Не «читать помянник», а молить Судию. Как правильно чтить память усопших | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Не «читать помянник», а молить Судию. Как правильно чтить память усопших

Не «читать помянник», а молить Судию. Как правильно чтить память усопших

Тяжело потерять близкого человека. Но верующее сердце греет уверенность, что у Бога все живы — сродники и знакомые не умерли, а перешли в жизнь вечную. Сегодня на вопросы наших читателей о том, как правильно чтить память почивших в Бозе, отвечает иеромонах Николай (Чеботарев).

— Почему Церковь придает такое большое значение поминовению усопших?

— Этот благочестивый обычай ведет свое установление из глубокой древности. Уже в литургию апостола Иакова — человека, который был современником Иисуса Христа, — была внесена молитва об усопших. Когда человек умирает, его бессмертная душа начинает жить иной жизнью. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) поучал: «Умершие во грехах и представшие пред Богом на суде предварительном, мучаются, скорбят и жалеют, что не принесли при жизни достойных плодов покаяния. Поможем им нашими молитвами, ибо молитва за них выражает нашу любовь к ним, а любовь — всесильная, непреодолимая сила». После смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни. Поэтому Церковь предлагает особые молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовения.

— Хоронить человека принято на третий день после кончины, а устраивать поминальные обеды кроме этого еще и на девятый, и сороковой день. Почему именно так?

— Об этом есть записанное откровение, которое ангел Божий дал святому Макарию Александрийскому (он жил в IV веке). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги, а на третий день она возносится на небеса для поклонения Богу. «После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого — Бога. <…> Затем (в девятый день) она возносится ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <…> душа носится

30 дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В 40-й день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <…> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение». То есть, в 40-й день решается, куда попадет душа — в рай или ад.

— Когда нужно читать Псалтирь по усопшему, и для чего это делается? Кто должен читать, обязательно ли родственник? Или чем больше людей читают, тем лучше?

— В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего до его погребения, а также в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Однако преобладающей практикой стало чтение псалмов в течение 40 дней. Особую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего. Оно становится не только жертвой за усопших, но и жертвой за всех, кто участвует в этом чтении. Псалтирь состоит из 20 кафизм, каждая из которых делится на три «Славы». После каждой с умилением и сокрушением сердца, медленно и внимательно читается молитва о упокоении усопшего. Архимандрит Рафаил (Карелин) наставлял: «Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально — читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами. Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться — это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Именно так нужно молиться о почивших.

— В какие дни нужно обязательно быть в храме, чтобы молиться за тех, кого уже нет на земле, и, наверное, сходить на могилки?

— Напомню, что, начиная со Страстной седмицы до вторника второй недели после Пасхи, панихид и других заупокойных богослужений не совершается. Поэтому первое поминовение после Пасхи происходит на Радоницу, что становится днем нашей общей радости и наших почивших близких. Кроме этого дня Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти, а также в особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения «всех от века преставившихся отцев и братий по вере». Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые это происходит, — вселенскими родительскими субботами. Первая в их череде — суббота Мясопустная. Это суббота перед Масленицей. Далее идут родительские субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, Троицкая суббота (накануне праздника Святой Троицы). Но это не значит, что поминать усопших нужно лишь в эти дни. Делать это следует как можно чаще.

— Если ты пришел помолиться за скончавшегося человека, то подать записку лучше простую или заказную? На литию или панихиду? И чем отличаются эти службы, в каких случаях заказывают каждую?

— Главное моление об усопших христианах Церковь совершает на Божественной литургии, когда за них Богу приносится Бескровная Жертва. Для этого требуется перед началом литургии (или накануне вечером) подать в одну или несколько церквей записки с их именами (вписывать можно только православных крещеных, но не самоубийц).

Существует различие между простой и заказной («на проскомидию») записками. Проскомидия — часть Божественной литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего таинства Причащения — преложения, или пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. В это время священник читает молитвы за всех живых и усопших христиан и вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию». Если записка простая, то священник просто молится за человека в алтаре.

После литургии можно совершить панихиду. Это заупокойное богослужение с поминовением усопших, и совершается оно как до, так и после погребения. Служиться может не только в храме, но и на кладбище. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни.

Самая короткая заупокойная служба — лития, она состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Литию служат как в храме, так и на кладбище, и даже дома. Ее могут совершать не только священнослужители, но и миряне.

Важно за усопшего заказать в храме сорокоуст — это регулярное поминовение на литургии в течение 40 дней. После его окончания можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения: полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего.

Весьма полезно в памятные для усопшего дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. Самый простой вид жертвы за почившего — свеча, которая ставится о его упокоении. Кроме записок на литургию не стоит забывать молиться об усопших дома и совершать дела милосердия и христианской помощи.

— Когда нужно приносить в церковь продукты? И что лучше приобрести на помин души родных и близких?

— В храм обычно приносят продукты тогда же, когда заказывают панихиду. Кроме дней особого поминовения усопших творить такую милостыню можно в любое время, когда у нас есть возможность и этого желает наша душа. Продукты на помин являются пожертвованием, поэтому к ним принято прикладывать записки с именами тех, кого хотят помянуть за трапезой. Принесенные продукты могут раздаваться нуждающимся или использоваться для богослужений (например, кагор или мука для просфор).

В храм лучше приносить те продукты, из которых можно приготовить полноценную трапезу. Это могут быть не скоропортящиеся овощи, фрукты, крупы, макаронные изделия, растительное масло, мука, сахар, кагор, домашние заготовки. Конечно, с приемлемым сроком хранения.

Приношение на поминальную трапезу, которая всегда начинается и заканчивается молитвенным прошением, также считается хорошим делом, совершенным в память об усопшем. Важно помнить: жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтобы он захотел помолиться об усопшем и делал это с благодарностью!

— Действительно ли люди здесь, на земле, могут помочь своим усопшим родным, посмертная участь которых уже решена? У тех, кто в раю, и без наших молитв — вечное блаженство, а те, кто в преисподней, разве смогут попасть в Царствие Небесное?

— Мы верим, что никакое добро не забывается, не пропадает даром. Особенно, когда мы молимся о душах усопших, поминая их в нашей домашней или церковной молитве, прибавляя к этому добрые дела, совершаемые в их память, сопровождая эту память милостыней за них. По своей милости и благости Господь силен изменить их участь в лучшую сторону. В Послании восточных Патриархов 1723 года утверждается, что усопшие получают облегчение по «бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких».

Иеромонах Николай (Чеботарев)
Подготовила Надежда Муравьева
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (98) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

80 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »