![Для спасения нам нужны не мысли о Боге, а сам Бог](http://vichuga-voskr.cerkov.ru/files/2024/12/46_main-v1734793963-150x150.jpg)
О духе нестяжания
Живая вера во Христа связана с духом нестяжания. Тот, кто любит копить и приобретать, не может быть истинно верующим и любящим Бога.
Братья и сестры, существует различие между нищетой материальной и нищетой духовной. Первая связана с экономическим состоянием. Бедный, нищий – это тот, кто ничем не владеет. Нищета духовная – иное. Когда вы воздерживаетесь от приобретения вещей и обладания ими в окружающем вас мире, когда вами не управляет любовь к деньгам, если в этом вы не ищете себя, это – большая добродетель. И она приносит плоды на уровне отношений с Богом и с другими людьми.
Напротив, бедный человек, который не относится к своей бедности беспристрастно, но желает обладать вещами, страдает от неспособности их приобретать. Это порождает в нем горечь, разочарование и обиду на жизнь и повергает его в ревность и зависть к другим. Таковой начинает обвинять богатых из глубины своего отвержения, оценивать их из ненависти и из-за своих неудач. Как бы то ни было, дух, который действует внутри него, есть тот же дух, который действует внутри сильных мира сего, – это дух наживы и богатства. И поэтому если бедный в итоге получит возможность стать богаче, то он будет не лучше тех, кого он сейчас критикует, кому мстит, к кому у него есть вражда, тайная, в его сердце, или открытая. В этом контексте и богатые, и бедные пребывают во грехе. Внешняя, не всегда явная, борьба между ними – это борьба страстей. Вот что это такое по своей сути. Мы помним, как сказал апостол Иоанн: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16).
Современных людей практически не волнует красота истины, лишь красота внешняя. К сожалению, люди в наше время больше заботятся не о том, чтобы проявлять милосердие к нуждающимся и облегчать их страдания, но о том, как они выглядят внешне. То, от чего сейчас страдает современный человек, является результатом исчезновения духа нестяжания и бессребренничества в наших душах. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6: 10), – писал апостол Павел. Это страсть к накоплению, желание приобретать с тем, чтобы ощутить удовольствие от факта накопления. Это дух стяжания и обогащения. Когда этот дух управляет вашими отношениями с Богом или ближними, когда вашей самой глубокой заботой является то, что вы можете получить, тогда невозможно строить настоящие отношения с кем-либо, поскольку они уже не будут основываться на любви.
То, от чего страдает современный человек, является результатом исчезновения духа нестяжания в наших душах
Если человек смотрит на ближних корыстно, в его глазах они становятся подобными курам, несущим золотые яйца. Его средствами общения с другими тогда являются замаскированная вежливость, притворные эмоции и льстивая речь, а в глубине отношений скрыт личный интерес, выгода, приобретение, эксплуатация другого. Пока человек захвачен этим духом, другие люди для него как вещи, но не как живые существа. Дух обогащения превращает Бога и людей в объекты, а не в субъекты. Таким образом, такой человек больше не может верить в Бога и искренне любить людей, а его сердце превращается в колодец тления. Вот почему апостол Павел добавляет, что из-за сребролюбия «некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6: 10). Это то, что в Послании апостола Павла к Галатам называется «вожделением плоти»: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5: 16). В связи с этим некоторые люди в другом Послании апостола характеризуются как плотские: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1 Кор. 3: 1). А у апостола Иакова мы читаем: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3: 14–16).
Любви к деньгам мы можем противопоставить добродетель нестяжания. Это прежде всего дух довольства необходимым для жизни. Как сказал апостол Павел своему ученику Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 8). Если человек не может быть доволен необходимым, он не может быть доволен ничем. Тот же, кто хочет стяжать дух нестяжания и бессребренничества, не устремляет свой взор на стяжание, не имеет честолюбивых помыслов, не желает возвысится над другими, его не интересует похоть житейская. Таковой следует словам апостола Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2: 15). Все в этом мире для его глаз является суетой. Он присутствует здесь, но его не заботит то, что здесь есть. Он живет духом на небесах: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21). Он осознает в глубине своей души, что накопление – это невежество и безумство: «Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк. 12: 20).
Если человек не может быть доволен необходимым, он не может быть доволен ничем
Такой человек не презирает деньги, но и не стремится сберегать их ради удовольствия накопления. Деньги – это средство для жизни, и он использует их как средство, но в рамках труда, поскольку слово Божие человеку было: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Если он и сберегает излишки, то делает это только потому, что нам не подобает растрачивать Божии благословения на то, что не имеет ценности. Поэтому он не копит из страха перед «черным днем», ибо Тот, Кто дал нам Царство, сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 33–34).
Братья и сестры, нам важно помнить, как сказано в Священном Писании: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8). Если у кого есть излишки, хорошо использовать их в пределах заботы о немощных и нуждающихся по заповеди Христовой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39); и по слову апостола Павла: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2 Кор. 8: 14). И если у нас стоит выбор между помощью ближнему и сохранением средств «на черный день» для себя, должно сделать выбор в пользу того, кто острее нуждается в данный момент. Господь Бог испытывает нас и желает, чтобы мы возлагали свою надежду полностью на Него.
Истинный ученик Христов должен прежде всего искать небесных богатств, по слову Господню: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6: 19–20). Сии сокровища – это соблюдение Божественных заповедей, хождение в добродетели и участие в церковных таинствах. В конце концов, «вера, действующая любовью» (Гал. 5: 6) является величайшим богатством на земле! И живая вера во Христа связана с духом нестяжания. Тот, кто любит деньги, не может быть истинно верующим и любящим Бога, даже если он знает всю Библию наизусть, проповедует, учит и строит церкви и монастыри. Таковой может только эксплуатировать то, что принадлежит Богу, для своих личных корыстных целей и любит только себя, но не Бога и ближних.
М. Нестеров. «Путник», 1921 г. Фото: monastery.ru
Истинно верующим является, скорее, тот, кто ходит в духе нестяжания, кто трудится духовно, молится и следует примеру своего Учителя, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 6). И тогда через живую и деятельную веру такой человек наполняется Святым Духом Господним, очищается, делается святым и обоживается. Братья и сестры, хорошо давать бедному, который приходит к тебе, но лучше искать бедного, чтобы дать ему, и делать это втайне: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6: 1). Хорошо и правильно тратить излишки на бедных. И лучшее из всего – ставить нуждающихся выше себя. Кто может вместить, да вместит. Аминь.
Архимандрит Фома (Битар)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского Православия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: А. Коллин. «Бедные люди» / monastery.ru
Просмотрено (68) раз