Освящение души
Несчастная душа, познай своё существо, то благородство, с каким Бог тебя сотворил! Пойми, что ты бессмертна, что не умрёшь никогда, что ты наделена даром бессмертия. Ты – не то что тело, которое умрёт и истлеет, будет пожираемо червями и станет источать зловоние. Да, и оно воскреснет во Втором Пришествии Христовом, но для тела, которое не восприняло Благодать Божию в этой жизни, воскресение будет в погибель.
Душа, ты небесна! Ты наделена исключительной красотой, благородством, тебя Бог сотворил по-особому. Ты оставишь этот мир и отойдёшь к Нему, как и Христос говорит о Себе: «Приидох в мир: и паки оставляю мир и иду ко Отцу». Твоя родина не здесь, долу; душа, твоя родина на Небе, ведь ты нетленна. Небесное не подвержено действию времени, оно не изменяется, не теряет своего великолепия, красоты, благоухания, Божественной Благодати.
Небо – это родина Ангелов и святых, там обитает всё самое чистое и для Бога самое драгоценное. Там Бог всё разместил по порядку. Да и в этом, земном мире у Него во всём порядок и красота: солнце, луна, звёзды, времена года, животные морские и земные, птицы, человек и многое другое – у всего своя красота, и всему Богом премудро определено своё место. Во всём такая гармония и такой порядок, что человек, который смотрит на земную красоту, невольно приходит в восхищение. Особенно весной, когда кругом зелень и цветут цветы. Можно себе представить, как красиво будет на Небе, где всё нетленно, вечно, неизменно и бесконечно.
Гражданином и наследником этого Небесного отечества, Горнего Царствия будет человек, душой и телом наделённый от Бога благородством, если здесь, на земле, он станет близким Богу. Тогда у него будет полное право войти в вечную жизнь. «Емлися за вечную жизнь», – призвал апостол Павел Тимофея. Это значит: крепко держись вечной жизни, чтобы не потерять её.
Как держаться вечной жизни? Надо всё время поучаться в ней, держать её в уме, тогда и в сердце народится стремление к ней. А стремление к жизни вечной заставляет внимательнее относиться к жизни здесь, чтобы обеспечить жизнь там. Вот если человек заботится о своём здоровье, то он уж делает всё возможное, чтобы сохранить его. Или если человеку чего-то очень хочется, то он-то прилагает все усилия, чтобы это получить. Так и мы, если подлинно возжелаем вечной жизни и твёрдо в неё уверуем, то у нас обязательно возникнет желание бороться за то, чтобы получить её.
В одном тропаре говорится: «Смотри, дабы не увлекло тебя земное и тленное, чтобы не прилепиться к нему и не потерять вечной жизни». Меньшее (тело) не должно обладать более благородным и большим (душой), но большее меньшим. Как этого добиться? Если человек очищает внутреннее, то очищает и внешнее (тело), ибо через подвиг и оно очищается.
Если сердце человека чисто, то и речь этого человека, и жесты благообразны и сдержанны, и все телесные чувства чисты, именно потому, что сердце чисто и непорочно. Если же сердце лукаво, то и чувства всё воспринимают греховно, а это затрудняет наше спасение.
Поэтому Христос говорит: «Смотри, человек, очисти сначала внутреннее чаши, потому что, если очистишь внутреннее, то и внешнее будет чисто; но если внутреннее останется грязным, то грязным будет и внешнее». Так и тело вместе с душой: если очистится, то воскреснет в нетлении во Второе Пришествие.
Когда глас Сына и Слова Божия подаст сигнал к воскресению мёртвых и вострубят трубы ангельские, тогда восстанут мёртвые в четырёх концах земли, и земля и море отдадут своих мертвецов, души вновь обретут свои тела, но уже не тленные и вещественные, но бессмертные – такие, каким стало тело Христа по Воскресении.
Воскресение Христово – это предзнаменование и предвестник того, что и люди воскреснут во Второе Пришествие, но не так, как сеются во гробе, а «в нетлении и духовности». Облака восхитят предназначенных ко спасению и поднимут их навстречу сходящему на землю Судии живых и мёртвых. «Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем».
В молитве будем просить у Господа, чтобы Он просветил нас истинным светом, да познаем себя, познаем своё «божественное благорождение», как пишет псалмопевец. Будем размышлять так: «Выходит, я – небесное существо? Я настолько близок Богу?» И это на самом деле так, ведь мы сотворены «по образу и подобию» Божию. «По образу» – означает разумное, а «по подобию» – уподобление по мере наших сил Богу посредством добродетели. Бог имеет добродетели по природе, мы же их приобретаем, подвизаясь с помощью Божией, освящаясь Его Благодатью. У нас добродетели возникают по Благодати, так как мы сотворены Богом во времени, а Сам Он обретается вне времени. Вспомним наше происхождение, украсим душу добродетелями, ведь она сотворена, украшена и благословлена Богом. Напитаем, напоим, оденем, украсим её; пусть она предстанет пред очами Божиими во всей своей настоящей красоте.
Молитва, песнопение, церковное богослужение, поклоны, а главное, священная исповедь и Божественное Причащение, а ещё любая помощь ближнему и, особенно, дела любви, которые делаются от чистого сердца, а не от гордости и эгоизма, – вот средства, которые помогают благоукрашению души.
Но, главное, нужно иметь во всём смиренное мудрование, способность осознавать, что мы можем что-то делать только потому, что это Бог дал нам. «Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?» Всё, что у нас ни есть, – есть от Бога. Помысл сказал тебе, что ты помог рукой? А руку тебе не Бог ли дал? Сказал языком доброе слово, помог советом? Не гордись. И слово, и язык тебе дал Бог. Ногами поспешил, чтобы кому-то помочь? И это от Бога. Воспел Бога сердцем, внутренним голосом, внутренним словом, помыслил благое о Боге и ближнем? И сердце, и слово – всё от Бога. Может быть, ты родился, потому что сам этого захотел? Это Бог привёл тебя к бытию! А если всё твоё – это дары Божии, которыми нужно служить Богу, то сам-то что ты Ему принесёшь?
Потому Христос и сказал Своим ученикам: «И если исполните все повеления закона, ведайте, что вы обычные, никчемные (неключимые) рабы… Я дал вам, и вы даёте. Если бы Я вам не давал, то вам бы нечего было давать. Вы не спрятали добро, но распространили и преумножили». Значит, вознаграждается благое произволение, как и в Притче о талантах. Одному рабу господин дал один талант, другому два, третьему пять. От всех трёх он потребовал удвоить данные таланты: чтобы один принёс ему потом десять талантов, другой четыре, третий два. Первые двое удвоили свои таланты, а третий свой спрятал, говоря: «Господин мой – человек жестокий, лучше я спрячу свой талант и верну ему, когда он вернётся». Этот раб был осуждён как ленивый и нерадивый, потому что он закопал свой талант, а другие пустили свои в дело и получили благословение от Бога.
И мы талант, данный нам Богом, должны преумножать. Он дал нам дар слова? – скажем несколько слов утешения. Дал физическую силу? – послужим человеку слабому. Одному Он дал талант ухаживать за больными – пусть ухаживает. Другому дал склонность трудиться в браке: помогать мужу или жене, детям. Третьему – призвание к монашеству, чтобы служить Ему в подвиге. Кому-то Он дал финансовое благополучие с тем, чтобы и другим помогал, чтобы тратил своё богатство только на необходимое для себя и не прилеплялся к нему сердцем, обеспечивая себя, уделял от Благословения Божия и тому, кто слабее.
Каждому Бог дал некий дар как призвание, и человек должен послужить Божественному о нём Промыслу, чтобы на деле показать Богу свою благодарность. Через эту благодарность он спасается милостью Божией. Бог принимает эту благодарность как служение Себе, приходит и воздаёт за неё дарами, самый щедрый из которых – Его Царствие, Горнее Отечество. Главное для нас – это просвещать: чтобы нас не обманул мир, чтобы не увлекли земные вещи, чтобы не прилепиться к ним, не отяготиться заботами настоящего века, нуждами временной жизни, но прилепиться к Горнему, к Царствию Божию. Здесь на земле человек изменяется от болезней или от старости, от долгих лет жизни. Он рождается младенцем, потом становится ребёнком, юношей, растёт и в конце жизни отходит к Богу. С возрастом человек меняется, зреет и под конец падает на землю, как спелая смоква.
Подобно тому, как меняется тело, меняется и душа. Если человек приближается к Богу, то начинает более воспринимать Божественное. Дотрагиваясь до тела, мы узнаём, тёплое оно или холодное, проводим рукой по одежде – и устанавливаем, что она мягкая, касаемся мебели – и выясняем, что мебель твёрдая. Прикасаясь к вещи, мы определяем её свойства. Так и с душой: если мы приближаемся к Богу правильно, то воспринимаем действие Божественных энергий. Когда мы молимся, то становимся способны ощущать, например, любовь Божию, радость, мир, Премудрость и Благоутробие Божии. И сами мы при этом становимся милосердными, просвещёнными, приобщаемся любви и очищаемся. Бог чист – и человек с Ним делается чистым, потому что принимает от Бога силу и очищает себя. Так постепенно душа исполняется красотой в очах Божиих.
Но если человек душевно впадёт во грех и будет валяться в грязи страстей, то его душа становится безобразной, грязной и начинает источать зловоние. Ангелы отходят от него, потому что не могут выносить смрада этой души. В «Житии» святого Андрея, Христа ради юродивого, говорится, что он был человеком святым и бесстрастным, но, изображая из себя умалишённого, ходил по разным непотребным местам. Как-то раз зашёл он в некий дом, где обитали грешные женщины, и почувствовал отвратительный запах. Святой не мог там находиться, потому что был чист и чувствовал сильное отвращение. Он по-своему открыл этим женщинам, какое от них исходит зловоние по причине душевной и телесной нечистоты. А тем более отходят от человека, когда он ведёт невнимательную жизнь, Ангелы Божии и даже его Ангел Хранитель.
Но если человек молится, то принимает от Бога благоухание и благодать, и Ангел его тоже молится рядом. Просит человек – просит и Ангел, умоляя: «Боже мой, услышь его молитву, сделай то, о чём он просит». А если молитва наша ещё сопровождается слезами и покаянием, тогда Ангел радуется, потому что имеет большее дерзновение к Богу ради такой прекрасной души, такого прекрасного человека.
От человека грязного, одетого в рубище, Ангел отходит подальше, а рядом устраивается бес. Когда мы смотрим на свинью, как она валяется в грязи, роется мордой в отбросах и ест всякую гниль, то чувствуем к ней отвращение. Так и человек: когда он невнимателен к своей жизни, то в очах Божиих подобен свинье.
Ангелы имеют большую любовь к человеческой душе, потому что они – наши старшие братья и знают, что такое Рай и что такое ад. Они торжествуют, когда приходит время сопровождать спасённую душу Горе, а потому ещё загодя как бы рассуждают: «Почему душа, которую вручил мне Бог, должна идти в ад; почему она должна попасть в руки диавола, а не достаться Христу? Почему должен победить чёрный бес, а не я? Почему он должен похитить её? Я Благодатью Божией повергну искусителя, подниму эту душу на крыльях своих и воспарю с ней на Небо, ведь она – есть дыхание Божие и должна быть рядом с Отцом!» И прикладывает усилие Ангел, и просвещает нас, и внушает, чего нам избегать и к чему относиться внимательнее.
Но приходит эта ненавистная грязная похоть, грех, мирское и словно некая непреодолимая сила увлекает нас, соблазняя столькими манящими вещами. Есть внутри нас и ещё один мир – страстный, мир ветхого человека, который питает свои запросы. Эти желания соединяются с внешними искушениями, давят на душу, и та отступает.
И каждое такое отступление означает соответствующий грех, и грех этот записывается в обвинение. А когда приходит время и человек умирает, то уносит с собой своё же обвинение и проходит с ним по мытарствам. Если человек исповедовал грехи здесь, на земле, и Бог их изгладил посредством духовника, то когда на мытарствах демоны скажут душе: «Смотри, какой грех значится за тобой?» – Ангел опровергнет: «Вникните, что тут написано рядом – всё изглажено, со всем этим покончено на земле, вы никакой здесь доли не имеете, потому что всё исповедано, стёрто, омыто слезами. Пала слеза и смыла всё. В ваших бумагах этого ничего не записывается. Но Бог праведен и несправедливо ни с кем не поступает».
Потому Церковь непрестанно нас поучает: «Измыйтеся, чисти будите, отимите лукавства от душ ваших». «Омойтесь, – говорит пророк, – очиститесь, удалите из сердец ваших лукавство, породнитесь с Богом, восстановите разрушенную связь с Ним, потому что не знаете, что готовит завтрашний день».
Святой Антоний, когда преставился и стал восходить на Небо, был на пути остановлен демонами; те спросили:
– Ты куда?
– Иду к Богу, – отвечает Святой.
Они опять взыскуют:
– У тебя есть грехи!
Тогда явились один из Архангелов и с ним Ангел Хранитель и обратились к бесам:
– То, о чём вы говорите, он совершил до или после пострига в ангельский чин?
Бесы ответили:
– До пострига.
Ангелы возгласили:
– Если это было до пострига, значит, потом было изглажено, потому что постриг – это второе крещение. Какие-нибудь грехи после пострига есть?
Бесы воззрились в свои пометы, но ничего не нашли – настолько был чист и непорочен преподобный Антоний. Так беспрепятственно душа Антония вознеслась на Небо, хотя бесы и задержали его на битый час.
Авва Павел Препростый был очень стар, но святой жизни, и захотел стать монахом уже в преклонном возрасте. Однажды, ещё живя в миру, он отправился работать в поле, а когда вернулся домой, то увидел свою жену с другим мужчиной и сказал:
— Вы оставайтесь здесь, живите вдвоём, а я пойду в монахи.
Он ушёл и добрался к святому Антонию Великому, постучал в дверь, святой Антоний отозвался и спросил:
– Что тебе нужно, старче?
– Я пришёл, чтобы стать монахом.
– В таком возрасте тебе вздумалось становиться монахом, и ты пришёл ко мне? Шёл бы ты лучше в монастырь, где есть молодые, они будут за тобой ухаживать. А то ты старик и я старик: что нам делать вдвоём? Как мы будем друг о друге заботиться?
– Я никуда не пойду, останусь здесь.
– Лучше иди, я всё равно тебя не возьму.
– Нет, я отсюда не уйду.
Святой Антоний вошёл в келью и закрыл дверь. Он вышел только через три дня по какой-то нужде, открывает дверь и видит перед собой преподобного Павла.
– Старче, ты ещё здесь?
– Здесь. Вот умру и буду обличителем твоего жестокосердия, что ты не хочешь принять меня и сделать монахом, – сказал тогда Павел для вида.
– Но ты не можешь, – отвечает святой Антоний, – в таком возрасте стать монахом.
– Могу, почему нет?
– Ладно, заходи, давай подвизаться вместе! Знаешь, ведь мы монахи читаем.
– Я тоже буду читать.
– Мы поём псалмы, молимся.
– Я тоже могу это делать.
Святой Антоний приступил к подвигам (трудам) – и Павел Препростый вместе с ним.
– Давай приготовим поесть, – сказал святой Антоний и размочил в воде два сухаря для Павла и один для себя.
– Давай помолимся.
Час они стояли на ногах и молились.
– Садись, старче, поешь.
– Почему мне два сухаря, а тебе один?
– Потому что я монах, а ты ещё нет.
– Я тоже буду монахом, поэтому и мне полагается один сухарь.
В конце концов святой Антоний оставил его у себя, потому что Павел так подвизался, что превосходил даже молодых. За свою великую простоту и святость он получил от Бога благодать изгонять главных бесов, то есть бесовских князей.
Однажды несколько человек привели к святому Антонию бесноватого, чтобы старец изгнал из того бесов, но преподобный отправил их к авве Павлу. Преподобный Павел стал молиться, но бес не выходил. Тогда авва взобрался на скалу и воздел руки к небу в молитве. От солнца был жар, как из печи, – если положить тесто, то оно превратилось бы в хлеб, вот как было жарко! Но преподобный Павел стоял на скале, стоял несколько часов. «Христос свидетель, я не сойду отсюда, пока ты не выйдешь», – сказал он бесу. Едва он это произнёс, жар стал жечь не его самого, но беса, который сидел в человеке. «Выхожу, старик, выхожу, твоё смирение жжёт меня!» – закричал бес и вышел из бесноватого.
Но почему бес не вышел сразу? А потому, что Павел вмале воспрекословил святому Антонию, вопросив: «Почему, старче, ты сам его не изгонишь, а говоришь мне, чтобы я изгнал?» За это прекословие бес-то и не выходил. Но так как Павел был человеком праведным, простым и незлобивым, то благодаря своему великому смирению в конце концов изгнал беса.
Мы видим, насколько ему помогли добрые дела, которые он творил в миру и в монашестве. Он стал сосудом избранным, душа его приобрела такую красоту, что бесы от одного его вида теряли силу и выходили из людей. Так и мы должны стараться украсить свою душу добрыми делами, стараться не грешить, но пребывать в чистоте. Чистая обитель для чистых душой – это Царство Небесное, где обитают Ангелы и Пречистый Господь. Грязное жилище – это ад вместе с бесами.
Христос особенно любит чистые души и творит с ними брак духовный, девственный, непорочный, святой. И все души, которые уневещиваются Христу, Он собирает в Царствии Своём, украшает великолепием Небесного наследия. Там соберутся все души, уневестившиеся Ему, облечённые в светлое: юные, прекрасные, увенчанные каждая своими добродетелями, которые будут сиять на них, словно венцы, ожерельями. Все будут блистать великолепием, красотой, благоухать Божественным благоуханием. Каждая душа будет смотреть на другую и радоваться, потому что будет видеть не собственный блеск, но великолепие окружающих.
Будем же подвизаться, дабы и нам сподобиться участи избранных в Царствии Божием! Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (64) раз