Выбрать страницу

Об отношениях с Богом

Об отношениях с Богом

Духовная борьба, когда человек серьезно к ней подходит, делает свое дело в его сердце и приносит ему утешение при условии, если она направлена на личное познание Бога и на установление личных отношений с Ним.

Братья и сестры, все мы помним следующие слова пророка Давида из Книги Псалмов: «Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6: 7). Почему пророк Давид утрудился воздыханием? И о каких слезах он говорит? Эти его слова могут кому-то показаться исполненными уныния, но на самом деле, когда он повторял эту молитву, его сердце было полно надежды и внутренней радости. Что же влекло его к духовным подвигам и размышлениям, всенощным бдениям, созерцаниям и покаянию? Не что иное, как сладость жизни с Богом, от которой его отдаляли дневные заботы.

И это пример для каждого верующего, кто пытается проникнуть в свою внутреннюю клеть, очистить сердце и обрести опыт жизни с Богом. Конечно, нелегко это сделать и нелегко встретиться с Богом, но нам нужно искренне этого хотеть и пытаться. Духовная борьба, когда человек серьезно и глубоко к ней подходит, делает свое дело в его сердце и приносит ему утешение. При условии, что она направлена на развитие личных отношений с Богом. Все наши духовные старания должны быть направлены на личное познание Бога, на установление отношений с Ним, а не на соблюдение законов или исполнение религиозных обязанностей. Это, однако, не означает несоблюдение законов, ибо путем закона мы достигаем цели. Не спать всю ночь не является для нас заповедью и не входит в наши обязанности, но это суть духовное упражнение, которое открывает бдящему глаза души на Божественное присутствие. Вот что означает духовная борьба.

Это глубокая, внимательная попытка построить личный опыт общения с Господом. Если же эта попытка поверхностна, она дает трещины перед лицом ежедневных невзгод, занятий и интересов. Как построить этот опыт общения с Богом? Мы верим, что Бог – это Личность, Которая имеет иную природу, чем наша, и мир, отличный от нашего. Поэтому, если Он не придет к нам, мы не сможем составить о Нем правильное представление. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). Бог Библии – это Бог, Который нам открылся, а не тот, которого мы изобрели. Мы принимаем Его Таким, Какой Он есть. Познание Бога по своей природе – это принятие Его. Здесь человеческая свобода играет такое же значение, как и Божественное желание. Одной любви Божией недостаточно без человеческой свободы. Это мост, который соединит тварное и нетварное, воспринимаемое и непостижимое, ограниченное и неограниченное.

Отношения между человеком и Богом не могут основываться только на любви Бога к человеку. Необходимо и второе условие – принятие свободным человеком этого Богочеловеческого диалога, в котором Творец инициирует диалог, и человек отвечает Ему. Таким образом, Бог открывает Себя человеку, и это есть дар Божественной любви, а не плод человеческого усилия. Бог открыл Себя человеку не как знание, а как общение. Он предлагает Себя, и человек принимает Его в свободных отношениях. Божественная любовь не реализуется, когда человеческая свобода отвергает ее. Таким образом, мы познаем Бога через общение с Ним в молитве. Тогда мы по-новому познаем и себя. Мы познаем Его как нашего Бога и познаем себя как Его соработников и учеников.

Божественная любовь не реализуется, когда человеческая свобода отвергает ее

Путь личного опыта в духовной жизни – истинный и глубокий. Что касается законов, то духовная жизнь, построенная на них, хрупка, и человек не может положиться на эту силу в своей жизни. Духовная жизнь, основанная на смирении и самопознании, дает силу человеку выстоять в невзгодах. Поэтому, когда человек поверхностен в своей духовной жизни, он воспринимает трудности невыносимыми, обвиняет в них Бога, оправдывает себя и считает, что Бог его не поддерживает, не слушает и не слышит его молитв. Но человек, ведущий истинную, глубокую духовную жизнь, воспринимает трудности как необходимое испытание и даже как Божественное посещение. При поверхностной духовной жизни мы проходим через все с ропотом и обвинениями в адрес Бога. Но когда мы искренни в наших отношениях с Богом, мы знаем, что Он испытывает Своих возлюбленных чад и переплавляет их в горниле, как золото. Таким образом, в истинной духовной жизни между нами и Богом каждое внешнее обстоятельство становится инструментом для нашего самопознания и испытанием нашей любви к Нему. Поверхностное же и небрежное выполнение духовных предписаний делает заповеди, которые мы соблюдаем, фарисейским делом, которое порождает гордость и обвинение ближних и Бога и даже хулу на Него.

Истинная духовная жизнь, развитие добродетелей должны приводить человека к твердости в тяготах жизни. Такая жизнь меняет бытие. В то время как поверхностная духовная жизнь фокусируется на изменении только некоторых моментов нашего поведения. «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23: 26) Язык духовной жизни – это язык сердца. Духовная жизнь в своей глубине, когда она касается сердца, заставляет нас искать Того, Кто нам нужен, и всецело полагаться на Него: «Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой» (Пс. 30: 15). В то время, как поверхностные духовные отношения с Богом требуют цену за каждое действие, каждую добродетель, и человек не обращает внимания на чистоту своего сердца.

Глубокая духовная жизнь заставляет человека задуматься о своих отношениях с Богом и ближними. Она экзистенциальна и реалистична. При правильной духовной жизни мы начинаем чувствовать Божественную любовь внутри нашего сердца, и это уязвляет его: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем сердце не было ничего, кроме Божественной любви. Поэтому пророк Давид и сказал: «Утрудихся воздыханием моим». Он не спит всю ночь и орошает свою постель слезами, но его сердце полно утешений, потому что то, что он переживает, по сути своей является борьбой с его личной свободой. Он желает войти в более глубокие отношения с Богом.

Пророк Давид. Фото: monastery.ru

Мы должны понуждать себя в духовной жизни и всегда пытаться сделать немного больше. Если я могу выстоять час, хорошо добавить к моему бдению еще несколько минут. Хорошо приносить Богу немного больше, чем это естественно для нас. Если мы постимся, нужно оставаться немного голодным. Если человек кладет поклоны, хорошо, если он чувствует себя немного уставшим после этого. Таким образом человек возрастает в духовном делании. В Книге Псалмов есть прекрасный стих: «Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу» (Пс. 26: 8). Эти слова означают, что Бог испытывает нас. Он появляется и исчезает. Он появляется, когда мы устали и боремся, и Он исчезает, когда мы ленимся. Когда Бог будто бы исчезает из нашей жизни, это означает, что Он ждет от нас большей духовной борьбы, чтобы мы подвизались. «Даждь кровь и приими Духа». Вот цена духовной жизни, вот что такое духовная борьба в ее глубине. И если мы не ищем Лица Божьего и Божественного присутствия, все наши труды по стяжанию добродетелей и другие старания приносят крайне малый плод. «Утрудихся воздыханием моим», – так говорил пророк Давид, взыскуя лица Божьего и Божественного присутствия. Аминь.

Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodoxonline.org
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: Души праведных в Руце Божией / monastery.ru

Просмотрено (1) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о Закхее

2 февраля - на Литургии читается отрывок Лк. 19:1–10 об обращении к Христу мытаря Закхея.

Евангельским чтением о Закхее предваряются подготовительные недели к Великому Посту. Первое напоминание о предстоящем покаянном периоде... далее

Скоро праздник

6 февраля - Блж. Ксении Петербургской

Святая блаженная Ксения Петербургская (урожденная Ксения Григорьевна Петрова) – одна из самых любимых русских святых, Христа ради юродивая. Икона ее – не редкость в православном доме. А на могилке блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 февраля — Ап. Тимофея далее »

6 февраля — Блж. Ксении Петербургской далее »

7 февраля — Свт. Григория Богослова, архиеп. Костантинопольского далее » Иконы Божией Матери "Утоли моя печали" далее »

8 февраля — Прпп. Ксенофонта и супруги его Марии (родители прп. Иоанна Лествичника) далее » Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии далее »