Зачем необходимо повторное покаяние, если мы продолжаем грешить
Греховные поступки, совершенные нами, остаются в нас как память, как шрамы на теле души и продолжают влиять на нас.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3: 2) – с этого призыва начинается евангельская история исполнения Божия обетования человечеству о пришествии в мир Спасителя. Призыв к покаянию и деятельное покаяние являются основой основ духовной жизни христианина.
Через таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии человек способен получить духовные дарования и таким образом приблизиться к высокому званию христианина. Эти таинства для всякого христианина есть своеобразный путь, началом которого является Крещение. Через него верующему прощаются грехи, и чрез воды которого мы входим в Царство Божией благодати. Через Миропомазание Церковь дает нам силы для духовного возрастания.
Венчает этот путь, являясь его целью и одновременно смыслом, таинство Евхаристии как Источник Жизни во Христе. Без участия в Божественной Трапезе невозможна духовная жизнь и невозможна Церковь как Тело Христово, по слову апостола: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27).
Однако после очищения в купели крещения человек остается весьма склонным ко греху и продолжает грешить делом, словом, мыслью. Именно поэтому Христос оставляет нам Покаяние как возможность врачевания нашей немощи и сохранения живой связи с Богом. Недаром святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением.
Через таинство Покаяния, как утверждают отцы и учители Церкви, посредством силы Духа Святого кающийся христианин получает отпущение от всех грехов, совершенных им после Крещения, становясь невинным, как после вод Крещения. Через таинство Покаяния человек вновь приближается к Царству Божию, утрачиваемому посредством совершаемых после Крещения грехов.
В православном мировоззрении огромное значение имеет понятие «греха», которое понимается не как отвлеченное понятие, а как фундаментальный разлом в сердце человека и подлинное заболевание души его. В чинопоследовании таинства Покаяния мы читаем: «…пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши» (Требник, последование Исповеди).
Так, целью таинства Покаяния становится уврачевание души, восстановление ее до первозданного состояния, но никак не судилище, как в западно-христианской традиции. Об этом говорит и святитель Иоанн Златоуст, рассматривая Покаяние как врачевание и получение прощения грехов, а не наказание.
В чем сила покаяния, по мысли святителя Иоанна Златоуста? Во-первых, необходимо осознание своих грехов и искреннее исповедание их. Во-вторых, покаяние состоит из смиренномудрия. Если ты будешь исповедовать свои грехи, как должно исповедоваться, то душа смирится, потому что совесть, терзая душу, делает ее смиренной. После смиренномудрия нужны непрестанные молитвы и плач о грехах своих. После усиленных молитв необходимо великое милосердие, ибо оно в особенности делает сильным врачевание Покаяния.
В таинстве Покаяния грех изничтожается и как бы перестает наличествовать в человеке, однако греховная склонность остается, именно поэтому человек постоянно нуждается в таинстве Покаяния. Согрешив, человек удаляется от правды Божией, а в таинстве Покаяния он оправдывается и освящается благодатью Христовой.
Но стоит заметить, что греховные поступки, совершенные нами, остаются в нас как память, как шрамы на теле души и продолжают влиять на нас. Более того, следует помнить о значимости греховных поступков; какие-то грехи легко уходят в небытие, но за какие-то поступки несем ответственность, ведь они имеют существенные последствия и сказываются на нашем окружении. Существуют грехи, негативные последствия от которых нам еще продолжительное время необходимо исправлять, поэтому и необходимо постоянное приобщение к таинству Покаяния, особенно для закоренелых грешников.
В Покаянии происходит активное преодоление разрыва между человеком и Божьим творением
Через плоды покаяния происходит возрождение души человеческой и восстанавливается связь между ней и Богом. Покаяние есть в каком-то смысле «сожаление о потерянной любви», говорил епископ Афанасий (Евтич). В Покаянии происходит активное преодоление разрыва между человеком и Божьим творением.
Конечно же, в таинстве Покаяния очень важна роль священнослужителя, ведь именно пастырь пытается приоткрыть для верующего грешника «дверь покаяния, выход на новый путь жизни» (архимандрит Киприан (Керн)). Стараниями духовного пастыря возможно подтолкнуть кающегося грешника к будущему нравственному преображению и перевоспитанию.
Кстати, следует заметить, что таинство Покаяния является тем духовным индикатором для священства, который указывает на то, кем же он является сам – пастырем или наемником. Во время совершения Исповеди священник реализует или актуализирует тот благодатный дар, который ему дарован в таинстве хиротонии. Душевное состояние духовника, все его поведение должны соответствовать высоте и уникальности этого дара. Иными словами, священник должен всегда помнить слова Христа «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14).
Покаяние в традиции Православной Церкви всегда рассматривалось как второе Крещение. Псалмопевец Давид взывает: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс. 50: 4). Свою проповедь о спасении Христос начинает с призыва к покаянию (см.: Мф. 4: 17). Апостол Петр взывает к покаянию собравшихся на праздник Пятидесятницы иудеев (см.: Деян. 2: 38), тем самым как бы связывая духовной нитью свою проповедь и проповедь своего Божественного Учителя.
Так, важность и необходимость таинства Покаяния очевидна и из опыта Церкви, и из самого догматического учения Церкви о грехопадении.
Иерей Антоний Русакевич
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (0) раз