Какие два духовных и спасительных средства мы должны употребить, чтобы достичь рая?
В Неделю 11-ю по Пятидесятнице Церковь нам предлагает евангельское чтение, которое в богословской литературе получило название «Притча о немилосердном должнике (заимодавце)» (см. Мф. 18:23–35).
Сюжет притчи, рассказанной Спасителем, довольно простой. У одного царя был должник. Он из милосердия и сострадания простил должнику долг. А у этого должника был свой должник. И он ему долг не простил. Наоборот, требовал уплаты от него, душил его. Даже посадил в тюрьму.
Царь узнал об этом, повелел привести к нему этого немилосердного человека и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34), т. е. подверг его справедливому и страшному наказанию.
В притче есть еще одна особенность. Немилосердный заимодавец должен был царю десять тысяч талантов серебра. А один талант, если округлить, это двадцать шесть килограммов серебра. Десять же тысяч талантов – примерно 260 тысяч килограммов серебра. Огромная и тогда, и сейчас сумма, которую почти представить невозможно, а не то чтобы отдать! Почему же Господь наш Иисус Христос говорит о долге в сказочных фантастических размерах?!
Потому что царь в данной притче – это Бог. И человек перед Богом виноват в преогромном и неоплатном размере. За жизнь человек совершает столько грехов, что никогда не сможет оправдаться перед Всевышним. Если судить по Божественной справедливости, то он достоин лишь ада.
Но Господь не хочет от тебя уплаты долга. Он не желает вести с тобой некую «духовную бухгалтерию», в результате которой ты всё равно проиграешь. Он желает от тебя только двух вещей. Первое и великое средство – покаяние: «…Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: “государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу”. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:26, 27).
Как писал преподобный Исаак Сирин: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Т. е. одно из главнейших средств лечебных, которые ты должен употребить, – это осознание мерзости, ядовитости и вредоносности своего греха для себя же и поиск Врача, Которым есть Бог. И умоление Его об исцелении-избавлении от этого греха. Вот что такое покаяние, или, как писали святые отцы, сокрушение о грехах своих. Сокрушение себя и прежде всего своей гордыни – матери всех грехов. Такому человеку прощается всё.
Еще один момент отображен во второй части притчи: ты должен не только вымолить прощение, но и сам от всего сердца простить своих должников. Фактически вышеупомянутая притча является иллюстрированием Спасителем Своих же слов из молитвы «Отче наш»: «…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).
У немилосердного заимодавца было чувство покаяния, однако не имелось чувства любви и милосердия к ближнему своему. Был человек, который должен был ему всего на всего сто динариев. А один динарий весил примерно четыре грамма серебра. Т. е. всего-навсего примерно полкилограмма серебра. По сравнению с его долгом царю это мелочь. Должник так же кается перед ним, как он недавно каялся перед царем. Кается и падает перед ним на колени, но вместо чувства милосердия заимодавец проявляет чувство крайней жестокости: душит своего должника и даже садит его в тюрьму.
За что и был наказан царем. За отсутствие милосердия и любви к ближнему.
И тут тоже всё просто. Бог есть любовь. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). И еще: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4:20, 21). Эти слова написал ближайший ученик Христов святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Бог есть любовь. И ты будь любовью. Бог любит всех. И ты люби всех. Бог творит дела милости и добра всем. И ты поступай так же. И спасешься. И войдешь в рай, который тоже есть любовь.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (5) раз