Выбрать страницу

Почему православные молятся не своими словами?

Почему православные молятся не своими словами?

Зачем мне молитвослов? Неужели я не могу помолиться своими словами?

Среди невоцерковленных или далеких от христианства людей одной из претензий к Православной Церкви является непонимание сторонними богослужения в целом и некоторых молитв в частности. Нередко мы встречаем такое вопрошание: почему я не могу молиться «своими» словами, а обязан обращаться к Богу с помощью «чужих» текстов? Вроде бы простой вопрос, на который священнослужители просто и внятно отвечают, однако за этим недоумением «внешних» скрывается комплексная проблема отдаленности обмирщенных представителей современного общества от традиционной ритуальной и литургической жизни христианской Церкви.

Дело в том, что молитва в частности и богослужение в целом есть результат тысячелетнего становления обрядовой жизни христианской Церкви. Когда мы обращаемся к Богу с молитвой, мы имеем в виду конкретного Личного Бога, Господа нашего Иисуса Христа из боговдохновенной евангельской истории. В нашей молитве или общественном богослужении отражаются различные моменты новозаветного повествования или христианской истории. Это не абстрактный или философский Бог, далекий от исторического бытия и человеческих забот, но конкретная евангельская Личность.

Более того, молитва подразумевает множество функций и назначений: это – единение с Богом (древний смысл термина «религия»), общение с умершими родственниками, благодарение Господу или Его прославление, обращение с просьбами или даже с сетованием к Нему (случай ветхозаветного Иова) и прочее. Таким образом, просто келейная молитва, не говоря уже о соборном богослужении, имеет как сложную формальную структуру, так и многогранное содержание.

Знакомые нам по богослужениям молитвы, песенные последования, ритуальные действия, благочестивые традиции создавались на протяжении многих веков и являлись плодом благочестивых душ христианских отцов и учителей Церкви. И когда недовольный обыватель сторонится христианской традиции, то есть Священного Предания, игнорируя священные гимны и намоленные тексты, он не просто заигрывает с вульгарным прочтением протестантизма (действительно, в протестантских конфессиях тоже существуют свои предания, молитвенные последования и духовные авторитеты, просто они весьма отличны от православных, от Священного Предания), но выносит себя вообще за скобки религиозной жизни.

Молитва «своими» словами требует серьезного духовного опыта, богословской компетентности, эмоциональной искренности

Когда человек утверждает, что будет молиться исключительно своими словами, это подразумевает, что его молитвенная форма будет исключительно просительной, а его образ Бога будет предельно размытым, аморфным, абстрактным, неличным. Молитва «своими» словами никогда не отвергалась Церковью и не могла отвергаться, потому что сами молитвы создавались отдельными личностями отцов и учителей Церкви. «Отче наш…» и есть эталон подобной молитвы, которую сочинил Сам Господь для Своих учеников. Однако молитва «своими» словами требует серьезного духовного опыта, богословской компетентности, эмоциональной искренности. Именно тогда она будет по-настоящему осознанной, подлинной, «литургичной».

Существуют, конечно, различные исключения, когда христианина настигают невзгоды, искушения и соблазны, тогда молитва предстает как покаянный вопль или просьба о спасении, где слов минимум, существует лишь искреннее взывание о милости Божьей. Действительно, в минуты стресса и серьезных потерь не нужно много слов. Но мы сейчас говорим именно о повседневной молитве, о ежедневном обращении к Богу, а так, как уже было отмечено, действуют иные законы.

Все христиане в Церкви проходят одинаковые этапы взросления: кто более успешно, кто – менее. Однако, как говорится, правила везде одинаковые. Только тот христианин, кто обращался к Господу с помощью разных молитв, песнопений, духовных гимнов, освященных веками, может обладать тем соответствующим духовным опытом, чтобы создавать личные молитвенные обращения к Господу нашему Иисусу Христу. Это – знак взросления, симптом осознанной веры.

Иерей Антоний Русакевич
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (122) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее