Выбрать страницу

Надежда на наше спасение, а не отчаяние

Надежда на наше спасение, а не отчаяние

Жил когда-то один очень старый подвижник, который восемьдесят лет подвизался в пустыне. И стал ему досаждать помысел, что не получил он от Бога никакого дара, который уверил бы его в том, что он угодил Богу и что он спасется.

Конечно, помысел этот был искушением «справа», искушением от лукавого. Подвижник стал вопрошать Бога: «Как мне спастись? Нет у меня никакого особого извещения, что я спасусь». Бог же, видя нужду этого человека, внял его молитвам и дал ему ответ. Когда старец молился, то услышал голос, говорящий ему:

— Встань утром и иди далеко в пустыню, и увидишь великие дела Господа!

Действительно, утром он так и сделал — взял фляжку с водой и отправился далеко в пустыню. В дороге ему стало жарко, захотелось пить, и он выпил воду. И вот, пока он шел, в какой-то момент выпрыгнул перед ним разбойник, логово которого располагалось поблизости.

— О, здравствуй, старче! Знаешь, что гласит разбойничий закон?

— Что он гласит, скажи мне?

— Когда разбойник убьет сто человек, то попадет в Рай. Я убил девяносто девять. Сейчас и тебя убью, зачем мне бежать искать кого-то другого?

— Да что ты, меня ты нашел, старого человека, монаха? Чтобы я после стольких лет в пустыне умер такой смертью?

— Старче, а куда мне бежать искать кого-то еще? Я убью тебя, попаду в Рай, чтобы спастись, чтобы и мне отдохнуть наконец ото всех этих убийств.

Старый монах говорит сам себе: «Неужели это и есть великие дела Господни, которые я должен был увидеть? От Бога ли был тот голос или от диавола? Если от Бога, то почему встретился на моем пути этот разбойник? Мало мне того, что не знаю, спасусь ли я? А теперь еще и умереть такой смертью? Что же это такое?»

— Послушай, почему бы тебе не пойти куда-нибудь еще и не оставить меня в покое?

— Куда же мне бежать? Здесь пустынное место. Ты вполне подойдешь.

Тут по вразумлению Божиему монах говорит:

— Чадо мое, раз уж ты всё равно меня убьешь, будь добр, исполни одну мою просьбу. Я очень хочу пить, и у меня есть фляжка. Не мог бы ты сходить и принести мне немного воды из реки, что течет там внизу?

— Хорошо, схожу, отвечает разбойник.

Берет он фляжку и идет за водой. Ждет старец, пока придет разбойник, а того всё нет. Еще ждет — никого нет. Тогда помысел говорит ему: «Уходи отсюда. Это возможность бежать». — «Куда же мне бежать? Разбойник молод и силен, он меня догонит, схватит и замучает». Так ждал он и ждал, а разбойник всё не приходил. Тогда монах решил пойти посмотреть, что случилось. Пошел он и увидел, что разбойник умер, в то время как пытался наполнить фляжку водой из реки. Тогда монах воздел руки к небу и сказал:

— Господи, что же это за чудеса, которые я встретил? И услышал в ответ голос:

— Разбойник спасся. Он исповедовался, рассказал, что убил девяносто девять человек и что тебя тоже убьет, ты будешь сотым. Потом ты попросил у него воды, и он отправился за водой. То есть проявил послушание и показал деятельную любовь. Значит, он исповедовался, явил послушание, явил любовь. Разбойник был спасен за исповедь, любовь, послушание и милость, которые он проявил, хотя и совершил многие преступления. А ты восемьдесят лет подвизаешься, ешь только плоды, которые произрастают в пустыне (потому как ничего другого там нечего есть), и не спасешься?

Тогда подвижник возблагодарил Бога за дарованное ему извещение. Он вернулся обратно к себе в келию и умер в мире, будучи извещен Богом, что Господь не только спасет его, но что монах отправится на небеса в святости. Это был пример того, что ради спасения души Бог старается «ухватиться» за любую малость.

Если человек стремится к спасению, милость Божия будет преследовать его (Пс. 22:6). До самого последнего мгновения милость Божия не отступит, потому что Господь словно с увеличительным стеклом высматривает в сердце христианина крупицы произволения к спасению. Бог использует эти крупицы и даст человеку силу, пусть даже в последнее мгновение, чтобы тот спасся.

Я и сам убедился в этом как духовник. Мне довелось как-то оказаться у постели умирающего и видеть в последний момент это величайшее спасение одиннадцатого часа, когда душа выходила из тела. Поэтому, по благодати Божией, я не отчаиваюсь в спасении никакого православного христианина. Придет день, когда «тиски» Божии захватят и спасут его. Только было бы желание спастись, вне зависимости от того, насколько человек обременен грехами. Был еще один разбойник, который совершил множество преступлений. Полиция охотилась за ним, и наконец его где-то нашли, стреляли в него и ранили. Затем его арестовали и отвезли в больницу. Там рядом с ним лечился какой-то святой человек, отшельник, который, приехав в город по какому-то делу, заболел и оказался в больнице.

Разбойник же, лежа в постели и страдая от боли, понимал, что состояние его неважное, и чувствовал, что умирает. Психологически он ощущал себя ужасно, потому что начал вспоминать содеянные им грабежи, убийства, насилие, кражи. Он стал думать: «Где мне здесь найти духовника и исповедоваться? Выходит, нет мне спасения!» Он плакал и плакал без конца. Был у него, бедного, носовой платок, и он утирал им слезы. Затем он положил платок под подушку и в какой-то момент от боли испустил дух.

Лежащий рядом монах видел, как тот тревожился и плакал, и молился о нем. Монах увидел, как в тот момент, когда разбойник умирал, явились бесы и принесли свитки, где были записаны его преступления. Пришли также два ангела Божии — ангел-хранитель и архангел. Бесов было много, а ангелов всего двое. Итак, демоны пришли забирать его душу. Они радовались, так как у них на руках были документы с неопровержимыми доказательствами. Они говорили между собой: «Этому от нас нипочем не уйти. Бог справедлив, закон осудит его. Бог не может не совершить правосудие и нарушить Свой закон, который Он Сам установил для людей. Так что этому точно не уйти от нас». Они радовались и ликовали.

А бедные ангелы говорили между собой: «Что же мы можем представить? Что хорошего он совершил? Давай поищем, сделал ли он хоть что-нибудь хорошее». Поискав, они нашли мокрый платочек у него под подушкой. И пока бесы радовались, ангелы сказали:

— Давайте взвесим найденное.

— Конечно, — ответили бесы.

Ангел достал весы, и демоны положили все свитки с грехами на одну часу весов, а ангелы на другую платочек. Тотчас же все свитки слетели с весов, будто ангелы положили на весы тонны железа.

Тогда ангелы ответили бесам:

— Святой Григорий Нисский сказал: «И пролитая слеза равносильна омовению». Разбойник омыл себя слезами. Он омылся, поплакал, покаялся, исповедался перед Богом, душа его очистилась, и по снисхождению Божиему Господь принял эту исповедь, поскольку по-другому исповедаться тот уже не мог. Так что он чист, и мы его забираем. Уходите отсюда. Ангелы взяли душу разбойника и отвели ее на небо.

Видите, мои дорогие, как благой Господь при малейшей возможности старается спасти человека. Как сказал пророк: «Но хотением не хочу смерти грешника, но да обратится и жив будет» (Иез. 18:32). Поэтому Господь долготерпит и ждет, пока мы покаемся, чтобы нам спастись.

В 1928 году был на Афоне один монах, который приехал из Афин и подвизался в келии на Капсале. Многие годы он не покидал Афона. Тем временем умерли его родители, и осталась у него одна сестра. Как-то он приехал в Афины повидать сестру. Лишь только соседи узнали, что приехал монах с Афона, собрались люди послушать душеполезные наставления. Монах беседовал с ними о разных вещах.

Среди собравшихся оказался один человек, который давным-давно, когда монах был еще в миру, был его одноклассником и очень близким другом. Они вместе ходили в воскресную школу и в разные другие места. С тех пор он, конечно, сильно изменился, и монах после стольких лет его не узнал. Когда все ушли, тот человек остался и говорит ему:

— Брат мой монах, узнаешь меня?

— Нет, не узнаю.

— Я твой друг, такой-то.

— Правда?! Неужели это ты?!

Он обнял его и поцеловал от радости и умиления. Тогда тот говорит монаху:

— Можно мне с тобой поговорить?

— Конечно, всё, что хочешь.

— Когда ты был здесь, и мы вместе ходили в церковь, в воскресную школу и вообще дружили, мне было хорошо рядом с тобой. Потом ты уехал на Афон, а я погрузился во мрак и пустился во все тяжкие… Чего я только не делал!.. Когда мои родители узнали о моем плачевном состоянии, моя мать от огорчения умерла. Я же даже не пошел на ее похороны. Как я мог туда явиться? С каким лицом? Через некоторое время умер мой отец, оставив мне небольшое состояние, которое я очень быстро растратил. Я ночевал на уличных скамейках и в самых ужасных местах, которые ты только можешь себе представить. И теперь я никчемный человек. Пустят ли меня на Афон в таком скверном виде?

— Конечно! Ради кого распялся Христос? Ради кого Он сошел на землю? Ради больных и грешников. Если ты болен, прииди! — говорит ему монах.

— Не оскверню ли я Афон своим присутствием?

— Нет, дорогой брат, приезжай, мы тебя готовы принять.

— Когда ты уезжаешь?

— В такой-то день.

— Я поеду с тобой.

Монах взял его с собой и привез на Афон, и поскольку был не слишком уверен в нем, чтобы оставить где-то в другом месте, то взял его в свой монастырь. Там старый друг выполнял какие-то послушания и старался жить духовно. Но грех порождает болезнь. Вскоре он заболел скоротечным туберкулезом. Тогда туберкулез был как сейчас рак. Мы называли его «святой болезнью», потому что он подготавливал человека и давал ему паспорт в будущую жизнь. Этот человек подвизался с покаянием, и пришло время постричь его в монахи.

— Геронда, — говорит, — если ты меня пострижешь в монахи, дай мне имя «Манассия». (Он называл своего друга «геронда», поскольку уже стал его послушником.) Как Манассия предал свой народ и привел его к идолопоклонству, и сильно прегрешил перед Богом, так и я сильно прегрешил перед Богом и хочу, чтобы ты меня назвал Манассией.

— Хорошо, дорогой мой, как хочешь.

Меж тем туберкулез прогрессировал. В какой-то момент он уже больше не мог держаться на ногах и слег. Отцы приходили к нему и читали Молебен Богородице, Псалтирь, священник его причащал. Однажды, когда отцы читали подле него, он им закричал:

— Отцы, перестаньте, перестаньте петь! Неужели вы не слышите, как ангелы поют? «Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения» (Из Последования на погребение) Неужели вы не слышите, как ангелы поют?

И на этих словах «как ангелы поют» он закрыл глаза и скончался, ушел в другую жизнь.

Видите, дорогие мои, несмотря на то, какую грешную жизнь прожил этот человек, — не буду рассказывать вам об этом подробней, чтобы не осквернять ваш слух, — через год после его возвращения и покаяния ангелы пели ему «Блажен путь…». Поэтому никто не должен отчаиваться. Отчаяние всегда исходит от диавола и никогда не исходит от Бога. Нас обуревают многие страсти, но как только подступает отчаяние, надо говорить: «Хватит! Тебе мы не подчинимся, потому что Христос распялся за нас».

Был у нас еще один монах. Будучи молодым человеком, он впадал в прегрешение. Однако он снова поднимался, читал свое молитвенное правило, совершал поклоны, молился по четкам. Помысел говорил ему: «После того, что ты сделал, ты теперь встанешь и будешь совершать свое правило?» Но тот вставал и исполнял свои обязанности. Так продолжалось много лет. Диавол ввергал его в грех, а он снова вставал. Тогда диавол сказал: «Что же это с ним такое? Никак не могу его укротить. Теперь я нанесу ему смертельный удар, чтобы раз и навсегда покончить с этим». Он подошел к монаху и сказал:

— Как тебе не стыдно совершать такое зло, а потом всему в грязи вставать и приниматься за правила и поклоны? Неужели ты не боишься Бога?

А тот спокойно ответил ему:

— Вот что я тебе скажу. Моя келия как кузница. У кузнеца есть молот и наковальня. Молот бьет по наковальне — бум. Потом поднимается молот и снова на наковальню — бум! Так и здесь. Ты удар, я удар. Именем Иисуса Христа, Который пришел и распят был при Понтийском Пилате, клянусь тебе, что буду бороться с тобой, сколько бы ты ни нападал на меня. Я буду бороться с тобой до самой смерти. Ты удар — я удар. И клянусь Иисусом Христом, в конце концов Христос победит.

Диавол, зная, что тот монах никогда не поддавался отчаянию, услышав такой ответ, сказал:

— Ну, ладно, я ухожу. Прекращаем войну, чтобы ты не стяжал себе венцов, борясь со мной.

В конце концов диавол оставил в покое этого монаха, и тот со слезами совершал свое молитвенное правило в мире и спокойствии и в конце концов стал святым.

Понимаете? Диавол наносил ему удар, а он вставал. Монах наносил удар диаволу, и тот падал. Диавол не только не запугал его, но и помог ему стяжать венцы, потому что монах боролся. И эта брань длилась годами.

Поэтому христианин никогда не должен отчаиваться, но, напротив, бороться до самой смерти. Никогда не позволяйте духу отчаяния войти в вас. Отчаяние — это нечто абсолютно диавольское. В каком бы падшем и низком состоянии человек ни находился, Бог никогда не позволит ему погибнуть. Потому что Бог — это всегда надежда, радость, утешение и отвага. А приближение диавола, напротив, несет отчаяние, страх и все их последствия. Так что мы должны прилагать старания к тому, чтобы всегда надеяться. Всегда иметь упование, что Бог нам поможет, даже в наших падениях. Конечно, Бог не явится нам, но воочию покажет Себя и Свою заботу о нашем спасении через какие-то события в нашей жизни бывает, что мушка, запутавшись в паутине, начинает громко жужжать, и человек, услышав ее жужжание, находит и освобождает ее. Если бы она не жужжала, человек бы ее не услышал, чтобы помочь и отпустить ее на свободу. Так и мы. Если мы падаем, нам следует «жужжать» к Богу. Что нам жужжать? «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, помилуй мя, грешного, прости меня». Опять упадем и опять поднимемся. Как моряки выходят из шторма? Волны то поднимают их вверх, то опускают вниз, но, если моряки проявят терпение и не отчаются, за что-нибудь они в конце концов ухватятся. И мы, если предадимся отчаянию и сложим оружие, попадем в пучину, и нас съедят акулы. И делу конец.

Мы читали еще об одном подвижнике, который впал в два смертных греха (Прп. Иаков Постник). Конечно, он впал в отчаяние и, испытывая чувство полной безнадежности, решил вернуться обратно в мир, но Бог этого не допустил. Он привел его в один монастырь на ночлег. Игумену монастыря открылось душевное состояние этого монаха. Он подошел к нему и помог духовно, чтобы тот смог правильно принести покаяние, после чего тот монах вернулся к своему прежнему хорошему духовному состоянию и к святости. Так что даже в таких страшных смертных грехах рука Божия и Его промысел не оставляют человека.

Сатана же, будучи великим мастером в таких делах, начинает давать нашей душе дурные советы: «Нет для тебя спасения, все кончено! Тебе не на что надеяться, когда ты находишься в таком состоянии!» Таким образом он старается помешать милости и промыслу Божию, чтобы человек не смог получить помощь. Поэтому, когда вы видите отчаяние, знайте, что это дело рук сатаны, и нам следует отвергнуть его со словами: «Чем бы я не являлся, я Божий. В каком бы ужасном состоянии я не оказался, я не перестану надеяться на Бога. Надеяться — это хорошо. А отчаяние de facto от диавола». А значит, в наших интересах всегда верить в милость Божию.

В христианстве множество примеров грешных людей, совершенно запачканных грехами, которые через покаяние вошли в Рай. Зачем же христианину отчаиваться, терять присутствие духа, ощущать себя пораженцем и погружаться в пучину отчаяния и безнадежности из-за своих грехов? Зачем ставить Бога так низко и считать Его каким-нибудь Нероном или Диоклетианом? Кто отчаивается, тот весьма недооценивает Святого Бога и прегрешает против Него. Безнадежность и всё то, что повергает человека в отчаяние, происходит исключительно от диавольского воздействия и обольщения.

«Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31). Христос сказал эти слова книжникам и фарисеям, которые похвалялись, что соблюдают закон и наставляют в нем других. Мытарей они считали несправедливыми и несчастными людьми, потому что те крали. Однако же мытарь вышел из храма оправданным Богом за свою смиренную молитву, а фарисей вышел осужденным за свою гордость (Лк. 18:10-14).

Что сказал Христос апостолу Петру в ответ на вопрос, можно ли прощать семь раз? «Что ты говоришь, Петр? Только семь раз? Можешь прощать седмижды семьдесят раз» (Мф. 18:21-22). И святые отцы говорят, что если человек может прощать другого человека седмижды семьдесят раз, то какое бескрайнее число раз прощает грешника бескрайний Бог! Стоит лишь раскаяться.

Сколько бы ни было у нас грехов — и я здесь первый грешник, потому что у меня грехов больше всех, нам совсем нельзя отчаиваться. На все грехи есть прощение. Для всех проблем есть решения.

Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: it.pinterest.com

Просмотрено (46) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

12 сентября - Прп. Александра Свирского

В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается “новозаветным Авраамом”, ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Он был канонизирован уже спустя 14 лет после своей праведной кончины, и житие его было написано, что называется, “по горячим следам” и отличается особой достоверностью... далее

Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского

Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти... далее

Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда, сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

11 сентябряУсекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Строгий пост) далее »

12 сентября — Прп. Александра Свирского далее » Перенесение мощей  блгв. вел. кн. Александра Невского далее » обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского далее »

13 сентября — Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы далее »

14 сентябряНачало индикта — церковное новолетие далее » Прав. Иисуса Навина далее »

15 сентября — Прпп. Антония далее » и Феодосия далее » Печерских

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы