О жалости к себе: откровенно о сложных чувствах
Мне очень нравится определение психолога Н. Д. Линде: «Жалость — это любовь, даваемая за несчастность». То есть жалость — искаженная форма любви. Ведь любить можно просто за факт существования, а вот жалеть — только за несчастность.
Жалость к себе — это способ самоподдержки, который обычно формируется еще в детстве, когда ребенку плохо, а сочувствия у значимых взрослых он по каким-то причинам не находит. Тут и возникает жалость к себе. Как в известной поговорке: «Сам себя не пожалеешь — никто не пожалеет». В такой ситуации жалость к себе помогает ребенку пережить тяжелые ситуации. Потом он взрослеет, а навык саможаления закрепляется, становится привычным и даже «сладким» чувством.
Но здесь кроется ловушка: чтобы давать себе любовь в виде жалости, человеку приходится все время оставаться несчастным. Ведь жалеть можно только того, кому плохо. А если человеку хорошо, чего ж его жалеть? Поэтому за возможность жалеть себя приходится платить состоянием жертвы, которой всегда плохо.
Разрушительность этого переживания у взрослого человека в том, что оно не предполагает активных действий и решения проблем. Жалость к себе позволяет лишь компенсировать боль, как когда-то в детстве. Однако вместе с ней неизбежно приходит беспомощность, уныние и острое чувство одиночества (совсем как у ослика Иа в мультфильме про Винни-Пуха). И однажды жалость может превратиться в настоящее самоистязание.
Наверное, тут будет уместно вспомнить, что одна из версий происхождения слова «жалость» отсылает нас к языческим традициям плачей по покойному. Эти плачи назывались — «жели» и означали «скорбь, печаль, терзание». Они представляли собой нарастающую истерику на могиле умершего, а иногда даже заканчивались самоубийством.
Так что же делать, чтобы превратить жалость к себе в любовь? Конечно, единой схемы тут нет, и самостоятельно сделать это довольно трудно. Но можно, например, начать хвалить себя там, где раньше себя жалел. Причем, речь тут не идет о каких-то глобальных свершениях, достаточно любых обыденных мелочей. Например, почистили утром зубы, умылись — похвалите себя за то, что позаботились о себе; сделали утром чай и бутерброд — поблагодарите себя, скажите сам себе, что вы умничка и молодец!
Казалось бы, ерунда, пустяк! Но попробуйте обращаться к себе вот так — с любовью и заботой, как если бы обращались к себе маленькому. И вы заметите, насколько это эффективнее жалости к себе («некому мне даже чай приготовить»). Ведь замечая такие мелочи, хваля и благодаря себя за них, вы смотрите на себя любящим взглядом, внимательным и чутким, которого так не хватало в детстве.
И самое главное: вы действуете и видите результат своих действий! То есть выходите из состояния беспомощности и несчастности. Вместо болезненного жаления себя, учитесь нормальной здоровой любви к себе.
А если вам кажется, что хвалить себя как-то неправильно, то я отвечу, что хвалить себя не более опасно, чем порицать и умалять себя. Святитель Григорий Богослов писал:
«Если будешь много о себе думать, то напомню тебе, откуда пришел ты в жизнь, чем был прежде, чем — когда лежал в матерней утробе, и чем будешь впоследствии, а именно: прахом и снедию червей; потому что принесешь с собою к мертвецам не более, как и самый немощный. А если будешь низко о себе думать, то напомню тебе, что ты Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе небесный и земной, приснопамятное творение — созданный бог, чрез Христовы страдания шествующий в нетленную славу».
Уходя от жалости к себе, человек вовсе не становится бесчувственным и равнодушным. Обращаясь к себе с состраданием и участием, вы начинаете по-настоящему поддерживать себя, принимать свои ошибки, недостатки и слабости. В общем, относиться к себе как к ребенку, которого любите.
Ведь если сотворивший меня Господь любит меня, как я могу себя не любить?
Александр Ткаченко
Источник: Журнал Фома
Фото на заставке: Photo by Falaq Lazuardi on Unsplash
Просмотрено (46) раз