Если впадешь в недуг, возлюбленный…
В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению. Святые об отношении к болезням.
Преподобный Антоний Великий:
Знай, что телесные болезни естественно свойственны телу, как тленному и вещественному. Итак, в случае таких болезней, душе, обученной добру, должно с благодарностью показывать мужество и терпение, и не укорять Бога – зачем создал тело.
Преподобный авва Исайя Отшельник:
Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: эта болезнь не легче ли геенны, в которую ты пойдешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении?
Преподобный Ефрем Сирин:
Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня.
*
Если постигнет тебя телесная болезнь – не малодушествуй, но переноси с благодарностью. Апостол говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12: 10).
Святитель Григорий Богослов:
Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово – для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить.
*
Болезнь для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок.
Святитель Иоанн Златоуст:
Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя. Итак, будь терпелив.
*
Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание.
*
Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни.
Преподобный Нил Синайский:
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Видел я тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной.
Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.
Преподобный Максим Исповедник:
Будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти и избавляющие нас вечных за нее мучений.
Святитель Димитрий Ростовский:
Смотрите, как обо всех Промышляющий все на пользу строит: неоднократно наводит на нас различные болезни, чтобы уцеломудрились, чтобы отстали от грехов, чтобы притекли к Богу с покаянием… Итак, когда приключается нам болеть телом, от этого познаем благостыню Божию, ибо тем ведет нас к покаянию. И не отчаиваясь, но надеясь на милость Его благоутробия, исправим свою жизнь, имея пособницей в том Пресвятую Деву.
Святитель Тихон Задонский:
Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте душой вашей! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здравие свое получают. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие; целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления.
*
Постигшую Вас болезнь невольно сделайте посредством благодарения произвольной жертвой, и да примет ее Бог, как кадило, исполненное благовоннейшего духовного фимиама. Фимиам – благодарение.
Святитель Феофан Затворник:
В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.
*
Если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастья, которая зависит от здоровья, – буди воля Божия!
Фото: monastery.ru
Стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, и когда сделает свое дело, отойдет, и здравы будете.
*
Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага, от Господа благого, и мир душе дает.
Преподобный Макарий Оптинский:
Ты напрасно принимаешь помыслы, будто оставлена от Бога, потому что болеешь; совсем напротив, но Сам Бог лучшее о тебе устраивает ко спасению средство.
*
Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надобно наблюдать и иметь попечение об исправлении оного.
*
О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из келии, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых Ангел? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и даже равен сидящему в пустыне, в повиновении старца совершенно. Благодари Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.
*
Не без воли Его послана болезнь, но надобно и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиною болезни.
Преподобный Антоний Оптинский:
Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением.
*
Что делать? Так уж Господь устроил, чтобы временная жизнь наша без скорбей не проходила, как сказано: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печать. Но всего удивительнее, что ни один святой муж, сколько бы ни был свят и совершен, не провел жизнь свою без того, чтобы не претерпеть чего, и – того ради, чтобы человек не превозносился. И если святые терпели, а нам и кольми паче должно терпеть!
*
Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг – с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!», или так говорить, как один старец богомудрый говаривал: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле». А по сему примеру даруй, Господи, и вам все случающееся благодушно переносить, и за все благодарить, и Бог спасения будет всегда с вами.
*
Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных.
Преподобный Амвросий Оптинский:
За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов.
*
Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.
О причине болезни смущаться не должно: святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и сама болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь: терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости.
*
Когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте к Врачу всемогущему – вкушайте Его Животворящее Тело и Животворящую Кровь. Между грехом и болезнью есть тайная и тесная связь.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: Н. А. Бруни. «Овчая купель (исцеление расслабленного)», 1885 г. / monastery.ru
Просмотрено (70) раз