Священное Писание – духовная пища для верующих
Мы должны читать Священное Писание как послание от Бога, адресованное лично нам. Это послание о том, что мы любимы Богом, о том, что смысл нашей жизни и существования – в Нем, с Ним и через Него.
Братья и сестры, название Священного Писания происходит от слова «βιβλία», что в переводе с древнегреческого буквально означает «книги». Этот термин перешел в большинство языков. Верующие воспринимают Священное Писание как личное послание Бога к ним и стараются посвящать время ежедневному чтению стихов из него, размышляя над ними. Таким образом, чтение Библии способствует возрастанию жизни во Христе, очищая человека нравственно и духовно.
Библия является незаменимой духовной пищей для верующих. Ее не может заменить никакая другая книга, какой бы важной она ни была. Библия включает в себя значительное количество книг, а не одну, как может показаться читателю на первый взгляд. По своему наполнению они отличаются друг от друга и образуют целую библиотеку. Эта библиотека содержит семьдесят три книги, разделенные на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет состоит из сорока шести книг (хотя в разных изданиях есть некоторые различия), разделенных на четыре раздела: книги Закона, исторические, пророческие и учительные.
Новый Завет состоит из двадцати семи книг, начиная с Евангелия в его четырех повествованиях (от апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна), за которым следуют Деяния апостолов, затем – четырнадцать Посланий апостола Павла, общие Послания, и заканчивая Книгой Откровения апостола Иоанна Богослова.
Книги Библии охватывают многочисленные обширные темы временного периода примерно с 1800 г. до н. э. до конца I века н. э., когда была завершена последняя книга Нового Завета. Они представлены в различных литературных стилях. Среди них есть длинные повести, короткие рассказы, эпосы, поэмы, притчи и гимны. Более того, в их составлении участвовало множество людей. Кроме того, Священное Писание было написано не на одном языке, а на трех: еврейском (языке большинства текстов Ветхого Завета), арамейском (который использовался для некоторых из его текстов) и греческом (для всех книг Нового Завета). В Православной Церкви перевод Ветхого Завета на греческий язык известен как Септуагинта, которая считается авторитетным источником, вдохновленным Богом.
Книги Библии охватывают многочисленные обширные темы временного периода примерно с 1800 г. до н. э. до конца I века н. э.
Первая книга Священного Писания, Книга Бытия, посвящена началу мира и происхождению жизни: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1), а последняя заканчивается призывом, предвосхищающим Второе Пришествие Христа: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). То есть в Священном Писании рассказывается о начале и конце вселенной.
Многие считают Библию исторической книгой, потому что в ней повествуется о Божием Откровении на протяжении всей истории еврейского народа. Тех, кто считает ее философской книгой, тоже немало, поскольку она содержит особый взгляд на жизнь, Бога, боль и смерть.
Но что же на самом деле представляет собой эта Книга? Библия – это прежде всего богословская книга, открывающая истину о Боге практически, а не теоретически. Бог, тайна Которого непостижима, открывает Себя человечеству понемногу, постепенно. С удивительным терпением Бог сопровождает людей на их жизненном пути, чтобы подготовить их разумение для понимания Его таким, Какой Он есть, а не таким, каким они Его себе представляют. Зачастую люди неправильно понимали Его (и продолжают понимать), приписывая Ему свои прихоти и восприятия, искажая и оскверняя Его образ. Извечный грех человечества – ограничить Бога до своей меры, вместо того чтобы возвыситься до меры Бога, поэтому Бог решил явить Себя поначалу через тех, кого мы называем пророками. Практически Он начал открывать Себя этим людям. От Авраама, отца отцов и отца многих народов, до Иисуса Христа Бог терпеливо ждал более восемнадцати столетий, чтобы Его образ был постепенно явлен человечеству. Однако люди все еще хотят видеть Его по выдуманному ими образу и накладывать на Него свои идеи и толкования. Таким образом, Библия – это Божественная книга, постепенно раскрывающая истину о Боге.
Если мы читаем исторические книги Библии, мы видим, как Бог сопровождал людей на протяжении определенных исторических периодов. Тем самым для нас раскрывается природа Бога. Давайте используем следующий образ в качестве примера. Согласно пониманию жителей Ближнего Востока, когда два древних народа противостояли друг другу в войне, считалось, что их боги принимают участие в войне вместе с ними. Так, когда один народ побеждал, его бог считался сильнейшим. Таким образом, люди Ветхого Завета верили, что Иегова сражался на их стороне, когда они побеждали. Но когда они были побеждены, они понимали, что Бог оставил их, потому что они согрешили, поэтому они начинали каяться, чтобы вернуться к соблюдению заповедей своего Бога. Таким образом, Бог явил Себя как Владыка истории. Он использовал историю для раскрытия Своих качеств.
Когда Священное Писание повествует об историческом событии, это делается не исторически, а богословски. То есть целью этих книг является не историческая запись события, а религиозный взгляд на Бога, Который открывается через него. Главным героем событий является не пророк или царь, а Бог, Который скрывается за тем, что происходит в истории, или, скорее, управляет струнами истории, держа их все в Своих руках. Следовательно, мы должны читать Священное Писание как послание от Бога, адресованное лично нам. Это послание о том, что мы любимы Богом; о том, что смысл нашей жизни и существования – в Нем, с Ним и через Него; о том, что мы призваны удалить всю скверну грехов, накопившихся на нас, чтобы увидеть истину о Боге.
В Священном Писании мы видим, что Бог постоянно открывал Себя людям в той мере, в какой те могли это вместить. И, наконец, свершилось Боговоплощение: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4–5); «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). Бог не совершил это Откровение независимо, отдельно от человека. То есть Бог не был только действующим лицом, а человек только получателем. Человеку нужно было расти в познании Бога, чтобы Он мог все больше и больше открывать Себя ему.
В Священном Писании мы видим, что Бог постоянно открывал Себя людям в той мере, в какой те могли это вместить
Творец установил определенную задачу на благо творения, которая требовала постепенного повышения духовного уровня человека, пока он не вышел бы к правильному познанию своего Творца. Падший, грешный человек, порабощенный лукавым духом и уже не способный пребывать в благодати Божией, жаждал этого, но не мог этого достичь, поэтому решение о положении человека было в руках Бога, от Него исходила инициатива помочь человеку. Первый Божий призыв был направлен к Аврааму. Авраам знал Такого Бога, Который дает и исполняет Свои обещания (Он обещал ему, что Сарра зачнет). Авраам знал Бога, Который не принимает человеческих жертв, но, как видно из рассказа о жертвоприношении Исаака, вместо этого просит жертвоприношений животных (ср.: Быт. 22: 1–19). Праведность Авраама заключалась в его верности Богу, Который благоволил Аврааму за то, что тот был верным Ему. Таким образом, в Ветхом Завете Бог сначала был известен как Бог Авраама. Затем Он стал Богом Авраама и Исаака, а позже и Иакова. То есть во времена Ветхого Завета Он был известен как Бог наших отцов. И это не было чем-то странным для того времени, так как в древнем обществе у каждого племени был свой бог, у каждого клана было свое божество, а иногда и больше одного.
Однако Бог наших отцов не принимал никакого другого бога, кроме Себя: «Ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель» (Втор. 6: 15). И Он ничем не ограничен: ни идолом, ни образом, ни местом. Он повелевает, и Ему повинуются. Он Тот, Кто заключает завет с человеком и остается верным этому завету, пока человек отвечает Ему взаимностью. Если же человек нарушает сей завет, как он часто делал и делает до сих пор, ответ Бога таков: оставить его, пока тот не раскается и не вернется к Нему. Тогда Он принимает человека обратно. Даже во временной богооставленности для человека есть воспитательная цель. Человек часто колеблется и нарушает завет отношений с Богом, однако Создатель ждет, пока Его творение снова примет на себя обязательства этого завета и возобновит шествие вместе с Ним к своему спасению.
Наш Бог – это Бог, Который на протяжении долгих столетий терпел жестоковыйность человека, его ограниченность и невежество. Люди, которых Он избрал, были невежественными и неблагодарными: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов» (Втор. 7: 7). Божий народ был упрямым, с большим трудом понимающим духовные вещи: «Ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9: 6). Братья и сестры, разве это не реальность верующих людей даже в наши дни?
Бог открыл истину о Себе Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх. 3: 14), и путешествие человека к Нему фактически началось. Бог стал открываться человеку через Его действие в природе и Его заботой о нас. Он Бог, Который превратил Красное море в сушу, Который питал Свой народ в пустыне манной небесной, Который извел воду из скалы и исцелял людей от укусов змей. Таким образом, Бог предстал перед человеком как Хозяин сотворенной Им природы. Когда начались столкновения между племенами и народами, здесь Бог предстал как Хозяин истории. Его замысел о Своем народе был особым. И хотя Он всемогущ, Он не всегда дарует победу Своему народу. Почему Бог иногда оставляет нас? Этот вопрос много раз повторяется в Ветхом Завете. И в наши дни мы все еще задаемся вопросом: отчего Бог оставляет нас в том или ином испытании? Почему Он допускает искушения? Почему Он не останавливает зло, которое с нами случается? Но разве мы не ведем себя часто, как люди Ветхого Завета? Разве мы не ведем себя так, как будто Бог – исключительно наш Бог, как будто мы – Его избранный народ, и другие народы не являются Его творением или находятся ниже нас?
Люди Ветхого Завета знали, что их Бог суверенен, что они должны повиноваться Ему, что Его законы и заповеди требуют от них внутренних изменений. В какой-то момент в древнем обществе появилось понятие справедливости: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Исх. 21: 24). Это был качественный скачок для общества, в котором доминировали месть и несоразмерное возмездие.
Чего же хочет Бог от людей дальше? Справедливость – это всего лишь шаг к познанию Бога, этого недостаточно. Человек должен перейти от буквы к духу, от законов к их цели, от канонов к их смыслу, от внешних ритуалов к внутренней сути. Наконец, человек должен перейти от плоти к душе и понять, что милосердие важнее справедливости: «Пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9: 13). Жертвоприношение животных в Ветхом Завете было прообразом для жертвы сердца: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19).
Братья и сестры, истинное поклонение Богу заключается не в гимнах, не в дорогом, благовонном ладане, не в грандиозных празднествах, а в милосердии, справедливости и сердечной доброте. Наш Господь Бог ищет живое сердце из плоти, а не из камня. Во времена Ветхого Завета жестоковыйность человека привела его к изгнанию. Это явилось средством очищения для него. Бог позволил Навуходоносору разрушить древний храм, таким образом воспитывая людей, которые пытались ограничить Его присутствие этим храмом. В изгнании в Вавилоне они провели тысячу лет и все еще не могли понять, что Он – единственный истинный Бог, не ограниченный каким-либо местом, даже храмом Иерусалимским. На реках вавилонских они сокрушались: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136: 4). Их беспокоило, услышит ли Бог их песню, как будто они находились далеко от Него.
Н. Пуссен. «Разрушение Титом храма в Иерусалиме»
Благодаря вавилонскому пленению появились те, кто был верен Богу, кто привел свою жизнь в соответствие с Его заповедями. Из них произошли Пресвятая Дева, святой Иоанн Креститель и все, кто принимает Христа как своего Бога. В таком свете мы должны слушать слово Божие, обращенное лично к нам. Священное Писание – это книга религиозная, хотя в ней содержатся элементы истории и мудрость ветхозаветных людей. Священное Писание является путешествием человека вместе с Богом на пути к распятию Христа на Кресте нашего ради спасения. Это книга, в которой мы лицом к лицу встречаемся с нашим Господом, узнаем Его и слышим Его слово, обращенное к нам. Аминь.
Митрополит Савва (Эспер)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Antiochian.org
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (4) раз