![Для спасения нам нужны не мысли о Боге, а сам Бог](http://vichuga-voskr.cerkov.ru/files/2024/12/46_main-v1734793963-150x150.jpg)
Благодать… впридачу к ЗАГСу. Зачем придумали подготовку к венчанию?
Есть в храме такая работа — огласительные беседы проводить перед крещением и венчанием, и как дипломированный уже катехизатор я регулярно этим занимаюсь. Встречаю будущих супругов, которые пришли просто договориться о дате венчания и заплатить пожертвование, и, неожиданно для них, становлюсь как бы временным препятствием на их пути к церковному браку. «Придумали тоже!» — слышится немое, а иногда и вполне озвученное восклицание.
И правда, к чему все это? Задаю вопрос себе — и, размышляя вслух, отвечаю на него и своим недоумевающим собеседникам.
Просто, как воды выпить
О том, что такое брак вообще, с точки зрения светской, каждый из граждан нашей страны знает из 72-й статьи Конституции: это союз мужчины и женщины. Что же такое церковный брак, понятно не каждому. Даже среди тех, кто считает себя верующим православным человеком и стремится, чтобы «все было как положено, по-божески». Родился — крестись, женишься — венчайся. Что тут непонятного?
Фото: nne.ru
А оказывается, брак — это одно из семи таинств Православной Церкви. Скольки-скольки? И к нему, да, нужно готовиться, как, впрочем, и ко всем другим, включая исповедь и причастие. Но если многохлопотная подготовка к свадьбе в целом (выбор платья, ресторана, тамады, да много чего еще по списку) сомнений в ее нужности не вызывает, то подготовка к венчанию — минимальная духовная работа (наедине с собой, вдвоем и вместе с катехизатором) — почему-то не всегда воспринимается как естественная необходимость.
«Почему раньше не было такого? — спросили меня однажды. — В 1990-е годы венчали всех подряд…» Действительно, в истории нашей Церкви был такой период. Когда в стране только-только стали открываться храмы и монастыри, венчали и крестили всех без каких бы то ни было бесед. А учитывая, что венчание — действо, конечно, впечатляюще красивое, желающие шли толпами. Но — вот незадача! — месяца через два-три с той же поспешностью эти люди шли к священнику с просьбой о развенчании, в наивной уверенности, что дело это весьма простое. Такое же, как и повенчаться.
А кто-то спустя несколько лет вполне счастливой супружеской жизни вдруг осознал, что «это все было не то». И вот только сейчас они наконец-то встретили свои настоящие «половинки». «По молодости и неопытности мы уже соединены узами, — рассуждали они, — но что теперь-то делать?» Или: «Хотели, чтобы навсегда и даже в вечности вместе, а оно вон как получилось…»
Выходит, венчание не залог счастливого и крепкого брака, «навсегда» тут вовсе не гарантировано? В чем же тогда его смысл? Вокруг этого таинства по-прежнему много мифов, ложных ожиданий и разочарований. Как же сделать этот важный шаг себе и семье во благо?
Церковный брак… это как?
Итак, в таинстве Венчания благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви. Это таинство соединения, слития двух душ в одно целое. Непостижимым образом двое становятся семьей перед лицом Бога. Наконец это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в раю. Это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи, или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря же ее называют малой Церковью. Вот почему для верующих людей венчание — это важный шаг.
«Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания.
Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви.
/…/ Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе».
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. П. X. 2
Действительно, когда интересуешься у супругов, почему они хотят повенчаться, многие отвечают: «Чтобы и там (при этом многие поднимают палец и указывают наверх) быть вместе!» На что я привожу им слова Спасителя: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30). Так что не факт, ребята, не факт… Может, и окажемся вместе, но вот только вопрос, в каком именно месте…
Таинство Венчания, кроме того, это еще и богослужение, в котором мы просим Господа, чтобы Он благословил людей на брак и сделал их единым целым. Поэтому о венчании со священником нужно договариваться заранее. Нельзя просто прийти в храм и сказать: «Обвенчайте нас!» Обратиться в храм с этим вопросом желательно за месяц до предполагаемого события. И быть готовым в течение этого времени посетить подготовительные беседы.
Кто, когда и зачем это придумал? В 2008 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви призвал всех верных ее чад «свидетельствовать о греховной природе «гражданских браков» и защищать христианскую семью», в связи с чем и были организованы подготовительные беседы с приступающими к таинству Венчания.
В числе задач таких бесед — рассказать о церковном понимании брака и чинопоследовании его церковного благословения, выяснить, почему для жениха и невесты важно именно повенчаться. Не ищут ли они просто красивого обряда, не ожидают ли, может быть, даже какого-то магического ритуала? Священник не должен совершать таинство ради эстетики или сомнительных идей.
На огласительных беседах помогут выбрать и дату торжественного события, ведь венчаться, оказывается, можно не каждый день. Знают об этом не многие из тех, кто старается забронировать дату свадьбы на «красивое» число. Следует учитывать, что венчания не совершаются в дни многодневных постов (Великого, Рождественского, Петровского и Успенского), в остальное же время года — во вторник, четверг и субботу, так как это канун постных дней, когда супружеская близость не благословляется уставом. Не время для венчания и на Масленице, накануне главного христианского поста, в продолжение Святок и первой пасхальной недели, когда все помыслы должны быть направлены на радость духовную.
И, конечно, накануне и в дни однодневных строгих постов: 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение честного и Животворящего Креста Господня).
А причастие?
Кто-то удивится, но несколько столетий назад чинопоследование венчания включало в себя причащение будущих мужа и жены, и все это было частью литургии. Брачующиеся приходили на литургию, и с ними молилась вся христианская община. Причастившись вместе из одной чаши, они показывали перед всеми свое серьезное намерение создать семью.
Сейчас причастие в состав венчания не входит, но смысл единения во Христе при этом никуда не ушел. По-прежнему перед венцом будущие супруги идут на Божественную литургию, исповедуются и причащаются. Следовательно, подготовка к венчанию включает в себя приготовление и к причастию тоже.
«С принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным.
Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. П. X. 2
В ЗАГС идем «до», а не «после»
Кстати, в какой последовательности к венчанию должна стоять государственная регистрация брака? Несмотря на все могущие возникнуть тут контраргументы, расписаться в ЗАГСе необходимо будет до, а не после. Священник не должен нести ответственность за всевозможные непредвиденные обстоятельства, связанные с грешной человеческой природой.
И поныне многие пары, приходя на огласительные беседы, уверяют: «У нас настоящая любовь, она послана нам свыше! Штамп нам не нужен! Это всего лишь формальность!» И хочется верить таким людям, очень хочется! Но, как говорится, доверяй, но проверяй. Есть что-то лукавое в словах про эту духовность. Если для тебя штамп просто формальность, так почему бы не поставить его? Всегда надо помнить тот вопиющий случай, когда влюбленная пара попросила батюшку обвенчать их до регистрации, а потом выяснилось, что мужчина состоял в законном браке. Какую боль испытали жена и невеста! Какая ответственность легла на священника…
Меня очень затронуло размышление протоиерея Андрея Ткачева на эту тему, и я часто привожу его в пример своим собеседникам: «Если священник за жизнь повенчал 100 пар, а потом оказалось, что из 100 пар 85 развелись, то священник — злодей! Он зачем 85 повенчал? Нужно было повенчать всего 15 пар, и он за них бы получил добрый ответ на Страшном суде. А если КПД его трудов составляет всего лишь
15 процентов, то зачем он тогда все это делает? Зачем?! Я должен повенчать за свою жизнь, скажем, 250 пар, — и 250 пар должны дожить вместе до Страшного суда или до собственной смерти».
Да, слова жесткие. Но, к сожалению, не многих они пробирают до глубины души и заставляют задуматься. Они скорее думают о других вещах: платье, банкет, гости, машины, прогулки… Венчание превращается в часть красивой церемонии.
Планировать ли эти два события на один день? Зависит от ваших сил и возможностей. Многие мои знакомые воцерковленные пары разделяют светскую и церковную части праздника. Регистрация проходит камерно, не особенно торжественно, а основное мероприятие для родных и друзей устраивают уже после венчания.
Фото: nne.ru
И никаких гарантий?
Как ни странно, не менее, чем легкомысленное отношение к таинству, ошибочны и сверхожидания от него. Как нередко выясняется на предварительных беседах, веской причиной, толкающей чаще всего женщин к венчанию, является их вера в то, что церковный брак — гарантия того, что муж не уйдет «налево». Эти слова произносятся по-особому, полушепотом. Приходится отвечать восторженным барышням, что, к сожалению, разводы не редки и в церковной среде. Венчание людей не держит. Возможно, так было раньше. Это во времена Пушкина Татьяна Ларина отметала от себя (хоть и не без труда) искушение «большой настоящей любовью»: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Сегодня же венчание, прямо скажем, вовсе не препятствие для измены, увы.
Многие, кроме того, рассчитывают, что после венчания исчезнут или хотя бы ослабнут искушения, беды, проблемы. С чего бы это? Враг рода человеческого никогда не дремлет, ожидая возможности напакостить. Только сказки заканчиваются свадьбой, в реальности после нее все только начинается! Защиту христианину дает не единично совершенное венчание, а непосредственно духовная жизнь, регулярное участие в церковных таинствах: Исповеди, Причастии.
Когда я развенчиваю перед молодыми все эти мифы, у многих заметно охладевает пыл. В глазах уже вижу сомнение, а так ли мы хотим венчаться? Думали, что это просто, быстро и красиво… А на деле оказалось долгим, сложным процессом, местами непонятным, да еще и гарантий никаких не дающим!
«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим 16:5; Флм 1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1Кор 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Однако определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор 7:14) /…/
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. П. X. 2
А может, ну его?
Иногда чувствую, будто я отговариваю людей от венчания. Когда я поделилась своим наблюдением с настоятелем нашего прихода, он сказал, что отчасти так и нужно. Священники и катехизаторы берут на себя большую ответственность перед Богом, а значит должны проверить серьезность намерений супругов, объяснить им смысл этого таинства и необходимость жить в браке не просто вдвоем, а со Христом.
Да, таинство Венчания не имеет обратной силы. Никакого «развенчания» не существует. Недействительным церковный брак может быть признан по нескольким крайне веским причинам. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6, Мк 10:9). Нужно всегда помнить, что за неумение сохранить семью мы дадим ответ перед Господом.
Венцы — что это такое? Царские короны, превращающие мужа и жену в князя и княгиню? И это тоже. Но не только. Не только символ царственного достоинства, но и прообраз Царствия Небесного. К нему приготовляется человек, духовно возрастая в браке вместе со своим супругом. Кто пройдет брачную земную жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая семью, Церковь напоминает об этом. А еще о том другом символе — венцах мученических, ведь супружеский союз предполагает каждодневную жертву: своими привычками и пристрастиями — ради счастья любимого человека. Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших!»
Анна Боровикова
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (3) раз