Ища пути иного. Что делать с мыслями о монашестве?
Кем видятся монахи современным мирянам? Мир, в котором живут принявшие ангельский образ, малопонятен даже верующим и воцерковленным людям. Кого-то привлекает к нему любопытство, кого-то — представление о том, что именно там, за стенами монастырей, и есть православие настоящее, а здесь, в приходском храме, — «облегченный вариант». И поневоле тянется боголюбивая душа к равноангельному житию, и тут же спохватывается в недоумении: как же обращаться с этими почти «небожителями»? А если еще и кто-то из близких направит стопы в монастырь? К трезвому взгляду на любые события, в том числе уход из мирской жизни, призывает протоиерей Владимир Гофман.
Я слышала, что постриг — дело не быстрое. Нельзя же просто прийти в монастырь и попроситься к ним? Или можно?
— Прийти, конечно, можно, никто не запретит. Другое дело, что, вероятнее всего, ответ будет таким: «Трудись, молись, а там, если будет на то Божия воля, возможно, и станешь монахом». Монах — инок, значит, иной, другой, человек, оставивший обычную жизнь, выбравший духовное делание. И это очень серьезно. Монашеский постриг — обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар, содействующий Божественной благодати. И обеты постригаемый дает серьезные: безбрачие, послушание (настоятелю и братии) и нестяжание (евангельская добродетель, означающая бедность). С пострижением волос нарекается новое имя, происходит облачение в монашеские одежды. Все! Начинается другая жизнь. Но, как говорил преподобный Ефрем Сирин, «не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни».
Друг решил принять постриг. Хочется продолжать общаться с ним и сохранить его дружбу на долгие годы, но его решение смущает меня: как теперь вести себя с ним, чтобы случайно чем-нибудь не обидеть?
— А почему вы его боитесь обидеть? Он же станет монахом, а не кисейной барышней. Как дружили, так и дружите. Мы не можем быть все одинаковыми, у каждого свой путь. Кто-то мечтает и становится военным, кто-то — инженером, кто-то — артистом, а кто-то выбирает путь монашества, то есть уединение, молитву, безбрачие. Апостол Павел пишет: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1 Кор 7:17). Ваш друг выбрал путь монашества, но это не значит, что он пропал для общения и дружбы.
Как принять уход близкого человека из мирской жизни? Мама ушла в монастырь — словно умерла. Понятно, что это ее выбор, и я обязана его принять, но это тяжело и мучительно. Непонятно, как заполнить пустоту…
— Принять надо с пониманием и радостью. Уход из мирской жизни не смерть. Ваша мама дала вам жизнь, вырастила и воспитала. Она выбрала монашество, спасает душу, молится и за вас, что же тут тяжелого и мучительного? Господь наш Иисус Христос в Евангелии Своем обещает блаженство тем, которые усердно и бдительно служат Ему. Вот как! Если вы взрослый человек, то у вас есть чем заполнить пустоту, о которой вы говорите: воспитывайте своих детей, это для женщины одно из главных условий спасения души. Конечно, мы должны принимать выбор близкого человека со смирением. Молитесь за маму, как и она, безусловно, молится за вас.
Как молиться за человека, который принял постриг? Теперь у него другое имя, но главное — другие насущные потребности в жизни. Чего желать ему на молитве?
— А что мы просим у Бога в молитве за близкого человека? Здоровья, душевного спасения. Последнее многое в себя вмещает. Монашествующий такой же человек, ему и физически надо быть здоровым, и духовно крепким. Вот и просите этого для него у Господа. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33). Остальное приложится, не сомневайтесь.
Скажите, пожалуйста, есть ли смысл отговаривать человека от монашества? Не грех ли это? Речь идет о довольно близкой подруге нашей семьи. Может быть, можно как-то помочь ей?
— Помочь в чем? Она выбирает добрый путь, а вы считаете ее немощной и хотите как-то помогать. Странно. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), монастырь — это духовная лечебница. Порадовались бы за подругу, которая ищет духовного исцеления, было бы понятно. Сам Христос, а следом и апостол Павел говорят, что для тех, кто вместит, монашество угодно Богу, а мы воспринимаем его как нечто неприемлемое, противоестественное. Откуда такое понимание? Святой Ефрем Сирин говорит: «Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатство и имение, ибо слышали, что блажени нищии духом» (Мф 5:3). Из любви к Господу! Выше такой любви нет ничего. А помочь подруге можно — молитвой, чтобы случилось все не по нашей, а по Божией воле. Отговаривать от чего-то значит вмешиваться в чужую жизнь. Вы можете сказать, что не разделяете выбор близкого человека, но зачем же отговаривать? Разве вы знаток монашеской жизни? Скорее всего, знаете вы эту жизнь по рассказам, книжкам и фильмам. А такое представление далеко от истинного. Каждый из нас должен сам принимать решение и свободно делать свой выбор.
Что если после осознанного принятия пострига возникнут серьезные обстоятельства вернуться в мир? Возможно ли это?
— Великий дар человеку от Господа — свобода воли. От ошибок никто, конечно, не застрахован, право на нее имеет каждый человек. И в монастыре никто никого цепями не приковывает. Но, чтобы такого не случилось, перед постригом должна быть серьезная подготовка, и духовная, и физическая, и психологическая. У человека должно обнаружиться искреннее стремление жить духовной жизнью в монастыре, желание постоянной молитвы, отрешения от мира. В таком случае ошибка маловероятна.
Сын поговаривает о монашестве, я очень беспокоюсь. Как понять, что его желание настоящее, а не блажь, которая пройдет через некоторое время, может быть, когда уже будет поздно?
— Нужны беседы с духовным наставником. Без этого нельзя. Еще — воцерковление, глубокое желание служить Богу. В молодости у многих бывают мысли «уйти в монастырь». Случается и блажь, как вы говорите, но нередко и искреннее желание посвятить себя служению Богу и Церкви Христовой. Духовный наставник поможет отличить настоящее от надуманного. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «они <монахи> избрали образ жизни, достойный неба, и пребывают в нем не хуже ангелов». Значит, вот о какой жизни мечтает ваш сын! Если искренне, поддержите его.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Екатерина Тихонова
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (45) раз