Несколько слов о Святом Духе
Дух Святой дает особый дар всем нам, уверовавшим во Христа и крестившимся во имя Его.
Все начинается с нашей веры во Христа и с того, принимаем ли мы Его слово. Когда мы поставляем Господни заповеди единственным законом нашей жизни, мы постепенно опускаемся на определенную мистическую глубину нашего сердца. Святой Дух действует в нас различными способами. Старец Софроний однажды объяснил мне, что молитва «Боже, очисти мя, грешного» обращена к Святому Духу. Таким образом, Он прежде всего очищает нас от наших грехов и исцеляет от греховных ран, постепенно созидая в нас святой храм Божий, то есть образ Христов.
Святая Троица пребывает в нераздельном единстве. Все начинается с Безначального Отца и совершается через Христа в Духе Святом. В Троице есть определенный порядок, одна жизнь, одна природа, одна энергия, источником которой является Отец. Она передается всем нам через Христа в силе и совершенстве Святого Духа. Сын Божий пришел в мир сей, чтобы свидетельствовать об Отце: «Сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15). Он воплотился в совершенном послушании Отцу, чтобы прославить Его и передать истину Его слова. Христос предупредил учеников и о другом Утешителе: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26).
В Святой Троице мы видим нечто чудесное: каждое Ее Лицо свидетельствует о Других и прославляет Их
В Святой Троице мы видим нечто чудесное: каждое Ее Лицо свидетельствует о Других и прославляет Их. Мы видим эту перихорезу (от греч. «пεριχώρησις», что означает «взаимопроникновение») Ипостасей Святой Троицы, эту общую жизнь, где каждое Лицо живет через Другое. И это есть дивное утверждение любви, совершенства и смирения. Мы также видим неописуемое смирение и кенотический (от греч. «кένωσις» – «опустошение», «истощение») характер Сына Божия. Тот, Кто неосязаем в Своем Божестве, благоволил сойти с высоты Своей славы в бездну нашей тленности и греховности и соединиться с нашей человеческой природой. Он сделал это, чтобы принять на Себя все раны, которые возникли в результате наших беззаконий.
Мы видим подобное смирение и в Святом Духе. Когда Он приходит в мир и вселяется в сердце человека, Он действует таинственным, непостижимым образом. Великие отцы-богословы говорят, что даже само имя Святого Духа свидетельствует о Его кенотическом характере. Святой Дух характеризуется полным смирением, как у Сына Божия и у Безначального Отца, являясь таинственно-прекрасным Лицом Святой Троицы – как «веяние тихого ветра» (3 Цар. 19: 12). Это «тайный Друг», как называет Его преподобный Симеон Новый Богослов. Он нисходит, чтобы свидетельствовать о Христе и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26). Сын говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17). И Святой Дух также может свидетельствовать: «И Я доныне делаю, чтобы Христос вселился и почивал в сердце каждого человека, верующего в слово Его».
Святой Дух является сокровенным Лицом Святой Троицы, но открывается через дары, ниспосылаемые святым Божиим человекам. День Всех Святых на самом деле – это день, прославляющий благодать Святого Духа, которая проявляется у верующих через Его дары. Дух Святой дает особый дар всем нам, уверовавшим во Христа и крестившимся во имя Его: «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7: 7). Таким образом мы составляем «одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 5) и становимся причастниками даров всех святых.
Первые христиане имели одну жизнь, одно дыхание, одно сердце. Они собирались вместе в единодушии и призывании имени Христова: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Именно будучи членами Церкви, возрастая в ней, мы становимся сильными духом и совершенными, ибо нам дано постигнуть «со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3: 18). Вот как премудро устроил Бог относительно нашего пребывания в Церкви, дабы мы могли смириться и познать, что мы все составляем одно тело, и для каждого из нас возможно стать причастником даров святых.
Гагарин Г. «Крещение Христа» Фото: monastery.ru
При помощи благодати Святого Духа наше сердце может расшириться и постепенно охватить все человечество. Это неизмеримое величие христианства, которое мы находим в Церкви Христовой. Бог никогда не давал все Свои дары лишь одному человеку, независимо от того, насколько велик этот человек, будь он апостолом Петром или апостолом Павлом, преподобным Максимом Исповедником или святителем Василием Великим. Создатель послал каждому особый дар, чтобы мы могли быть членами друг для друга, сохраняя при этом смиренный дух. Отец Софроний однажды сказал мне: «Возрожденные Духом соревнуются между собой, кто из них больше смирится перед другим».
Как мы переживаем Святого Духа в нашей жизни? Святой Дух совершенствует человеческую личность и расширяет наше сердце, чтобы оно могло вместить благодать Божию и охватить каждого рожденного на земле – от Адама до Второго Пришествия. Он ведет человека к ипостасной молитве за весь мир: «Сердце наше расширено» (2 Кор. 6: 11). Через призывание имени Христова мы привлекаем Святого Духа, Который созидает храм Божий в нашем сердце. Апостол говорит, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3). Поэтому, когда мы говорим «Господи, Иисусе Христе» «от чистого сердца» (2 Тим. 2: 22), со смирением и вниманием, мы переживаем личную Пятидесятницу. Святой Дух открывает нам смысл слов Христовых. Он вдохновляет нас и помогает нам в литургии. Именно Святой Дух освящает Дары и преображает их в Тело и Кровь Господни. Для стяжания Святого Духа важно призывание имени Божия, чтение Его слова и участие в Святой Евхаристии.
Через призывание имени Христова мы привлекаем Святого Духа, Который созидает храм Божий в нашем сердце
Однажды я подумал: «Почему я должен молиться только Христу? Я хочу также чувствовать близость Отца». Поэтому я начал молиться Небесному Отцу. Но через несколько минут я обнаружил, что молюсь Сыну. Ибо Кто есть Отец? «Я и Отец – одно» (Ин. 10: 30). Отец есть Тот, Кто «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Если вы начинаете молиться Отцу, то заканчиваете тем, что молитесь Сыну. Отец благоволил, чтобы мы стали учениками Его Сына: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11: 27).
То же самое и со Святым Духом: мы начинаем молиться Святому Духу и сами того не осознаем, но наша молитва снова обращается ко Христу, потому что именно Он посылает нам Святого Духа. Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14: 6). Никто не получает Святого Духа, кроме как через Его дар, потому что Он есть Тот, Кто, «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4: 8). Христос сказал: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16: 7). Он должен был пойти и предстать пред Богом, совершив дело спасения человеков, и Отцу было угодно послать им дары Святого Духа.
Чем больше благодать Божия действует в нас, тем более чуткими ко Святому Духу мы становимся. «По дару Христа Твоего», как говорит священник во время литургии Преждеосвященных Даров, и по мере умножения Божиих даров в нашей душе, мы начинаем общение и со Святым Духом. Сын Божий смиренно склонил Свою выю под волю Бога Отца, осуществив наше спасение ценой Своей жизни. Святой Дух ставит печать совершенства на каждое совершаемое действие Сына. Поэтому, если у нас есть отношения со Христом, у нас, несомненно, есть отношения и с Отцом, и со Святым Духом.
Преподобный Силуан Афонский говорил, что он испытал присутствие Святого Духа, Который свидетельствовал, что Христос есть Бог. Как он узнал, что именно Святой Дух свидетельствовал в его сердце о спасении? Он понял это, потому что его сердце исполнилось неизреченной любовью ко Спасителю, и он был в состоянии понести полноту этой любви. Ибо если Святой Дух не укрепит человеческую природу, то человек не может понести ничего Божественного.
Фото: monastery.ru
О чем нам следует постоянно заботиться, так это о том, как возыметь более крепкие и близкие отношения со Христом, чтобы мы вслед за апостолом Павлом могли сказать: «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 39). Есть ли в нашем сердце Христос? Тогда у нас есть также Отец и Святой Дух. У нас есть слово Отца, такое, каким Сын дал его нам. У нас также есть глубина его понимания, которую дарует нам по молитвам Святой Дух. Наш Бог не похож на греческих богов, которые ссорились между собой. В нашем Триедином Боге, во Святой Троице, есть непостижимое взаимное общение совершенной любви и совершенного смирения.
Архимандрит Захария (Захару)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (5) раз