Благодать и благодарность
Когда мы благодарим Бога, тогда наша духовная борьба становится легче, наши жизненные испытания приобретают другой смысл, и мы начинаем видеть нашу жизнь внутри вечного измерения Царства Божия.
Когда я жил на Святой Горе Афон, один старый подвижник, ученик великого старца Иосифа Исихаста, умершего в 1959 году, однажды сказал мне: «Я был как-то наедине со старцем Иосифом, и он сказал мне:
– Чадо, прошло много лет, пока я смог постигнуть, как возрастает благодать Божия в сердце человека».
Молодой монах спросил:
– Как же возрастает благодать в сердце человеческом, геронда?
Но старец не дал ответа, храня молчание. Тогда, в то время еще молодой, монах не стал настаивать на ответе. И сейчас этот состарившийся подвижник разговаривал со мной. Он сказал мне:
– Много лет прошло и для меня, пока я не понял, как это происходит…
Естественно, я задал ему тот же вопрос:
– Как, отче? Ведь и тебе, и старцу Иосифу потребовалось столько лет, чтобы осознать это. Конечно, одно дело – выразить это словами, и совсем другое – постичь эту премудрость после долгих лет практического опыта и аскезы.
И он ответил мне:
– Благодать, чадо, возрастает через благодарность.
Преподобный Исаак Сирин, великий святой нашей Церкви, который был одним из первых исихастов, говорит, что «ключ, открывающий источники святых Божиих тайн, – это сердце, исполненное благодарности, умеющее оценить благодеяния, оказанные ему». И если вы достигнете того понимания, что необходимо благодарить Бога за все, если вы почувствуете потребность благодарить Его за то, что Он вам дает, то знайте, что благодать Божия будет расти внутри вашего сердца. Если же вы не настроите таким образом ваше сердце и будете просить у Бога большего, не благодаря Его за то, что у вас есть, то пройдет много времени, прежде чем вы научитесь оценивать вещи духовно и правильно и начнете благодарить Бога за всё.
Более того, человек Божий и святой, который претерпевает множество искушений, благодарит Бога даже за самые незначительные вещи. И это происходит не по привычке, когда мы говорим: «Спасибо, Господи, что мои дела идут хорошо». Нет, это практически ничто. Это могло бы быть, вероятно, только началом вашей благодарности.
Но настоящая, сердечная благодарность исходит из глубин нашего бытия, когда мы благодарим Бога за все вокруг нас, включая малейшие вещи, такие, как маленькое растеньице, пичужка или чистый воздух, небо, звезды, солнце. Кто из нас благодарил Бога за то, что Он создал этот мир? Особенно в наш век, который изолировал человека от Божьего творения, закрыв нас среди искусственных вещей, отдалив нас от природы. В наш век неблагодарности мы не чувствуем благодарности Богу. Когда так происходит, когда мы не благодарим Бога за Его благодеяния и милости, мы также не благодарим наших ближних, нашего мужа или жену, наших детей и родителей, даже себя. Мы никогда никого не благодарим. И довольствуемся тем, что говорим: «Ладно, у меня все нормально».
Человек Божий благодарит Бога за все, что его окружает
Однако сердце человека Божьего стучит иначе. Человек Божий благодарит Бога за все, что его окружает. Он благодарит Его, потому что это Бог. Помните, когда мы поем Великое славословие, в нем есть такие слова: «Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя, вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́». Мы благодарим Бога, потому что Он Велик, Свят и Милостив, и Он есть наш Отец, а мы – дети Его. Мы являемся детьми преизобильного Отца, наследниками Его великолепного Царства. И мы благодарим Его за то, что Он такой Непостижимый и Бесконечный, за то, что все вокруг нас так прекрасно. Мы предлагаем Богу с благодарностью всю нашу боль, наши трудности и болезни, наши испытания, печали и неудачи, даже нашу смерть. Все это мы предлагаем Богу с благодарностью. Благодарим Тебя, Господи, за всё.
Помните из житий мучеников, что они говорили? «Благодарим Тебя, Господи, что принимаем кончину за Тебя». Свое святое мученичество они считали поводом для благодарности.
Помню, как однажды наш старец беседовал с нами. Он говорил молодым людям, которые хотели стать монахами: «Вы должны быть благодарны Богу за то, что Он направил вас по этому пути. Не думайте, что вы сделали что-то очень великое или пожертвовали чем-то великим, последовав за Ним».
Конечно, можно сказать, что я пожертвовал своими дипломами, своей юностью, своими отношениями с родителями, возможным браком, машинами, которые я купил бы, своим состоянием, своим будущим и настоящим, да и самим собой. Но что есть все эти вещи? Ничто. Перед величием любви Божией что есть все эти вещи? Все это преходяще. Вы предложили Богу временное, но получили взамен вечное. Вы предложили Ему тленное, но получили нетленное; предложили материальное, но получили небесное.
Фото: monastery.ru
Все земное вы в какой-то момент времени оставите, или оно оставит вас, одно из двух. Когда придет час смерти, сможете ли вы взять с собой свое счастье, свою мудрость, свое состояние, свою жену, детей или то, что у вас еще есть в этом мире? Абсолютно ничего не сможете взять. Неизбежно наступит этот момент для вас, для меня, для всех нас, когда мы будем отделены от всего и вся, добровольно или нет. Что монахи поэтому предлагают Богу? Временное. И что Он дает им взамен? Небесное, вечное, нетленное. Апостол Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3: 8). Если мы поймем это, то и мы будем стремиться к тому, чтобы пойти в церковь, чтобы принять Тело и Кровь Христовы, чтобы послушать слово Божие.
Но как мы живем сейчас? Мы ходим в церковь редко, мало и не каждое воскресенье. Мы считаем Бога обязанным удовлетворить все наши нужды. И если Он попустит какое-то испытание для нас, увы нам! Мы будем обижаться на Него и роптать: «Я хожу в церковь каждое воскресенье, и все равно эта беда нашла меня… Что это за Бог? Он должен защищать меня, заботиться обо мне, отвести от меня все эти беды. Почему Бог попустил, чтобы со мной это случилось, если Он заботится об остальных людях, которые не ходят в церковь и хулят Его день и ночь?» Если мы так говорим, то выказываем себя слепцами, считая, что Бог каким-то образом в долгу перед нами за то, что мы оказали Ему услугу и пошли в Его церковь. Как будто мы терпим Его в своей жизни…
Но нужно понять, что именно мы нуждаемся в Боге. У Него нет ни в чем нужды. И от нас самих зависит, ходим мы в церковь или нет, спасаемся или нет, следуем за Ним или нет. Это должно быть нашей потребностью – молиться, научаться премудрости Божией, ходить в храм. Так что давайте научимся благодарить Бога за все, что есть в нашей жизни, ибо Он – наш Отец, создавший этот мир и все творение. Когда наше сердце сподвигается к благодарности, тогда наша духовная борьба становится легче, наши жизненные испытания приобретают другой смысл, а наши глаза прозревают, и мы начинаем видеть нашу жизнь по-другому – внутри вечного измерения Царства Божия.
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodox Teaching of the Elders
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: В. Костылев. «Божья благодать», 2022 г. / monastery.ru
Просмотрено (3) раз