеучения и против разделения Церкви. Они утвердили, что наша святая Церковь должна быть единой. Как в Троице Господь наш Иисус Христос единосущен и неразделен Отцу, то и Его ученики, апостолы и все последователи, в том числе мы с вами, должны быть всегда собраны воедино, и между нами не должно быть разногласия, особенно в деле вероучения.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа веры. Символ веры читается христианами каждый день в утренних молитвах и торжественно поется за каждым богослужением, потому что содержит изложение основных истин православной веры. Вот эти первые 7 членов: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».
Второй Вселенский Собор состоялся в столице Византийской империи Константинополе в 381 году. На нем были опровергнуты ереси Македония и Аполлинария и окончательно сформулирован и утвержден Символ веры, добавлены оставшиеся пять членов: И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.
На этом закончились споры и были составлены основные догматы православной веры. Что такое догматы? Это правила, которые никто не имеет право изменять. Это как скелет в человеке, так и догматы Церкви непреложны. Если что-то в них изменяется — это уже ересь.
После Собора Арий, не захотевший смириться и оставить свою ересь, был отправлен в ссылку на юг в сторону Дуная, где продолжал неправильно учить людей. Господь, долготерпя и все-таки ожидая его покаяния, в конце концов увидел, что в нем нет исправления, и попустил достойное по его делам наказание. Арий так надулся, что чрево его распалось и все внутренности выпали. Такой была его смерть.
Вот, братья и сестры, как и ради чего происходил этот Собор, который мы вспоминаем спустя уже 17 веков. Это величайшее событие! После него было еще шесть Соборов. Они непреложны, решение их непререкаемое и не подлежит изменению в Православной Церкви.
В 1054 году Западная Церковь отделилась от Восточной. Причиной этого разделения стало нарушение католической церковью догматических учений, поэтому объединение с католиками стало невозможным.
Первый неправильный догмат — это правило Филиокве, по которому Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Это противоположно учению Православной Церкви. В Символе веры сказано «верую… в Духа Святого… Иже от Отца, исходящего».
Потом они изложили догмат о непогрешимости папы римского, по которому главой Церкви на земле является не Иисус Христос, а папа римский. Его титул очень длинный, последний элемент папского титула – раб рабов Божиих. Но когда этот «раб рабов Божиих» говорит с кафедры, считается, что все, сказанное им свято и непогрешимо, поэтому не обсуждается и не осуждается. А может у него какая болезнь, или ошибся, как любой человек, и сказал неправильно? Католики на это отвечают: «Нет, такого не будет! Папа говорит только свято! Когда становится на кафедру, происходит чудо, и он произносит только истину». Конечно же, это заблуждение.
Следующее — это догмат об индульгенции. О том, что прощение грехов и Царство Небесное можно купить за деньги. По этому догмату, кто больше жертвует, тот ближе к Богу в Царствии Небесном. Это противоречит христианскому учению.
И последний догмат против Божией Матери. Желая ее восхвалить, они уничижили Ее подвиг догматом о непорочном зачатии, который гласит, что Божия Матерь родилась не как все обычные люди, а сверхъестественно, поэтому все ее подвиги ничего не значат. А Православная Церковь восхваляет Ее за подвиг чистоты, непорочности, страха Божиего, смирения. Пресвятая Дева приняла волю Божию, стала вместилищем Духа Святого и родила Сына Божия.
Все эти заблуждения делают невозможным объединение Западной и Восточной Церквей. Но святые Запада, которые были канонизированы до 1054 года — они наши святые, потому что не учувствовали в заблуждении. Например, мы поминаем составителя Литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, который написал свое сочинение в виде диалога и поэтому стал называться Двоесловом. Он является учителем Западной Церкви, но поскольку подвизался в VI или VII веке, то мы его прославляем.
Вот, братья и сестры, к каким последствиям приводит незнание, гордыня и упорство. Поэтому для того, чтобы сохранить и передать будущему поколению истину Православной Церкви, нам необходимо быть сведущими в Священном Писании и Предании, а также в догматическом учении. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что невежество тоже является ересью. И мы понимаем, что незнание закона не освобождает от ответственности. Хотя Господь и говорит, кто знал больше будет судим строже, а кто знал меньше будет менее строго судим, но если человек имел возможность и не пожелал усвоить важнейшие истины православной веры, то эта ответственность за ним остается.
Не только догматы Первого, но и всех Вселенских Соборов, почитание святых и почитание икон, и все правила святых отцов Церковь хранит непреложными и неизменными. Руководствуются ими в первую очередь епископы и священники. Но и диаконы, и миряне обязаны знать их, чтобы не нарушить или не оказаться в заблуждении, потому что без истины нет спасения. Только когда человек хранит истинные догматы, он может войти в общение со Христом и получить спасение.
Поэтому надо нам с вами надо, во-первых, тщательно изучать Священное Писание и внимательно читать Евангелие. В нем Господь говорит: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Когда Филипп спрашивает: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас», Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин 14:8-9). Господь в Евангелии открывает истину и, если будем читать внимательно, то любое заблуждение, любая ересь будут разбиваться о наши познания Священного Писания. Во-вторых, нужно изучить Предание Церкви. Например, о том, чтобы полагать поклоны или крестное знамение нигде в Священном Писании не написано. Но такие вещи надо усвоить и передать будущему поколению. В-третьих, надо самим исполнять эти правила, потому что если человек знает, но не соблюдает, то это еще хуже, значит он осознанно согрешает.
Сегодня люди спрашивают: Как понять волю Божию? В чем воля Божия? Мы не знаем, как поступить. Для того, чтобы научиться понимать волю Божию необходимо хранить свою совесть во всем. Когда, к примеру, нам делают замечание, не надо обижаться, потому что обида человека являет его неразумие. Ведь если он прав, то это к нему не относится, и нечего обижаться. А если неправ, то нужно потерпеть. Любая обида – это глупость. Тот, кто обижает, и тот, кто обижается, совершают один и тот же грех — грех глупости. Когда человек получает какое-то оскорбление, замечание, и при этом радуется, прощает обидчика, благодарит Бога и идет вперед, это свидетельствует о его великодушии. А человек малодушный, немощный обижается и болеет, болеет, болеет и не поймешь, как его вылечить.
Поэтому, дорогие братья и сестры, надо нам понять, что истина Христова непреложна. Кто хранит истину и живет ради истины, тот укрепляется во Христе, и чтобы ни случилось на земле и в вечности, он побеждает. Он проходит все испытания в жизни легко, переступает через все человеческие немощи и радуется, не замечая ничего плохого. Как говорит Господь: «Будьте просты как голуби». Это и есть голубиная простота: не видеть зла, пребывать всегда в добре и в радости. Только соблюдая свою совесть перед Богом и перед людьми, можно будет познать постепенно все остальное – в чем воля Божия и что хочет от нас Господь. А если совесть не хранить, она становится мутная и невозможно не только волю Божию увидеть, но и сложно бывает понять, что мы сами творим, куда идем и к чему приходим.
Поэтому православие — это, в первую очередь, милость Божия. Во-вторых, это знание Бога, любовь к Нему и жизнь в этой Божественной любви. Поэтому дай Господи, чтобы первый Вселенский Собор, память которого мы сегодня совершаем, и святые отцы помогли нам своими молитвами усвоить нашу православную веру, постоянно пребывать в учении Христовом, знать Евангелие наизусть и жить по-евангельски. И тогда Царство Небесное будем предвкушать уже на земле. И сподоби Господи, чтобы по милости Твоей, пребывая в Божественной благодати, мы свидетельствовали о Христе распятом, воскресшем и вознесшемся на небо для того, чтобы и нас вознести с собой к славе вечной. Аминь.
Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (90) раз