К врачу душ и телес. Как заботиться о своем здоровье по-христиански
Болезнь, недуг… Нерадостно звучат эти слова для большинства людей. Болеют все: и большие, и маленькие, а тяжелый недуг — настоящее испытание не только для самого больного, но и для его близких. Это боль и физическая, и душевная. На вопросы наших читателей о перенесении болезней отвечает протоиерей Владимир Гофман.
Раньше был популярен лозунг: «В здоровом теле здоровый дух». Так ли это? Действительно ли совершенно здоровый человек (если такое вообще бывает в наше время) и духовно здоров? Во всяком случае, здоровее других?
— Вырванная из контекста да еще и неполная цитата многими понимается как данность, мол, в здоровом теле обязательно будет здоровый дух. Как бы не так! И сам автор Децим Юний Ювенал, и повторивший ее Жан-Жак Руссо, и другие разумные люди исходили из того, что наличие здорового тела вовсе не гарантирует наличия здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Перевод этой фразы такой: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый (в смысле разумный, сознательный, осознанный) был в теле здоровом…» Как видите, вопрос формы и содержания. Как нельзя создавать культ из собственного тела, так нельзя и пренебрегать им. Об этом, кстати, говорят многие святые отцы, опираясь на слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1 Кор 6:19). Это значит, что к телу человек призван относиться как к сосуду, в котором обитает Дух Святой, поэтому и не пренебрегать чистотой и здоровьем этого сосуда. «Итак, умоляю вас, братия, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим 12:1). Так же следует избегать другой крайности — создания из своего тела своеобразного культа. Физически здоровый человек не обязательно здоров духовно, нередко даже совсем не здоров. Бывает, конечно, и обратное, когда духовно здоровый человек не здоров физически. В идеале должна быть гармония. Об этом и предлагает молиться древний философ.
Если заболел, нужно ли задавать себе вопрос: почему или для чего меня постигло это испытание? Пытаться найти причины или принять не анализируя и просто пытаться исправить свою жизнь?
— Думаю, не любая болезнь приключается с нами от неправильной жизни, хотя и такое не редкость. Но анализ своих поступков никому еще не помешал. К этому призывает нас и таинство Покаяния. Возможно ли в чем-то покаяться, не разобравшись в содеянном? Нет, конечно. Значит, мы без анализа не обойдемся, если, разумеется, хотим каяться искренне, имея целью изменение своей жизни. И в болезни, и в здравии это делать верующему человеку необходимо. Нельзя жить на автопилоте. Нельзя все перекладывать на Бога, дескать, Он все управит. Он управит тогда, когда человек что-то делает сам. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил о доверии Богу примерно так: «Я, когда должен что-то сделать, делаю все, что зависит от моих сил, способностей, а потом зажигаю свечу и молюсь Богу о том, чтобы Он сделал то, чего не могу сделать я». Мудрые слова. А прежде чем что-то делать, надо думать. И голова на плечах для того, чтобы думать, а не шапку носить.
У кого искать помощи в болезни? Можно ли обращаться к врачам (некоторые говорят, что нужно все предать на волю Божию)? И как относиться к нетрадиционной медицине: гомеопатии, иглоукалыванию и подобным практикам?
— Я уже говорил о воле Божией в отношении болезней. Повторю только то, что Бог помогает тем, кто старается помочь себе сам. Поэтому, конечно же, не оставляя молитвы и надежды на Божию милость, нужно обращаться к врачам. Но не без разбора. Что касается восточной медицины, к которой относится иглоукалывание, то вот что говорят специалисты, в частности, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов: «Христианину можно прибегать к тому или иному восточному методу, если метод имеет фундаментальную научную медицинскую основу и не противоречит православному вероучению. Огульно отметать все ветви восточной медицины было бы неправильно. Христианин может лечиться, и многие христиане лечатся некоторыми подобными методами и получают выздоровление…» Профессионалам я доверяю. Достается от критиков и гомеопатии, но, кажется, чаще это от незнания предмета. Вот, например, что говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский при открытии гомеопатической аптеки и лечебницы в 1892 году: «Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошел к Своей твари, восприняв на Себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Свое совершенное человечество, соединенное с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилагает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого…» Думаю, к мнению святого стоит прислушаться, прежде чем отвергать сам метод.
Верующий человек, заболев, постарается исповедаться и причаститься. Или пособоруется, ведь это таинство во исцеление? Известны ли случаи, когда после таинств больные действительно исцелялись?
— Таких случаев, когда соборование исцеляло человека, в истории Церкви великое множество. В противном случае это таинство давно исчезло бы из практики. Но к нему прибегают во всем христианском мире и не без основания. Такие таинства как исповедь и причащение в Русской Церкви взаимосвязаны: можно исповедаться, но не причащаться, а вот причащаться без исповеди у нас не принято, в отличие, скажем, от Греческой Церкви. Соборование, или таинство Елеосвящения, так тесно не связано с другими таинствами. Можно собороваться и не причащаться, но существует хорошая традиция, когда после соборования человек причащается Святых Таин. В разных храмах практика может различаться, но суть одна.
Иногда тяжелобольные люди стойко переносят испытания, показывая другим пример терпения, даже радости, полноты жизни, духовной крепости. А бывает наоборот: человек оказывается буквально сломлен недугом. Почему один ведет себя так, а другой иначе? Что делать больному, чтобы переломить ситуацию и обрести духовную крепость?
— Так, слава Богу, мы все разные. У одних крепкая воля, другие малодушны. Болезнь, как лакмусовая бумажка, выявляет, кто на что способен. Но вспомним Нагорную проповедь Спасителя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…» (Мф 5:3). Кто эти нищие духом? Это те, кто осознает, что сам по себе, без Божией помощи, ничего не может. Значит, обрести сильную волю возможно, если стараться ее укреплять и просить помощи у Бога. «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно…» (Мф 19:26).
В случае тяжелого течения болезни что стоит предпринять родным страждущего? Может быть, читать какие-то специальные молитвы? Мне, например, посоветовали заказать молебны о здравии в семи монастырях…
— Почему в семи, а не в семидесяти семи? Закон о переходе количества в качество, конечно, существует. Но дело не в этом. Нужно родным за болящего молиться, для этого существует множество молитв Господу, Божией Матери, святым угодникам. Хорошо, если и в храме о болящем молятся. Можно хоть в ста храмах, но хотя бы в одном. Господь слышит и принимает искреннюю молитву. Помнить только надо, что «…живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни…» (Рим 14:8). То есть мы смиренно принимаем Его волю. Посылает жизнь — благодарим, посылает смерть — благодарим, значит, такова Его воля о болящем, которую нам не дано познать. Мы же, к сожалению, часто ропщем, если выходит не по-нашему. А это, как уже говорилось, не по-христиански. И дело тут не в специальных молитвах, а в искренних молитвах близких людей. Нельзя откупаться от молитвенного труда. Чужой дядя будет молиться, а я — сидеть сложа руки и вздыхать о напастях, посылаемых Богом? Разве так можно?
Кому и как лучше молиться в болезни? Есть, например, традиция читать акафист святителю Луке или, в случае онкологии, — Божией Матери пред иконой «Всецарица», или своему святому. Что выбрать, ведь всего не охватить, не хватит физических сил, тем более у человека, ослабленного болезнью?
— Так и не нужно все охватывать. Податель всех благ — Господь. Он — Врач душ наших и телес. Ему всегда и молимся. По смирению просим помощи у Божией Матери. Есть святые угодники, которым дана от Бога благодать помогать людям в тех или иных трудностях и болезнях. В любом молитвослове мы находим указания, кому и когда можно молиться, не забывая при этом, что, у кого бы ни просили помощи, исцелить болезнь может Один лишь Бог, а Пресвятая Богородица и святые, к которым мы обращаемся в молитве, лишь ходатаи за нас грешных перед Господом.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (70) раз