Выбрать страницу

Как читать, понимать и исполнять Священное Писание?

Как читать, понимать и исполнять Священное Писание?

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне»

Когда мы обращаемся к тесту Священного Писания Нового Завета, чтобы получить максимум духовной пользы и душевного успокоения, интеллектуального насыщения и нравственной мотивировки, следует помнить о нескольких важнейших вещах.

Во-первых, Писание – это не просто дар Небес, но собрание боговдохновенных книг, которые Церковь собирала и отбирала практически на протяжении трех столетий (канонический сборник Священного Писания Нового Завета из 27 книг начал распространяться во второй половине IV века). Несмотря на то, что все книги Нового Завета были написаны боговдохновенными авторами через 50–70 лет после смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Церковь тщательно и соборно выделяла указанные писания среди других, иногда подложных или искаженных, что не позволило им войти в Новый Завет. Церковь Христова создала для последующих поколений вероучительный фундамент, на котором могут формироваться различные мнения и суждения.

Во-вторых, церковность Писаний не снимает с нас забот о правильном истолковании каждой книги и каждого новозаветного фрагмента. Также нужно помнить о необходимости обращения к богатствам Священного Предания. В Евангелии от Иоанна содержится важный призыв Господа нашего Иисуса Христа, относящийся не только к иудеям, жившим около двух тысяч лет назад, но и ко всем людям, читающим Священное Писание: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5: 39). Стоит сказать, что эти слова в гораздо большей степени относятся к христианам. Толкование Священного Писания является делом весьма сложным по той причине, что оно своим исследовательским объектом имеет не мирской памятник художественной литературы, но текст религиозный и, более того, боговдохновенный.

Нужно помнить о необходимости обращения к богатствам Священного Предания

Книги Священного Писания уникальны и неповторимы, потому что написаны необыкновенным способом – их соавтором является Сам Господь Бог. Написание боговдохновенной книги – это таинственное взаимодействие, синергия двух умов: Божественного и человеческого. Дерзнем предположить, что в подобной ситуации благоговейного соработничества оказывались многие отцы Церкви, когда приступали к истолкованию книг Священного Писания Нового Завета.

В-третьих, хоть Священное Писание Нового Завета было создано сотни лет назад, оно не утратило актуальности и в наши дни, напротив, интерес к нему растет. Господь через святого апостола Павла дал важное определение евангельской вести: «Камень преткновения, который никто не сможет обойти» (ср. Рим. 9: 32). Это «Камень Истины», о котором слышал каждый человек. Одни – неверующие – стараются обходить Его стороной, другие – «верующие» – пытаются «подкопать» под этот Камень свою траншею, искажая слова Священного Писания, искривляя толкования путем отвержения истории и неотделимых церковных Преданий. Отколовшиеся протестанты, а также сектанты используют слова Самого Бога, чтобы направить их в своекорыстное русло. И только члены истинной Православной Церкви – православные христиане – оберегают его со всех сторон, ведь сохранение и понимание чистоты Священного Писания эквивалентно защите самой православной веры. Боговдохновенное происхождение и церковный характер Священного Писания предполагают, что при обращении к боговдохновенным текстам необходимо опираться на святоотеческую толковательную традицию.

Покойный митрополит Сурожский Антоний, будучи почитаемым проповедником и толкователем Священного Писания, оставил нам несколько рекомендаций, помогающих правильно воспринимать библейские изречения и поистине проникаться евангельским духом при чтении Нового Завета.

Владыка Антоний предлагал чаще обращаться к тем евангельским текстам, которые находят в душе читателя наибольший отклик, эмоциональную, этическую реакцию: «Читай Евангелие, отмечай себе те места, от которых твое сердце согревается, ум яснеет, воля вдруг оживает, сила какая-то вливается в тебя, те места, о которых ты мог бы сказать: как это прекрасно, как это истинно!» («Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Проповеди»).

Также владыка Антоний постоянно апеллировал к ясности сознания христианского читателя; Евангелие не должно восприниматься как бессознательный магический источник спасения, напротив, требуется соработничество, сознательное сцепления евангельского смысла и человеческого ума: «Будем читать Евангелие, выбирая все те отрывки, которые доходят до нас, – не те отрывки, которые проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце, или, словами эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он говорит нам» («О слышании и делании»).

Главный мотив толкования священных текстов – уяснение их подлинного значения. С точки зрения митрополита Антония, это всегда непростая задача, так как есть легкие места, а есть места, где «употребляются формулировки, обращенные одновременно к самому простому человеческому опыту и вместе с этим к углубленному многообразному религиозному опыту» («Молитва и жизнь»).

Главный мотив толкования священных текстов – уяснение их подлинного значения

Существуют высказывания и отрывки, которые трудно истолковать в правильном ключе самостоятельно, без должной опоры на свидетельства Священного Предания (святоотеческие толкования). Несмотря на социально-культурные изменения, сама Церковь с точки зрения внутреннего опыта остается неизменной с момента своего основания, поэтому она всегда может предложить правильное решение и подлинный ответ: «После предварительного восприятия на нашем собственном, современном языке мы должны обратиться к тому, что понимает под этим словом Церковь; только тогда мы можем быть уверены в смысле данного текста и имеем право начать думать и делать выводы» («Молитва и жизнь»).

Практически каждый евангельский сюжет несет немаловажное догматически-нравственное значение, и любое, даже самое малое искажение способно привести к заблуждению большое количество христиан. Каждый фрагмент истории жизни Господа нашего Иисуса Христа обсуждался многими поколениями не только в церковном обществе, но и в светских кругах. При большом влиянии сети Интернет, где любая ересь имеет вес, где множится число «богословов» со своими мнениями, нам важно открывать для себя истинно верное толкование не только конкретного эпизода, но и всего Священного Писания в целом.

Иерей Антоний Русакевич
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (19) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

31 января - Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский дал заповедь: "прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом". Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом - вследствие завещания Преподобного - предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

31 января — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского далее »

1 февраля — День интронизации Святейшего Патриарха Кирилла; прп. Макария Великого, Египетского далее » Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского далее »

3 февраля — Прп. Максима Грека далее »

4 февраля — Ап. Тимофея далее »

6 февраля — Блж. Ксении Петербургской далее »