Не будешь осуждать – получишь спасение
Почему люди любят осуждать ближних? Каковы причины возникновения этой страсти? Как с ней бороться?
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский:
К грешным людям никогда не относитесь с осуждением, не клеймите их злыми словами и по отношению к ним проявляйте всегда любовь и уважение к их человеческому достоинству, хотя и низко упавшему, хотя и попранному ими самими.
*
Запомните слова апостола Павла к нам: «А ты чтó осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтó унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14: 10). Когда осуждаем других, не вспоминаем, не замечаем, что сами виновны в том же. А мы знаем, что есть суд Божий не только за совершенные прегрешения, за которые осуждаем ближних своих, но и за самое осуждение: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая тó же?» (Рим. 2: 3) Тебя самого ведет Господь к покаянию, а не к осуждению других. О других не заботься.
*
Мы не без греха, значит, не смеем бросать камень осуждения в других, а мы бросаем камни постоянно, каждый день и каждую ночь бросаем камни осуждения. Нужно думать о суде над нами, о себе, а не заниматься чужими грехами. Видите, как свят и важен этот закон.
*
Откуда дух осуждения? От гордости, от того, что многие считают себя выше и лучше других. Часто бывает осуждение от зависти: завидуем тем, кто получил дары духовные, иногда даже людям просто благочестивым, а зависть ведет к осуждению. Осуждают от злобы, от ненависти. А любви очень мало, злобы же, ненависти очень много в сердцах наших. Эта злоба, эта ненависть побуждает осуждать ближних наших, закрывает наши глаза на собственные грехи и недостатки.
*
Осуждаем человека весьма часто и без всякой зависти. Это часто зависит от укоренившейся привычки осуждать. Осуждение, как и все прочее, становится нашей привычкой, если постоянно осуждаем. Все, что часто делается, становится нашим навыком. Если у кого-нибудь зависть, ненависть владеет сердцем, укоренится привычка осуждать, будет всегда, неумолчно, неустанно осуждать. Эту привычку надо искоренить, не давая ей возрастать в нас. Ловить надо себя на всяком осуждении, осудить себя за всякое осуждение. Осудив себя один-два раза, научимся воздерживаться и перестанем осуждать других, а сосредоточим духовный взгляд на собственном сердце.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский:
Одним из самых распространенных в нашей жизни грехов является грех осуждения. Для иных осуждение кажется чем-то маловажным. Hо по сознанию Церкви Божией – это великий грех, омpачающий, мучающий нашу душу и влекущий за собою тяжелые наказания от Бога.
*
Хочу сказать об осуждении в кpугу православных. Очень неpедко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже pешаются осуждать и своих пастыpей и святителей. Господь сказал всем нам: «Не судúте, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе пpаво на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья – Господь, ты восхищаешь Божии пpава. Hаши суждения о ближнем pедко бывают пpавильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним пpоявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокpовенных дум – не знаем.
*
Осуждение ближнего, как всякий грех, мучит нашу душу. Когда ты, заметив пpоступок своего брата, начнешь указывать на него всякому и поносить его, тебе на первый раз кажется, что ничего особенно плохого не сделал. Hо отчего ты душею не спокоен, почему чувствуешь смущение, раздpажение, тоску? Это осуждение оставило свой мpачный след в душе твоей. А когда ты никого не осуждаешь, на душе у тебя спокойно, светло и pадостно.
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский:
Осуждение человека не всегда бывает от неприязни. Иногда – от излишней осторожности боящегося разочарования, немужественного сердца; или от избытка своего (когда-то, где-то не оправдавшегося) доверия к другому человеку.
Священномученик Сергий Мечёв:
Один Святой Отец, когда позвали его судить согрешившего брата, вышел, взял большой мешок песку и нес его за спиной, а перед собою держал маленькую корзиночку, в которой было немного песку, и когда его спросили, что это значит, он отвечал: «Этот мешок – мои грехи и я их оставил позади себя, так как я в них не раскаялся, а эти немногие грехи брата передо мною, и я смущаюсь ими».
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:
Откуда у людей любовь к осуждению ближних? Она происходит: 1) от невнимательности к самому себе. Если бы мы чаще просматривали свою жизнь и сравнивали ее с жизнью христианских подвижников, то никогда не осмелились бы следить за жизнью ближних; 2) от нежелания исправиться. Мы замечаем иногда и собственную греховность, но так как исправление есть дело трудное, а совесть нас укоряет, то мы успокаиваем и оправдываем себя тем, что выискиваем грехи других и говорим себе, что люди еще хуже нас. Сравнив себя не с праведниками, а грешниками, мы успокаиваемся и не заботимся об исправлении; 3) от отсутствия любви к ближнему. Ибо любящий не рассказывает никому о грехах любимого человека, а наоборот, скрывает их от всех, защищает любимого, жалеет его.
*
От осуждения никому не бывает пользы, ибо осуждающий Богом будет осужден, а тот, который слышит осуждение себя, чаще всего не исправляется, а ожесточается. Посему не суди согрешающего, а пожалей его; любовью своей покрой его грех; осторожно, как к больному, подступи к нему, помоги ему в борьбе со грехом; молись о нем, защищай его всюду, стань ему другом и братом, полюби его, – любовью только ты исправишь его.
*
Не осуждай, дабы самому не впасть в тот же грех. Не осуждай, дабы диавол не посмеялся над тобой, когда та попадешь в его сети. Не осуждай, дабы и Праведный Судья не осудил тебя в страшный день Суда.
Священномученик Иоанн Восторгов:
Опыт всех времен и народов говорит нам, и уроки слова Божия подтверждают, что склонность к постоянному осуждению никогда не служит к улучшению жизни. Она родит только взаимное озлобление. Она развивает больше всего слова и слова, и меньше всего дело. Замечено, что кто слишком склонен к осуждению, тот делает это обыкновенно слишком легко и поверхностно, черпая силу в безнаказанности, не щадя никого и ничего, часто и не понимая того, о чем судит. Замечено, что этой страстью одержимы главным образом те люди, которые сами никогда ничего не делали и не несли никакой ответственности за работу.
Сам же ты, осуждая всех и всё, нисколько не поднимаешься нравственно: как одним дымом без огня не согреть жилища, так одними словами осуждения без собственной работы над самим собой не согреешь, не возвысишь, не улучшишь своего духовного существа.
*
Осуждение других обращается в устойчивую привычку, в болезнь; человек теряет способность замечать что-либо доброе и видит всюду одно худое. Сколько судили, например, даже Спасителя?! Сколько поставляли против Него упреков и обличений?! Он Сам сказал врагам Своим: «Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин. 7: 24).
Священноисповедник Сергий (Правдолюбов):
Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя, грешного». И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твое усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (83) раз