Плоды виноградников наших сердец
Время земной жизни Бог дал человеку для того, чтобы виноградный сок наших мыслей, чувств и желаний, перебродив с сахаром Слова Божия, успел претвориться в то вино, которое будет пить Христос в Своем вечном и немеркнущем Царстве.
Создав Рай на небольшом участке Земли, Бог дал возможность людям преобразить в него всю планету и, может быть, всю Вселенную. Но человек вместо этого обильно залил землю кровью и оросил ее слезами. Вместо винограда любви и красоты на Земле стали расти колючки страданий и горечь зла.
Засилье зла понудило Бога создать на земле Новый виноградник. Избрав сначала один народ, оградив его Заповедями и наставив в правилах благочестия, Бог ждал от него плодов праведности. Но зло нашло и там себе место. Большинство пророков, посылаемых Господом, пытавшихся вернуть избранный народ на путь Божией правды, были беспощадно убиваемы «профессиональными святыми». В конце истории ветхозаветной Церкви эти «праведники» убили и Того, Кого они называли своим Богом.
Для того, чтобы предать Христа, не обязательно доживать до Армагеддона. Виноградник нашего сердца – это наша малая церковь. Если то, что внутри, и то, что снаружи не будет совпадать, мы легко откажемся от Христа. Если «христос», который живет внутри нас, не будет совпадать с Христом Евангельским, то он на проверку окажется выращенным на поле нашего сердца индивидуальным антихристом.
Что некоторые люди хотят видеть в Церкви? Что они там ищут? Нередко оранжевый заповедник собственных душевных радостей или «вселенскую любовь», построенную, как правило, на фундаменте компромиссов и соглашательства. Конечно, удобно читать о подвигах святых, раскинувшись на мягком диване и под кондиционером. Но нам в пору научиться ежедневно задавать себе главные вопросы нашей жизни: «Как я спасаюсь?», «Где и в чем я сораспинаюсь со Христом?», «В чем узость и тернистость моего собственного жизненного пути?». Если прошел день, и мы ни копейки для покупки благодати в нем не заработали, не набрали ни капли елея Мудрых Дев, ни разу не вздохнули от глубины сердца к Богу, то мы ничем не отличаемся от тех злых виноградарей, которые не принесли должных плодов хозяину виноградника. Мы убили добрые помыслы, которые были посылаемы нам от Бога и распяли в себе Христа. А внешне в это время ничего страшного не произошло. Мы никого не обидели, ни с кем не поругались, не сказали никому ни одного обидного слова. Мы всего лишь отказались идти за Христом и не приняли Его приглашение на брачный пир Агнца.
Армагеддон на самом деле каждый день происходит в нашей душе. Ежедневно мы или проигрываем, или выигрываем в этой битве. Многие уже давно убили свою душу, даже не догадываясь об этом. Но те, кто продолжает эту жестокую брань, должны понимать – до самого последнего вздоха нас будет подстерегать коварство врагов. Поэтому мы и слышим в апостольском чтении этого дня очень важные и нужны для нас слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 15:16).
Притча о винограднике возвращает нас в дом своей собственной души для того, чтобы посмотреть, что же мы вырастили внутри самих себя. Бог оградил наш виноградник телом – этой пространственной границей личности, внутри которой живет душа. Почва этого виноградника получила возможность мыслить, чувствовать, желать. Посредине этого насаждения Господь соорудил точило сердца, которое в идеале должно выжимать зрелые плоды для того, чтобы принести душистое, ароматное вино святости Творцу всяческих – Богу. Но добрые помыслы, посылаемые нам от Бога, мы избивали камнями злых страстей, а «Сына Божия», свою совесть, мы распяли на кресте своеволия и эгоизма.
Время земной жизни Бог дал человеку для того, чтобы виноградный сок наших мыслей, чувств и желаний, перебродив с сахаром Слова Божия, успел претвориться в то вино, которое будет пить Христос в Своем вечном и немеркнущем Царстве. Бог вечен и в Нем ничего не исчезает, да и не может исчезнуть. Потому что ничто из сотворенного не в состоянии выйти за пределы Божественного творения. Изменятся лишь образы текущего и временного сущего, но их суть, неразрывно и навечно связанная с Творцом, войдет по Его премудрому промыслу в вечное существование. То, с чем человек войдет в него, с каким запасом добра или зла, и определит его нескончаемое бытие как обоготворенной личности. И молитва как начальный этап восхождения к Богу, и созерцание как его высший этап, есть путь последовательного освобождения от накопленного человеком зла – его грехов, утверждение в стяжании духовных добродетелей и окончательного спасения от корня греха – смерти в без-смертном, вечном и разумном Божественном бытии.
Для того, чтобы собрать зрелый виноград святости, нам нужно сделать правильный выбор в самом начале земного пути. Кому мы верим – себе или Богу? Бог – это бесконечная любовь ко всему творению, а мое «Я» – это безраздельная ненависть ко всему тому, что мое «Я» противопоставляет себе самому. Время нашего рождения, продолжительность нашей жизни определяет Бог, мы же определяем только образ своей жизни. Равнодушие к Богу и своему спасению – это, на самом деле, одна из страшных форм атеизма, которая поразила даже тех, кто называет себя верующим человеком. Между нами и Богом стена толщиной с волосок, и только от нас зависит, отодвинем ли мы ее в сторону или превратим в большую каменную глыбу.
Православие – это глубочайшее постижение Христа внутри самого себя, а не разговоры о том, что такое вера. Мышление может помочь нам узнать о Боге, но оно никогда Его нам не покажет. Не слова и мысли, а дела и подвиг приводят нас в горние обители. Тот, кто хотя бы раз попробовал на вкус вино Божественного покоя, уже никогда не сможет вернуться к прежнему образу жизни. Он как пьяница будет снова и снова искать вкус этого вина, потому что все остальное будет ему казаться пресным и безвкусным, по сравнению с этим Божественным напитком Святого Духа.
Протоиерей Сергий Успенский
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: million-wallpapers.ru / spzh.live
Просмотрено (13) раз