![Для спасения нам нужны не мысли о Боге, а сам Бог](http://vichuga-voskr.cerkov.ru/files/2024/12/46_main-v1734793963-150x150.jpg)
Христос и твое сердце
Важно стараться возлюбить Христа от чистого сердца, любить Бога больше своих близких. Новомученики и исповедники Церкви Русской доказали свою любовь к Богу своими жизнями, подвигом, верой. Прислушаемся к тому, что говорили они о первейшей заповеди Господней.
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:
Пусть не будет ничего, что бы отделяло сердце наше от Господа. Ничто не должно стоять в середине: ни отец, ни мать, ни сестра, ни брат… Христос и твое сердце – и больше ничего в мире. Мы жалуемся, что нет у нас молитвы, смирения, нет чистоты, – это значит, что сердце наше не любит Христа больше всего, чем-нибудь посторонним оно занято. Забываем мы, что Христос – Жених душ наших, вся полнота жизни нашей. Любовь Христова такая могучая сила, которую ничто не победит.
*
Копие, которым прободается сердце христианина, – любовь горящая, пламенная, серафимская ко Христу. У кого есть любовь, тот всегда видит перед собой Сладчайшего Господа. У кого есть любовь, у того не сходит с уст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Такому человеку некогда думать о мире, о мирском, его мысли всегда заняты образом Спасителя, ему некогда судить других, разбирать их поступки, он судит только себя, чтобы не обидеть возлюбленного Господа.
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский:
Чтобы не погибнуть, нам нужно прилепиться всем сердцем и всеми помышлениями ко Господу нашему Иисусу Христу, ибо никто не может делать ничего достойного спасения, если не пребудет в Нем.
Любовь разгорается от сознания, что Господь не отвращается от нечистоты и греховности человеческой, не отстраняется от виновности, преступности и окаянства нашего: никогда, никого не отталкивает от Себя, а наоборот, всегда и всех допускает, приближает, выслушивает, даже ласкает, милует и, наконец, прощает!
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:
Любовь к Богу уже от природы есть у каждого человека: ведь как растение тянется к свету солнца, так точно душа человека любовью влечется к солнцу духовному, к Богу, от Которого получила она не только бытие свое, но и образ. Подобное влечется к подобному.
*
Будем стараться возлюбить Христа от чистого сердца. К Нему влечется душа наша, ибо она по природе христианка, и только когда искажается страстями, старается удалиться от Него. Любовь сделает человека и разумным, исполненным знания, которое глубже всякого научного и философского. Она исполнит душу сладостного блаженства, которого нельзя найти нигде на земле, ибо оно неоскудно почерпаться может лишь из неиссякаемого океана любви Божественной, Христовой.
*
Любящему Бога от чистого сердца «дано знание от Него» (1 Кор. 8: 3), он знает Бога нередко подобно или более ученого-богослова… Любовь помогает умножить знание: ведь она делает таким внимательным к любимому человеку, помогает заметить мельчайшие подробности его жизни, малейшие особенности его характера, сродняет с самым духом любимого человека. Не так ли и любовь к Богу помогает узнать Его более, чем долгое изучение богословия? Она сродняет с Богом, и тогда подобным легко познается подобное.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Крымский:
Бог насильно никого к Себе не привлекает, страхом и трепетом не заставляет повиноваться Ему. Помните, что только чистая свободная любовь к Богу угодна Ему.
*
Да стремитесь всем, чем можете, служить Ему… Надо стать друзьями Христовыми, надо не быть друзьями мира, ибо невозможно совместить служение Богу со служением миру; ибо невозможно совместить любовь к Богу с любовью к миру. Одно из двух: или Бог, или мир.
*
Как умножить любовь? Надо помышлять о Кресте Его, обагренном Кровью Его Святой, надо помышлять о тех невыразимых страданиях, которые претерпел Он на Кресте, чтобы нас спасти. Неужели не возлюбим Его всем сердцем за это? Неужели не умножим любви своей постоянным помышлением о Кресте Христовом, о безмерности благодеяния, полученного от Него погибающим родом человеческим? Наша любовь увеличится, любовь умножится при этом, любовь возрастет в сердце нашем, когда будем взирать на Крест Христов.
*
А чем еще умножим любовь? Умножим ее тем, чем проявляется в наибольшей степени любовь наша к ближнему: делами милосердия, сострадания, помощью несчастным, обездоленным братьям нашим, в образе которых протягивает к нам руку Сам Господь Иисус.
*
Есть люди, которые творят добрые дела не из страха перед Богом, а из любви к Нему. Они не ждут награды за свои добрые дела, которые творят только потому, что сердце их, горящее любовью к Богу и к ближним, не может не творить добра. Вот эти, только эти угодны Богу. Эти, только эти заслуживают помилование Божие. Бог знает сердца всех людей. Он зрит в сердце каждого и видит их с полной ясностью; тех, сердце которых полно чистой любовью к Богу и к ближним, Он милует. Он знает, кого помиловать, Он знает, кого жалеть, и Он их жалеет.
*
Огромное требование предъявляет Господь и Бог наш Иисус Христос: Он требует, чтобы мы любовь к Нему, служение Ему предпочитали всякой другой любви нашей, всякой другой привязанности нашей, чтобы Его любили гораздо больше, чем самых близких нам людей, ибо Дух Святой ревнитель, Он не желает разделения нашей любви к Богу с близкими нашими, Он требует всецелой любви к Себе. Это значит только поставить свою любовь к самому для нас драгоценному гораздо ниже любви к Богу. Можно любить, можно и должно любить близких своих, но не любить их больше Бога.
*
Что же нам делать, чтобы стяжать любовь? О, это дело великое, это дело огромное, это цель нашего существования, цель всей нашей жизни. Мы для того сотворены Богом, чтобы приближаться к Нему духовно. Мы для того живем, чтобы стать сынами Всевышнего, чтобы совершенствоваться и стремиться к Нему.
Чтобы стяжать любовь, горячую любовь к Богу, любовь к ближнему, надо прежде всего, чтобы стали невозможными грубые грехи. Каким путем нужно идти? Надо идти путем скорбей, исполняя все заповеди Христа. Те стяжали любовь, которые, подобно преподобному Серафиму Саровскому, день и ночь молились и постились. Их сердца Господь очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух любви, может обитать только в сердце кротком, смиренном. Надо стяжать кротость, смирение, и тогда придет святая любовь.
*
Да вселится в сердца ваши глубокая, глубокая любовь к Господу Иисусу!
Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский:
Любить Бога заповедуется «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Сердце – центр душевной жизни. Следовательно, требуется, чтобы устремленность к Богу была не поверхностной, а чтобы самая глубина глубин души была повернута к Источнику жизни и устремилась к Нему. Когда обращенность к Богу пойдет из глубины души человека, она, конечно, охватит, как всепожирающее пламя, всю душу и все способности ее, все «разумение» ее.
*
Но Господне слово не довольствуется и таким, казалось бы, исчерпывающим определением любви к Богу. Оно добавляет и еще одну характерную черту: полюби Бога «всею крепостью твоею», то есть всю силу жизни, как будто даже силу тела, всю силу физической жизни ты брось в эту любовь, чтобы уж ни один атом твоей жизни не остался недейственным, а все живое в тебе, все без остатка, ринулось бы в стихию твоей полноты, удовлетворения, блаженства. Вот так полюби!
*
Когда душа вся погрузится в стихию любви, она сможет дышать только этой стихией. Свет любви будет ярче там, где больше тьма, где больше греха, зла и ненависти. Конечно, это будет дыхание благодати (на такую любовь естественный человек и не способен), это будет подлинная любовь ко Христу и Богу, дыхание нового, обновленного человека. Братия, вот какова подлинная христианская любовь!
*
Преклонитесь же перед ее величием! В ее высь поднимитесь своими сердцами. Любовь ко Христу – это открытое небо. Это – лучи небесной жизни. Это – влияние небесной жизни на земле! К этой небесной выси нас зовет Христос заповедью о любви, и мы должны понять все нищенство нашего земного. Мы должны понять, что все наши потуги осуществить любовь вне Бога есть бледное трепыхание отдаленнейших бликов настоящей любви. Если наше сердце осознает эту глубину нашей немощи и захватит его тоска по просторам подлинной, чистой, возрождающей любви, если наше сердце ужаснется от мысли, что оскудевает любовь, то пусть оно, поверженное в трепет, не забудет, что путь в эту любовь только через Христа и Бога. Будьте же сынами Божиими, и вы исполните дело любви.
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский:
Конечно, все добрые дела человека имеют цену в очах Божиих только тогда, когда руководящим мотивом к их совершению является любовь к Богу, которая не может быть без любви к ближним.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский:
Возлюбленные, вот завет Христов, самый великий и главный во всей жизни нашей – любить всею душою Бога. Hо почему же это есть самая пеpвая и важнейшая наша обязанность? Потому что исполнивший ее человек будет испытывать самое великое блаженство, какое только возможно для человека. Все заповеди имеют сами в себе полное оправдание. О, если бы мы исполнили заповеди Божии, особенно заповедь о любви к Богу. Тогда в душе нашей был бы всегдашний мир.
Часто чтение слова Божия, особенно Евангелия, укрепляет нашу веру в Бога, согревает сердце любовью ко Спасителю нашему.
*
Мы не понимаем опытно сладости любви к Богу. Будем же любить от всей души Бога, в этом не только главный долг, но здесь и наше величайшее, вечное счастье, блаженство.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (19) раз