Христианин за работой. Зачем добывать хлеб в поте лица?
Работа и учеба занимают большую часть нашей жизни. И как хорошо, если и то, и другое дается нам с удовольствием и радостью. А если нет? Что делать, если на работе тебя окружают неверующие циники? Как вести себя православному человеку во время конфликтов? Благословляется ли работать в воскресенье? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Владимир Гофман.
Моя верующая бабушка всегда говорила, что в воскресенье нельзя делать никакие домашние дела, этот день нужно посвятить Богу. Но у меня большая семья: муж, трое детей, всегда много хлопот по дому, так как на неделе работаю с утра до вечера. Поэтому после литургии всей семьей обедаем сообща, а потом приступаем к домашним делам. Грех ли это?
— Нет, не грех, если вы были утром в храме, помолились за Божественной литургией, потом отдохнули, а потом занялись делами. Да, один день в неделе мы призваны посвятить Богу: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся…» (Исх 23:12). Почему? «… потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился…» (Исх 31:17). Библия много говорит о седьмом дне покоя. Но это не значит, что мы не должны что-то делать в этот день. Есть такая крайность: в воскресенье не работать, но и в церковь не ходить. Безделье не означает исполнения заповеди о седьмом дне. Что значит посвятить этот день Богу? Прежде всего, молиться, разумеется. Кроме того, делать богоугодные дела, за которые не стыдно отчитаться. У каждого они могут быть свои. Одно общее: день покоя — это не день лежания у телевизора.
Я молодой специалист, всего три месяца работаю психологом. Если во время учебы мне нравилась моя будущая работа, то сейчас в связи с ней замечаю многие свои грехи: критичность, осуждение, иногда приходится вмешиваться в конфликты и быть их участником. В последнее время я даже стала задумываться о смене работы. Батюшка, что вы посоветуете?
— Работу человек выбирает сам. Сам ее и оставляет, если она по каким-либо причинам не устраивает. Советы, на мой взгляд, здесь не уместны. А что касается чувства греховности, для борьбы с грехом у православных людей есть лекарство — таинство Покаяния. Исповедуйтесь, причащайтесь Христовых Таин, и тогда, без сомнения, сумеете принять правильное решение, направленное на спасение души, к чему и призывают нас Христос и Его Церковь.
Я окончила девятый класс. Учусь на пятерки, и одноклассники часто просят дать списать домашнее задание, а иногда и контрольную работу. Грех ли давать списывать? С одной стороны, я пытаюсь помочь им, но, с другой стороны, я вместе с ними обманываю учителя…
— У нас есть хороший помощник, контролер наших поступков, он называется совесть. Если она не дает нам спокойно уснуть, значит, мы что-то делаем неправильно. Вот совесть вам и подскажет, давать списывать домашнее задание или не давать. И если вы сейчас научитесь прислушиваться к голосу своего контролера, в дальнейшей взрослой жизни вам будет намного легче принимать решения. Но принимать их нужно самостоятельно.
По профессии я инженер-конструктор и занимаюсь довольно сложными вещами. Мои коллеги по работе — неверующие интеллектуалы. Они постоянно обсуждают темы, о которых в приличном обществе не говорят. Зачастую шутят на религиозные темы. Я свел до минимума общение с ними, но все равно общаться приходится. Кроме того, я становлюсь немым свидетелем их разговоров. Сама работа мне очень нравится, не хотелось бы менять ее. Как жить в коллективе неверующих циников и не стать белой вороной?
— А кто сказал, что «белой вороной» быть плохо, неправильно? Значит, где-то мы можем быть принципиальными, а где-то стыдимся своих религиозных убеждений? Слабая позиция. Вот первые христиане шли на смерть за свою веру, которую исповедовали пред сильными мира сего, а нынешние перекреститься перед едой стесняются. Так христиане ли они? Думаю, что нет, если уж даже не перед лицом опасности и испытаний, а в обычных условиях отказываются от Христа, тем самым предавая Его. Мне кажется, вы и сами это прекрасно понимаете.
Я человек православный, живу в маленьком городе, владею небольшим бизнесом. В нашем городе не так много рабочих мест, а потому периодически ко мне приходят устраиваться люди, только что вышедшие из тюрьмы. Душой я понимаю, что должен помочь им, но всегда опасаюсь, как бы чего не вышло. В итоге не принимаю на работу. Стоит ли смирить себя и дать шанс человеку или доверять своей интуиции?
— Уверен, что надо дать такой шанс. Люди, отбывшие наказание, установленное законом, потенциально искупили свою вину. Понятно, что среди них встречаются и такие, кто снова готов пойти на преступление. Но мы ведь христиане, надеемся на лучшее в человеке, стараемся прощать. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз…» (Мф 18:21–22).
Этой зимой два месяца жила в монастыре трудницей. Были мысли постричься в монахини, но передумала, так как увидела, что все мое время было занято послушаниями, порой даже прочитать вечернее или утреннее правило не было времени и сил, а на литургии за эти два месяца вообще была только несколько раз. Разве такой труд в ущерб молитве и есть монашеская жизнь?
— Преподобный Исаак Сирин говорил так: «Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами. Вних полагается начало жития». Так что, прежде чем думать об иночестве (инок значит «иной», избравший другой жизненный путь), надо пройти испытание физическим трудом. О необходимости труда говорили многие святые, в частности, святитель Василий Великий наставлял «совершать молитву между делом». Монастырские насельники кормятся своим трудом. А как иначе? Молиться же можно и нужно, по словам апостола, непрестанно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16–18). Впрочем, об этом нужно спрашивать монашествующих, они непосредственно знакомы с проблемой и смогут рассказать досконально.
Мой сын оканчивает православную гимназию. Последние три года он помогал нашему батюшке в алтаре. Я надеялась, что станет священником. А он недавно заявил мне, что хочет поступать в театральное училище. Мне кажется, что актерство не самая лучшая профессия для православного человека. Как убедить сына поступать в семинарию, а не в театральный?
— А нужно ли убеждать? Человек сам выбирает профессию. Задача родителей — воспитать свое чадо так, чтобы он мог свободно и сознательно сделать свой выбор. Если вы воспитывали сына в православии, значит объясняли ему, почему профессия актера не одобрялась христианами в прошлые времена, называлась «позорищем», будущему священнику даже запрещалось брать в жены актрису. Но все зависит от человека. В том числе выбор роли, спектакля (а их, кстати, немало нравственных, христианских), вообще жизненной позиции. Так что и в актерской профессии можно оставаться христианином, мало того — нести свет христианства людям.
Мы с мужем работаем всю неделю до позднего вечера. Выходной только один — воскресенье. С детьми (у нас их двое — пяти и семи лет) находится бабушка. Понятно, что и воспитанием их в основном занимается она. Меня гложут сомнения: в одной книге я читала, что спасение души родителей более всего зависит от детей. Что делать? Как правильно воспитать ребенка, если весь день находишься на работе? Отказаться от нее не могу, работа мне очень нравится, кроме того, она дает определенный материальный достаток.
— Ну, что тут скажешь? Мы сами выбираем свои дороги. Нравится работа — работайте. Но как христианка вы должны помнить, что женщина спасается не трудом, не какой-либо общественной деятельностью, а чадорождением (Быт 3:16). Что бы мы ни говорили, но такова воля Божия. Понимать надо, что не только самим фактом рождения ребенка, но и его воспитанием. На кого потом пенять, когда чадо вырастет не таким человеком, каким вы хотели бы, если папе с мамой некогда было его воспитывать, пока они профессионально реализовывались? Родить и воспитать человека — подвиг. А для подвига нужно самопожертвование. Причем добровольное. Иначе ничего не получится. А работа, карьера… Христос говорит нам: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..» (Мк 8:36). Стоит принять к сведению, если надеемся на спасение и верим Христу.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (62) раз