Новая жизнь со Христом
Христианство – это не религия, но сама жизнь, обновленная во Христе. Но мы можем достичь ее, только если в нас умрет ветхий человек. Как этого добиться?
Французский мыслитель и богослов Оливье Клеман (†2009) однажды сказал, что христианство отличается от других религий. И если под религией понимать сумму предписаний и правил, то христианство – это вообще не религия, но сама жизнь. Это обновленная жизнь во Христе. Христианство – это новая жизнь, открытая нам Господом Иисусом Христом, и она превосходит все правила и предписания, потому что она означает свободу в Духе Святом. И мы можем достичь этой новой, другой жизни в Святом Духе, только если в нас умрет ветхий человек. Спаситель сказал об этом: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24).
Принимая святое Крещение, каждый из нас умер и воскрес со Христом. В Крещении мы облеклись в нового человека, который теперь служит Богу: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию» (Рим. 7: 25). Но смерть и воскресение со Христом – это не просто момент, переживаемый нами в Крещении, но процесс, продолжающийся на протяжении всей нашей жизни. Христианская жизнь, по сути, представляет собой постоянное осуществление таинства Крещения, то есть умирания и воскресения со Спасителем. Тот же Оливье Клеман сказал, что наша жизнь состоит из частичного умирания и воскресения вновь и вновь, до окончательной смерти тела, а позже – до его воскресения. Понемногу мы умираем каждый день, в особенности когда переживаем какой-то негативный опыт. Когда же мы просим у Бога помощи, Дух Святой оживотворяет нас, и мы частично переживаем воскресение.
Христианская жизнь есть постоянное умирание и воскресение со Спасителем
Все негативные переживания в жизни каждого человека, как и всего мира, имеют прямую или косвенную связь с грехом. А грех несет в себе смерть. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23). Верующий человек во всех жизненных переживаниях, как положительных, так и отрицательных, признает действие Божественного Промысла и Божией благодати, которая таинственным образом ведет людей ко спасению. Так как Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Таким образом христианин учится держаться подальше от греха и непрестанно творить добро: «Дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2: 24). Однако избавиться от греха, то есть отказаться от эгоизма и чрезмерного себялюбия, сильно привязывающего нас к этому миру, совсем нелегко. Битву с грехом нужно вести не на жизнь, а на смерть. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12: 4), – пишет в своем послании апостол Павел.
Христос предупреждает нас: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25). Речь здесь идет об искаженной, страстной любви к собственной жизни, о болезненных пристрастиях к благам и удовольствиям этого мира, которые мешают увидеть нам горизонт жизни, уходящий в вечность. Христос призывает нас служить Ему и следовать за Ним: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12: 26). Апостолы были первыми, кто последовал за Христом и служил Ему, а после них – и все последующие поколения христиан. Служение Христу означает участие в Его жизни и миссии, единство с Ним в Его безграничной любви к миру и постоянная готовность отдать свою жизнь за своих ближних. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20: 28). Из 25-й главы Евангелия от Матфея мы знаем, что критерием, согласно которому будет совершаться Страшный Суд, будет именно наше служение ближним.
Служение Христу означает участие в Его жизни и миссии
Но мы не можем участвовать в жизни Христа и в Его миссии, если постепенно не умрем для греха и для самих себя. Важно преодолеть свой эгоизм и не привязываться все больше и больше к мирским благам и вещам. По этой причине в Православной Церкви особое значение придается практическому аскетизму. Под аскетизмом подразумевается самоограничение и борьба с самим собой с целью преодоления страстных желаний. Эти желания препятствуют действию Божией благодати, сокрытой в нашем сердце с момента нашего Крещения.
Святые отцы оставили нам множество апофтегм (изречений). Все святые сходятся во мнении, что для действия в христианине благодати Крещения, освящающей его, необходима жестокая борьба с грехом и страстями. Грех не дает действовать Божией благодати и ведет человека к духовной и физической смерти. Отсюда происходит известная аскетическая апофтегма: «Даждь кровь и приими дух». Благодать Божия в нашем сердце умножается или уменьшается в зависимости от того, как мы исполняем заповеди Божии.
Существует таинственная взаимосвязь между благодатью Божией, которую мы получаем через Крещение и другие таинства, и трудами самого человека. С одной стороны, благодать умножается настолько, насколько верующий посвящает себя подвигу. С другой стороны, поддерживаемый благодатью, он все более рьяно начинает бороться с грехом, вплоть до кровопролития. Однако все святые осознавали, что стяжание бесстрастия и освящения не есть результат наших подвигов, но в конечном счете это дар Божий.
Существует таинственная взаимосвязь между благодатью Божией и трудами самого человека
Для каждого из нас важно молитвенное подвижничество. Молиться далеко не всегда легко. Совсем наоборот! Молитва может вам наскучить, она может остаться поверхностной и скудной. Вот почему многие христиане не молятся вообще, не понуждают себя на молитвенное делание. Однако, чтобы мы могли испытать радость молитвы, мы должны совершить внутреннее усилие для того, чтобы молиться со вниманием. Это необходимо, чтобы наш ум, который есть энергия сердца, восстал от рассеяния и сошел в сердце, дабы они объединились. Только так мы сможем стяжать одновременно и спокойствие ума, и спокойствие сердца.
Фото: monastery.ru
Существует также аскетизм поста – воздержание в еде и питье. Он требует от нас умеренной жизни. Пост помогает сосредоточенно и самоуглубленно молиться, достичь самоконтроля и освободиться от привязанности к мирским вещам и благам. Существует и аскетизм терпения. Он ставит нас перед вопросом, можем ли мы терпеливо переносить страдания. Спаситель подготавливает нас к этому такими словами: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33). Стойкое перенесение скорбей и лишений в повседневной жизни является для нас возможностью доказать на практике свою веру, надежду на Бога и терпение. Для христианина перенесение боли и скорбей оказывается благословением Божиим, если он мужественно несет этот крест. Тогда боль и скорби освящают его жизнь, потому что через них он осознает собственную немощь и потребность в помощи Божией. Через подвиг молитвы, воздержания и терпения ветхий человек нашего существа будет постепенно истлевать, в тот время как новый, поддерживаемый крещальной благодатью, будет все более и более отдавать себя на служение ближним по примеру Самого Христа. Аминь.
Митрополит Серафим (Жоантэ)
Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Mitropolia-ro.de
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (95) раз