Почему в духовной жизни у нас ничего не выходит
«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности… Ибо, когда вы были рабами греха… какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть… Но ныне… плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная» (Рим. 6:18-23).
Все мы хорошо понимаем Евангельское учение о том, что наша жизнь представляет собой выбор между путем, ведущим в вечный мрак и путем, ведущим к вечной радости. Большинство из тех, кто читает эти строки, стремится жить по заповедям и оставаться верными голосу своей совести. Однако, скорее всего, нельзя не заметить, что практически никому не удается это полностью соблюсти. Мы похожи на людей, у которых в доме прорвалась водопроводная труба, а мы вместо того, чтобы закрыть кран, боремся с потоком воды собственными руками. Но, несмотря на все наши усилия, вода все равно продолжает прорываться и затапливать наше жилище. Где находится этот кран? Как его закрыть?
Конечно, строение человеческой личности гораздо сложнее, чем план водопровода. Святые Отцы, углубленно изучавшие внутренние процессы души, говорили о том, что идти путем ведущим в вечную жизнь – значит отдавать свое сердце Богу. Причем, это отдавание подобно тому, что ты с силой вырываешь его из своей груди. Отцы Церкви учили, что главное внимание нам нужно уделять нашим мыслям, поскольку они являются началом всего того, что будет происходить с нами потом.
Ум оскверняет душу своими помыслами, а сердце преображает ее силой своей любви. Вот и получается, что дорога ко Христу лежит через сердце, а не через ум.
Победа над грехом – это прежде всего избавление от греховных мыслей. Это происходит тогда, когда ум освобождается от всяких помыслов, а в душу приходит глубокий покой духовной гармонии. В этой тишине исчезают все муки и утихают все страдания.
Поэтому суть духовной жизни заключается в хранении мира в душе. Всегда и во всех обстоятельствах основной задачей является хранение внутреннего покоя. Чтобы этого достичь, необходимо привить себе принцип жертвенной самоотдачи во всем. Без такой духовной практики грехи оккупируют ум и погружают душу в пучину страстей и тьму греховных мыслей.
Только преображенный ум и чистое сердце способны привести нас к истине, которую невозможно постигнуть разумом, поскольку она раскрывается только через благодать. Но благодать – это дар, который получают те, кто приучил свою свой ум и сердце к духовной дисциплине. Только смирившийся душе приходит помощь Божия, беря ее за руку и вводя в чертоги Небесного Жениха. Это и есть настоящее счастье вечной жизни.
Каждый человек стремится к счастью, видя в нем цель и смысл всей своей жизни. Однако многие ошибочно понимают под счастьем исключительно наличие материальных благ. Такая искаженная перспектива часто приводит к утрате не только духовных ценностей, но и психического здоровья. В поисках богатства многие люди теряют душевное благополучие, приобретая внутреннее уродство. Их души становятся демонопободными, если там поселяется алчность, жадность, желание обогатиться любыми путями.
Истинное счастье и благодать приходят только к тем, кто сознательно ведет простую жизнь, понимая, что вся эта мирская суета только фасад, за которым спрятана пустота.
Любовь, безусловно, является единственным истинным источником нашего счастья. Вместо того, чтобы искать свое благополучие во внешних обстоятельствах, лучше обратиться к своему внутреннему миру, поскольку настоящая любовь и счастье пребывают внутри каждого из нас.
Человек, который вместо духовного совершенства ищет только внешние блага, подобен заблудшему в лесу и умирающему от голода исследователю, который даже не подозревает о том, что запасы пищи спрятаны прямо под его ногами. Мы можем без труда убедиться в том, что люди, которые смогли с преизбытком обеспечить себя материальными благами, но не имеют при этом любви и внутреннего мира, оказываются намного несчастнее тех, кто хоть и беден, но научился радоваться и благодарить Бога за все то малое, что у него есть.
Одна из самых главных бед современной цивилизации то, что большинство людей живут поверхностно и бессмысленно. Даже христиане понимают заповеди как нечто такое, что можно периодически практиковать, в перерывах между привычным образом жизни. Когда в церкви, на молитве мы христиане, а в быту, на работе «живем как все». Для таких христиан кресты на груди это украшение, а не свидетельство того, что этот человек каждый день распинается Христа ради.
Такие люди всегда стремятся найти компромисс между своей выгодой, и волей Божией. Удобство и комфорт для них выше истины. Такая духовная жизнь лишена всякого смысла. Невозможно быть немного беременной, а немного нет. Нельзя быть немного с Богом, и немного с миром, нужно выбирать что-то одно.
Все, что от нас нужно, так это решительное и бескомпромиссное следование за Христом.
Только когда мы будем твердо и целеустремленно жить в согласии со своей верой, наша душа начнет обновляться и возрождаться во Христе. Это путь сложный, тяжелый, потрясающий все основы нашей личности, но он единственно благодатный. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Потому так и получается, что многие христиане застывают на полпути к Царству Небесному соляными столпами, которым и назад уже дороги нет, но и вперед идти не получается.
Одним из наиболее опасных соблазнов в духовной жизни является многопопечительность и суета. Современные люди так увлечены повседневными делами, что у них даже не хватает времени на размышления о смысле жизни, не говоря уже о молитвенном делании. Заботы и обязанности связывают нас и не позволяют ощутить Божию благодать и любовь. Даже верующие не всегда стремятся к близости с Богом, более предпочитая материальные привязанности. Отсутствие сердечной тишины мешает нам обрести духовный покой и Царство Божие, которое находится внутри нас. Живя поверхностно, мы упускаем возможность обрести истинное счастье и глубокое понимание веры.
Настоящий православный христианин живет только Христом. Но для того, чтобы научиться так жить, нам нужна постоянная внутренняя самодисциплина, скромная и незаметная жизнь, безукоризненное поведение, самоотверженная жизнь по заповедям, и не только на словах, но и на деле.
Жизнь, всецело погруженная в Бога и телом, и душой, и сердцем – это только первый этап духовной жизни. Но, к сожалению, уже на нем многие поскользнулись и упали.
Протоиерей Сергий Успенский
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: domgadalki.ru
Просмотрено (72) раз