К врачу душ и телес. Как заботиться о своем здоровье по-христиански | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

К врачу душ и телес. Как заботиться о своем здоровье по-христиански

К врачу душ и телес. Как заботиться о своем здоровье по-христиански

Болезнь, недуг… Нерадостно звучат эти слова для большинства людей. Болеют все: и большие, и маленькие, а тяжелый недуг — настоящее испытание не только для самого больного, но и для его близких. Это боль и физическая, и душевная. На вопросы наших читателей о перенесении болезней отвечает протоиерей Владимир Гофман.

Раньше был популярен лозунг: «В здоровом теле здоровый дух». Так ли это? Действительно ли совершенно здоровый человек (если такое вообще бывает в наше время) и духовно здоров? Во всяком случае, здоровее других?

— Вырванная из контекста да еще и неполная цитата многими понимается как данность, мол, в здоровом теле обязательно будет здоровый дух. Как бы не так! И сам автор Децим Юний Ювенал, и повторивший ее Жан-Жак Руссо, и другие разумные люди исходили из того, что наличие здорового тела вовсе не гарантирует наличия здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Перевод этой фразы такой: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый (в смысле разумный, сознательный, осознанный) был в теле здоровом…» Как видите, вопрос формы и содержания. Как нельзя создавать культ из собственного тела, так нельзя и пренебрегать им. Об этом, кстати, говорят многие святые отцы, опираясь на слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор 6:19). Это значит, что к телу человек призван относиться как к сосуду, в котором обитает Дух Святой, поэтому и не пренебрегать чистотой и здоровьем этого сосуда. «Итак, умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12:1). Так же следует избегать другой крайности — создания из своего тела своеобразного культа. Физически здоровый человек не обязательно здоров духовно, нередко даже совсем не здоров. Бывает, конечно, и обратное, когда духовно здоровый человек не здоров физически. В идеале должна быть гармония. Об этом и предлагает молиться древний философ.

Если заболел, нужно ли задавать себе вопрос: почему или для чего меня постигло это испытание? Пытаться найти причины или принять не анализируя и просто пытаться исправить свою жизнь?

— Думаю, не любая болезнь приключается с нами от неправильной жизни, хотя и такое не редкость. Но анализ своих поступков никому еще не помешал. К этому призывает нас и таинство Покаяния. Возможно ли в чем-то покаяться, не разобравшись в содеянном? Нет, конечно. Значит, мы без анализа не обойдемся, если, разумеется, хотим каяться искренне, имея целью изменение своей жизни. И в болезни, и в здравии это делать верующему человеку необходимо. Нельзя жить на автопилоте. Нельзя все перекладывать на Бога, дескать, Он все управит. Он управит тогда, когда человек что-то делает сам. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил о доверии Богу примерно так: «Я, когда должен что-то сделать, делаю все, что зависит от моих сил, способностей, а потом зажигаю свечу и молюсь Богу о том, чтобы Он сделал то, чего не могу сделать я». Мудрые слова. А прежде чем что-то делать, надо думать. И голова на плечах для того, чтобы думать, а не шапку носить.

У кого искать помощи в болезни? Можно ли обращаться к врачам (некоторые говорят, что нужно все предать на волю Божию)? И как относиться к нетрадиционной медицине: гомеопатии, иглоукалыванию и подобным практикам?

— Я уже говорил о воле Божией в отношении болезней. Повторю только то, что Бог помогает тем, кто старается помочь себе сам. Поэтому, конечно же, не оставляя молитвы и надежды на Божию милость, нужно обращаться к врачам. Но не без разбора. Что касается восточной медицины, к которой относится иглоука­лывание, то вот что говорят специалисты, в частности, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов: «Христианину можно прибегать к тому или иному восточному методу, если метод имеет фундаментальную научную медицинскую основу и не противоречит православному вероучению. Огульно отметать все ветви восточной медицины было бы неправильно. Христианин может лечиться, и многие христиане лечатся некоторыми подобными методами и получают выздоровление…» Профессионалам я доверяю. Достается от критиков и гомеопатии, но, кажется, чаще это от незнания предмета. Вот, например, что говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в 1892 году: «Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошел к Своей твари, восприняв на Себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Свое совершенное человечество, соединенное с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилагает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого…» Думаю, к мнению святого стоит прислушаться, прежде чем отвергать сам метод.

Верующий человек, заболев, постарается исповедаться и причаститься. Или пособоруется, ведь это таинство во исцеление? Известны ли случаи, когда после таинств больные действительно исцелялись?

— Таких случаев, когда соборование исцеляло человека, в истории Церкви великое множество. В противном случае это таинство давно исчезло бы из практики. Но к нему прибегают во всем христианском мире и не без основания. Такие таинства как исповедь и причащение в Русской Церкви взаимосвязаны: можно исповедаться, но не причащаться, а вот причащаться без исповеди у нас не принято, в отличие, скажем, от Греческой Церкви. Соборование, или таинство Елеосвящения, так тесно не связано с другими таинствами. Можно собороваться и не причащаться, но существует хорошая традиция, когда после соборования человек причащается Святых Таин. В разных храмах практика может различаться, но суть одна.

Иногда тяжелобольные люди стойко переносят испытания, показывая другим пример терпения, даже радости, полноты жизни, духовной крепости. А бывает наоборот: человек оказывается буквально сломлен недугом. Почему один ведет себя так, а другой иначе? Что делать больному, чтобы переломить ситуацию и обрести духовную крепость?

— Так, слава Богу, мы все разные. У одних крепкая воля, другие малодушны. Болезнь, как лакмусовая бумажка, выявляет, кто на что способен. Но вспомним Нагорную проповедь Спасителя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…» (Мф 5:3). Кто эти нищие духом? Это те, кто осознает, что сам по себе, без Божией помощи, ничего не может. Значит, обрести сильную волю возможно, если стараться ее укреплять и просить помощи у Бога. «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно…» (Мф 19:26).

В случае тяжелого течения болезни что стоит предпринять родным страждущего? Может быть, читать какие-то специальные молитвы? Мне, например, посоветовали заказать молебны о здравии в семи монастырях…

— Почему в семи, а не в семидесяти семи? Закон о переходе количества в качество, конечно, существует. Но дело не в этом. Нужно родным за болящего молиться, для этого существует множество молитв Господу, Божией Матери, святым угодникам. Хорошо, если и в храме о болящем молятся. Можно хоть в ста храмах, но хотя бы в одном. Господь слышит и принимает искреннюю молитву. Помнить только надо, что «…живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Гос­пода умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни…» (Рим 14:8). То есть мы смиренно принимаем Его волю. Посылает жизнь — благодарим, посылает смерть — благодарим, значит, такова Его воля о болящем, которую нам не дано познать. Мы же, к сожалению, часто ропщем, если выходит не по-нашему. А это, как уже говорилось, не по-христиански. И дело тут не в специальных молитвах, а в искренних молитвах близких людей. Нельзя откупаться от молитвенного труда. Чужой дядя будет молиться, а я — сидеть сложа руки и вздыхать о напастях, посылаемых Богом? Разве так можно?

Кому и как лучше молиться в болезни? Есть, например, традиция читать акафист святителю Луке или, в случае онкологии, — Божией Матери пред иконой «Всецарица», или своему святому. Что выбрать, ведь всего не охватить, не хватит физических сил, тем более у человека, ослабленного болезнью?

— Так и не нужно все охватывать. Податель всех благ — Господь. Он — Врач душ наших и телес. Ему всегда и молимся. По смирению просим помощи у Божией Матери. Есть святые угодники, которым дана от Бога благодать помогать людям в тех или иных трудностях и болезнях. В любом молитвослове мы находим указания, кому и когда можно молиться, не забывая при этом, что, у кого бы ни просили помощи, исцелить болезнь может Один лишь Бог, а Пресвятая Богородица и святые, к которым мы обращаемся в молитве, лишь ходатаи за нас грешных перед Господом.

Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (73) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов