О нищем Лазаре и богаче
Одной из причин, по которой богач не видел Лазаря и не сочувствовал ему, – это привычка ко греху. Ее в нас может искоренить слово Божие, которое является трубным гласом, постоянно взывающим к нам, чтобы мы покаялись.
Братья и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке Господь использует притчу о богаче и Лазаре для научения нас важным вещам. Он говорит: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его» (Лк. 16: 19–20). Здесь Он дает несколько контрастных образов. Существует два взгляда на вещи, которые полностью противоположны во всех отношениях: это плоскость настоящей, преходящей земной жизни и перспектива жизни вечной. Контраст между положением богатого человека и нищего после их смерти поразителен. И сегодня мы паки призваны поразмышлять об этой разнице между веком сим и веком грядущим.
По смерти Лазарь оказывается на лоне Авраамовом, в то время как бывший богач смотрит на него издалека. Первый благословен и утешается, в то время как другой мучается в геенском пламени. Этот огромный контраст рождает в наших умах недоуменный вопрос: отчего при жизни богач не замечал этого неравенства, этого огромного разделения между ними? Он эгоистично жил в своем мире и совершенно не видел противоположного мира рядом с собой – того, как жил нищий. Почему же он впал в такое состояние нечувствия? Сколько раз он входил в свой дом и выходил из него в своих нарядах и шелках, сталкиваясь с этим человеком, который не имел ни малейших средств к существованию. Почему этот контраст не вызывал у богатого при его жизни никаких вопросов?
Есть много причин, по которым богач не видел Лазаря и не сочувствовал ему. Но самыми важными являются следующие.
Первая – это невежество. Он не ведал истинного источника своего богатства и его цели. У него было ошибочное понимание о том, чем он обладал, и о том, что есть настоящее счастье в жизни. Он не интересовался той реальностью, в которой жил Лазарь, и не заботился об этом нищем, лежащим у его ворот, потому что верил, что тот не имеет права на богатство, что каждый человек ответственен лишь за себя, что каждый пожинает то, что сеет. Богатый думал, что он имеет право продолжать вести свою роскошную жизнь, избегая жизни другого, нуждающегося.
Это образ, который напрямую применим к нашему современному обществу. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему» (Быт. 4: 9). Таким был ответ Каина в Священном Писании. Но уста того, кто действительно любил бы своего брата, такого бы не произнесли. Итак, богач из сегодняшней притчи не знает, что по смерти он будет судим через его отношение к ближнему, которого Бог поставил для него в его окружении.
Вторая причина в том, что богач каждый день «пиршествовал блистательно» и роскошествовал. Такая жизнь уводит внимание человека от ближнего и от познания собственной души. Человек, который поставляет богатство превыше всего в жизни, творит из него идола, ставя его на место Бога. Таким образом он преступает вторую заповедь Господню. Из-за этого ему уже не нужен ни Бог, ни ближний. Удовольствия оказывают влияние на человеческую душу, и люди в результате становятся эгоистичными. Таковые ищут все большего удовлетворения своих страстей и начинают потребительски относиться ко всем вокруг себя. Многие, привыкшие жить ради собственного удовольствия, не чувствуют трагедии жизни ближних, если только сами они однажды не вкусят горечи или не окажутся в лишениях. Богатство и роскошь порабощают и опутывают человека тягой ко все большим удовольствиям. Первые проявления такого состояния – ощущение самодостаточности и интроверсия, когда ближние и Бог становятся ненужными.
Удовольствия оказывают влияние на человеческую душу, и люди в результате становятся эгоистичными
Третий момент – привычка. С той минуты, когда богач впервые столкнулся с Лазарем, брошенным у его двери, и прошел мимо него, не позаботясь о нем, в нем начала расти вредоносная привычка поступать так каждый раз, не допуская присутствие нищего в своей жизни. Таким образом, он внутренне разрешил себе не оказывать сострадания другому, приняв это для себя в качестве нормы. Такое принятие становится его привычкой. И он уже не спрашивает себя, истинны ли его принципы в жизни, правильно ли не обращать внимания на проблему, стоящую перед ним, поступает ли он по-доброму или согрешает. Этот грех стал привычкой, которая ослепила глаза богача.
Когда мы привыкаем к нашему неправедному положению, оно становится приемлемым для нас. В этот момент нужна труба или чей-то громкий глас, чтобы предупредить нас об ошибке и разбудить нас. Таким гласом является слово Божие, которое разбивает эту твердыню привычки, своим светом освещая ложь нашего невежества, раскрывая истинный смысл человеческого счастья. Слово Божие делает нас ответственными за других. Оно научает нас, что Бог послал нас сюда как ответственных, серьезных и щедрых Его соработников, а не как беспечных и эгоцентричных потребителей. Воистину, наше любящее, внимательное и ответственное отношение к ближним, к тем, с кем мы встречаемся в жизни, – это то, по чему нас будут судить в конце времен. Это то, что даст нам истинную ценность в очах Божиих.
«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3: 17). Христианская любовь ради Бога любит каждого человека и находит каждого достойным любви, несмотря ни на что, ибо все мы носим образ Божий. Мы не должны смотреть на то, что человек предлагает нам в ответ, любит он нас или нет, добр ли он к нам или нет. Одиночество, интроверсия и изоляция часто сопутствуют жизни современного человека. Отсутствие любви есть ад. Правда в том, что этот ад – результат неправильной любви, то есть самолюбия. Это уподобляют комнате, полной зеркал: куда бы человек ни повернулся, он видит только свое лицо. Встреча с другими – это противоположность изоляции, и она осуществляется через любовь. Выход из изоляции и самолюбивой позиции происходит через проявление инициативы по отношению к ближним. Это начало настоящей любви. Христианская любовь умеет любить, не ожидая ответа и не прося ничего взамен. По-настоящему любить может только тот, кто очистился от себялюбия. Поэтому истинная любовь начинается с очищения сердца от него, то есть от предпочтения себя другим. Чем больше сердце становится ясным и очищенным, тем больше оно становится способным вместить любовь Христову.
Братья и сестры, слово Божие научает нас тому, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35). Мы должны учиться отдавать. Слово Божие благовествует о том, что соблюдение заповедей Господних в действительности слаще меда. Слово Божие обуздывает наши привычки жить не по-Божьему. Это трубный глас, который призывает нас к покаянию и трезвению и исправляет всю неправду внутри нас. Поэтому в сегодняшней притче было сказано слушать святого пророка Моисея и других пророков, то есть внимать слову Божиему, которое ныне нам доступно при жизни: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16: 29). Сегодняшний евангельский текст освещает своим светом истинную реальность земного богатства и открывает наши глаза на ближних и на то, как стяжать вечное сокровище на небесах. Слово Божие – это тот трубный глас, который постоянно взывает к нам, чтобы мы покаялись. Аминь.
Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт «Блог арабского православия»
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (11) раз