Выбрать страницу

«Не доводи меня до греха!» Как не попасться на удочку врага рода человеческого

«Не доводи меня до греха!» Как не попасться на удочку врага рода человеческого

Грешу. Понимаю, что грешу, и все равно продолжаю это делать. Вообще, можно ли в наше время жить без греха? Это очень трудно. Грех настолько вошел в нашу жизнь, что стал привычным делом. Даже выражение такое появилось — «повседневные грешки». Их батюшке называют на исповеди как бы между прочим, добавляя: «Ну, все же так делают…» Но ведь с ними надо бороться! А как это делать, если даже грехом-то их не считаешь или не замечаешь? В этих вопросах разбираемся с протоиереем Владимиром Гофманом.

Чем грех отличается от страсти, от порока? Что мне нужно называть на исповеди священнику? Только грехи? А про страсти, пороки, похоти, помышления тоже нужно рассказывать?

— Начнем с того, что на исповеди не «рассказывают», а каются в своих грехах Богу, Который невидимо присутствует во время таинства («се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…»). Рассказывают подружке, ей это, возможно, интересно, а Богу и так все известно, Он ждет только вашего искреннего раскаяния в содеянном. И священнику тоже ни к чему ваши рассказы, он здесь как свидетель вашего покаяния. Теперь об отличиях. Они, безусловно, есть, и весьма существенные. Грех — от греческого слова «амартия» (ошибка, промах, заблуждение, проступок). Страсть — «греховная зависимость, проявляющаяся в сильном влечении человека к определенному виду греха». Не сам грех, а склонность к нему, то есть, из чего грех вырастает. С церковнославянского слово «страсти» переводится как «страдания». Но в современном словоупотреблении оно чаще используется для обозначения греховных состояний человека, греховных расположений и навыков, влекущих его к нарушению заповедей Божиих, нередко даже против его воли. Святые отцы выделяли восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Каждая из этих страстей ведет человека к определенным грехам. Что касается понятия порока, то это слово можно назвать синонимом слова «страсть», то есть это стойкая привязанность, склонность человека, группы людей или общества к определенному виду греха. Но это слово чаще употребляется применительно к обществу, в церковной практике по отношению к человеку употребляется реже. Вот такая своего рода иерархия. Конечно, очень важно на исповеди не просто называть грехи, а, готовясь к таинству, определить страсти, которые толкают вас к тому или иному греху. Например, вы говорите, что вчера позавидовали подруге. Это грех. Но если вы вообще человек завистливый, то каяться надо в этой страсти. А покаявшись, бороться с ней, потому что, если страсть останется, то грех будет повторяться.

Иисус Христос сказал, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Можете разъяснить, что такое хула на Духа Святого и почему Бог ее не прощает?

— Да, это единственный грех, который не бывает и не будет прощен. А почему? Потому что сам человек не желает прощения от Бога при жизни, а после нее — уже поздно. Хула на Духа Святого — это стойкое упорствование во грехе, отвержение Божией помощи и благодати, а в целом вообще неверие в Бога. Богословская наука называет три составляющие этого греха: упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божией, поношение или отрицание бытия третьего Лица Пресвятой Троицы, богохульство вообще. Для того чтобы грех был прощен, нужно в нем раскаяться, попросить у Бога прощения. При хуле же на Святого Духа никакого раскаяния нет, значит и прощения, о котором не просили, быть не может. Святитель Василий Великий дал несколько определений греху хулы на Духа Святого, а о результате хулы писал следующее: «Хула на Духа приводит тебя к понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего, объемлется душевною слепотою». А другой учитель Церкви святой Иоанн Златоуст говорил: «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение». Грехом хулы на Духа может быть сознательное самоубийство, в основе которого лежит неверие в Божию благодать, осознанный отказ от Бога и Его помощи. Вот потому-то вольное самоубийство и не может быть прощено, ведь самоубийца и не просил у Бога ни помощи, ни прощения, пока был жив.

Я молодая девушка, работаю в чисто женском коллективе. У нас на работе коллеги часто сплетничают между собой. Я стараюсь не участвовать в разговорах, но все равно не могу отключиться от бесед совсем. Слова проникают в сердце, появляются нехорошие помыслы. Подскажите, пожалуйста, как перестать осуждать людей даже в мыслях?

— Многие люди, не желающие загрязнять душу осуждением и пустой болтовней, молятся. Никто же не помешает вам молиться в уме? А если работа позволяет, так и наушники не грех надеть и слушать хорошую музыку или церковные песнопения. А для того чтобы не осуждать других, придется применить силу воли, не бояться быть в коллективе «белой вороной» и  чаще вспоминать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить…» (Мф 7:1–2).

Я очень вспыльчивый человек, завожусь по любому поводу (а иногда и без него). Подскажите, пожалуйста, как побороть внутреннюю злобу, раздражение на других людей?

— Это от гордыни. С этой страстью надо бороться. Гордыня не позволяет любить людей, исполнять заповедь Спасителя о любви. А Он говорил, что и врагов надо любить, иначе, чем мы будем отличаться от язычников или неверующих, они ведь тоже ближних любят? Но чтобы полюбить врагов, надо прежде того научиться любить ближних. Апостол Петр пишет: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца…» (1 Пет 1:22). Вот, значит, как: «послушанием истине чрез Духа». В духовной жизни без усилия не обойтись. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него…» (Лк 16:16).

Прочитала, что есть грехи к смерти. Какие они и как их избежать?

— Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). То есть существуют грехи, ведущие к смерти, и другие, которые к смерти не ведут. Что же это за смертные грехи? Конечно же, речь идет не о физической смерти (хотя и такое бывало, почитайте Деяния апостолов), а о тех грехах, что ведут душу в вечную погибель — в ад. Например, упоминаемая уже хула на Духа Святого. Смертный грех — это когда человек сознательно отрицает бытие Божие, Его благодать и помощь, можно сказать, ненавидит Творца. Какие же грехи относятся к смертным? Святые отцы определили: раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, святотатство, самоубийство и другие, которые человек совершает сознательно и часто с богоборческой целью. Как избежать таких грехов? Укреплять свою веру, чаще прибегать к таинствам Церкви и бороться с искушениями. Если коротко — жить по-христиански.

Подскажите, пожалуйста, как мне исполнять пятую заповедь, если родители меня бросили, когда я была совсем маленькой. Они сильно выпивали, и их лишили родительских прав. Я воспитывалась в детском доме. Сейчас их нет в живых. Я чувствую, что не могу в полной мере простить их.

— Надо их пожалеть, как больных людей. Не осуждать. Надо почувствовать благодарность уже за то, что они дали вам жизнь. Умение прощать — великий дар. В  полной мере им обладает лишь Христос. А мы учимся у Него. Часто не получается, но главное ведь желать доброго, и добро будет рано или поздно обретено. «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Лк 11:9–10). Ваших родителей уже нет в живых, значит пятую заповедь можно исполнять, только молясь о упокоении их душ.

Является ли грехом фантазировать, мечтать? Можно ли православному человеку составлять карту желаний? Сейчас это очень модное увлечение. У многих моих знакомых некоторые желания, которые они визуализировали, исполнились.

— Смотря о чем мечтать. Мечта — это определенная цель, к которой человек стремится. У христианина тоже есть цели, а значит он может мечтать о достижении этих целей. У него появляется мотивация для движения вперед. Думаю, это хорошо. Но ведь есть в человеке зависть, тщеславие, желание стать богатым во что бы то ни стало и т. д. На этой почве цели и мечты едва ли могут быть угодными Богу и полезными человеку в деле спасения души. Вот евангельский пример недушеполезного мечтания. «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:15–21). В Священном Писании есть ответы на все наши вопросы. Я имею в виду тех, кто хочет жить по-христиански. Просто надо научиться читать Евангелие и понимать не отвлеченно, а применительно к себе самому. Ну, а карта желаний — это что-то из детства…

Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Татьяна Гарина
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (65) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери. Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, установлен в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы далее »

10 сентября — Обретение мощей прп. Иова Почаевского далее »

11 сентябряУсекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Строгий пост) далее »

12 сентября — Прп. Александра Свирского далее » Перенесение мощей  блгв. вел. кн. Александра Невского далее » обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского далее »

13 сентября — Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы