Выбрать страницу

Стяжать христианскую любовь

Стяжать христианскую любовь

Любовь – это дар Божий, она подается Богом в ответ на наши молитвы. Господь наш Иисус Христос говорил об основополагающей заповеди нашего спасения: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Внимательному к себе христианину в какой-то момент может открыться, что любви к ближним у него не хватает. Насельники Сретенского монастыря ответили на вопрос, что человеку делать в этом случае и как встать на этот путь стяжания христианской любви.

Иеромонах Афанасий (Дерюгин):

– У святых отцов по этому поводу есть совет, на какие два момента обратить внимание, если человек понимает, что ему не хватает любви. Во-первых, это просить Бога о том, чтобы Он даровал ему любовь. Потому что любовь – это дар Божий, как и любая другая добродетель, и она подается Богом в ответ на наши молитвы. А второе – это делать дела любви. Это очень важный момент, потому что нередко под влиянием какой-то неправильно понятой психологии можно встретить мнение, что не нужно ничего делать из того, что тебе не хочется. Вот, например, чувствую я, что не люблю человека. И порой можно встретить такой совет: не любишь – что поделать, пусть так и будет. А святые отцы нам, наоборот, говорят, что нужно делать дела любви. Есть известное высказывание преподобного Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

Ты человека не любишь, но ты, стиснув зубы, пойди и помоги ему. Ты попроси: «Господи, помоги мне, я хочу его полюбить». Если это делать ради заповеди Божией, с надеждой на Бога и с пониманием того, что находишься в неправильном состоянии – не любишь этого человека, то даже порой через силу надо делать дела любви, и это может принести большую пользу. Понятно, что здесь нужно соразмерять свои силы. Можно стараться и совсем надорваться. Это касается любого дела. Но в целом понуждать себя к делам любви очень даже необходимо. И это в сочетании с молитвой может принести пользу, и человек, действительно, может научиться любить.

Необходимо понуждать себя к делам любви. Это в сочетании с молитвой может принести пользу, и человек может научиться любить

Здесь у нас есть примеры наших святых. Примеров можно привести множество. Мы знаем святого евангелиста Иоанна Богослова, который был апостолом любви. Он очень много об этом пишет. Я бы привел здесь еще такой житийный пример, очень важный и яркий, который показывает нам важность любви к ближнему. Это житие мученика Никифора из Антиохии Сирийской. Он был дружен с пресвитером Саприкием. И вот в какой-то момент они поссорились. Никифор первым осознал, что он не прав, пошел просить прощения, а тот отказался его прощать, не проявил такую любовь. Начались гонения в той области. Саприкий был взят как священник, ревностно исповедующий Христа. Но когда его вели на смертную казнь, Никифор снова подошел к нему, прося прощения, но тот снова его отверг. И перед самой смертной казнью от Саприкия отошла благодать. Он сказал: «Я готов принести жертву идолам». И он отрекся от Христа публично. Мученик Никифор, движимый той же самой благодатью Божией, сказал: «Я – христианин и верю во Христа, от Которого отрекся Саприкий. Меня казните вместо него». И он был казнен.

В стихире мученику Никифору сказано: «Показал еси всем яве, страдальче Никифоре, / яко ближняго не любяй, ни Владыку возлюбити может». Это фраза из Послания апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). И это показывает нам, что через любовь дается Божественная благодать, а отсутствие любви, даже при многих других подвигах, может привести к очень нехорошим последствиям. Думаю, что этот пример для нас очень важен.

Иеромонах Кирилл (Попов):

– Господь наш Иисус Христос в Своем Божественном Евангелии сказал, что на двух заповедях покоятся закон и пророки: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). Конечно, мы должны в первую очередь понять, о какой любви к ближнему мы говорим. К глубочайшему сожалению, само понятие «любовь» сейчас опошлено, изуродовано, искажено. Поэтому нам в данном случае следует обращаться к Евангелию, в котором есть те важные связующие нити, которые восстанавливают целостность той картины любви, о которой мы говорим.

Мы все читали у святого апостола Павла: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Но из этой фразы мы мало что можем для себя понять. Высокий слог апостола не только сложно понять, но этому можно предать разные интерпретации. В Божественном Евангелии мы также читали: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Поэтому для того, чтобы достичь этой «совокупности совершенства», нужно почаще читать Евангелие. Нужно смотреть на жизнь Спасителя, на Его служение, на то, что вся Его жизнь была одним сплошным служением человеку. Главный и основной пример любви для нас – это Господь наш Иисус Христос. В общем-то, если мы хотим научиться по-настоящему любить, то нам нужно черпать все эти знания о любви исключительно из Личности нашего Божественного Учителя. Это самое главное и основное, что хотелось бы отметить.

Ну и, конечно же, важно не просто восхищаться жизнью Христа, Его подвигом, Его служением, Его жертвенностью, но и следовать тому, что нам Им оставлено и заповедано. Мы, как правило, пытаемся идти обходными путями, заходим откуда-то издалека. Но лучше научить себя творить добро мало-помалу, начиная с каких-то вещей, которые для нас совершенно непривычны. Все почему-то сразу хватаются за аскетические подвиги, что само по себе похвально. Но многие, к сожалению, на этих подвигах как начинают, так и заканчивают. А нам стоит показать свое деятельное христианство. Можно, например, съездить в дом престарелых, посмотреть, как там живут люди, в детский дом.

Участие в страданиях других научит нас смещать эгоистичный акцент с себя и избавиться от заблуждения, что в нашей жизни все плохо

Все это говорит нам о том, что не должно быть у нас зацикленности исключительно на себе, на своей персоне. Не нужно постоянно ныть и говорить, что в нашей жизни все так плохо. Вот, пожалуйста, для нас открыто много разных возможностей, в том числе в посещениях и больных, и пожилых, и тех, кто находится в темнице, и тех, кто лишен крова, и тех, кто лишен родителей. Участие в страданиях других научит нас, во-первых, смещать эгоистичный акцент с себя. Это первое. И второе: это поможет нам избавиться от того глубокого заблуждения, что в нашей жизни все плохо. И, возможно, из такой деятельности и будут мало-помалу формироваться в нас добрые чувства сострадания, взаимопонимания, дружелюбности. И это в конечном итоге и будет являться той «совокупностью совершенства», о которой говорил апостол. Хочется надеяться, что мы «все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13) и стяжаем любовь.

Иеромонах Спиридон (Дорош):

– Преподобный Исаак Сирин говорил: «Любовь есть плод молитвы». Чтобы стяжать любовь, нужно молиться, просить ту любовь, о которой в Евангелии говорится: «Господи помоги мне возлюбить Тебя всем сердцем моим, и всею душею моею, и всею крепостию моею, и всем разумением моим, и ближнего своего, как самого себя, как Ты заповедовал нам» (см.: Лк. 10: 27). Нужно стараться смотреть на ближнего глазами Бога. А для этого нужно уметь отвязываться от земного, жить не в земной плоскости, а в духовной, жалеть всех. Нужно относиться к ближнему со вниманием, забывать о себе, жертвовать собой, своим временем и силами ради другого. Нужно читать о примерах любви, подражать святым и всем, кто любил: преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Амвросию Оптинскому, вообще всем святым и подвижникам, нашим новомученикам, великой княгине Елисавете, мученице Татиане Гримблит. И тогда неприметным образом любовь будет в нас расти.

Иеродиакон Серафим (Чернышук):

– На мой взгляд, лучше апостола Павла никто не скажет, конечно. Мне очень нравится его выражение: «Гонитесь за любовью». В Синодальном переводе это звучит как «Достигайте любви» (1 Кор. 14: 1). То есть не ищите, говорит, а гонитесь за ней. И святитель Иоанн Златоуст в толковании по этому поводу говорил: «Нужно гнаться и сильно стремиться к ней: так она улетает от нас, и столько препятствий стремлению к ней! Потому нам нужны великие усилия, чтобы достигнуть ее». Эти строки идут после известной всем фразы: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13).

Любовь – это удивительная добродетель, это вершина всех добродетелей. И мне кажется, что любовь невозможна без низших ее оснований. Если это вершина, то нужно потрудиться, чтобы ее достичь. Человек должен прилагать усилия, потому что любая добродетель не дается просто, а любовь – особенно. Любовь невозможна без милосердия, без сострадания, даже просто без жалости. Эти вещи сопутствуют ей. И настоящая любовь не эгоистична. В нашем земном, человеческом понимании любовь – это что-то такое приятное. Я люблю, меня любят, и мне от этого хорошо. Почивший Петр Мамонов сказал: «У любви есть только один глагол – отдавать». Чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь. Познается все это опытом.

Настоящая любовь не эгоистична

Здесь еще приходит на ум пример нашего другого почившего современника Юрия Никулина. Казалось бы, это человек, совершенно далекий от веры, от Церкви, а в жизни он был очень добродетельным. Он очень многим простым людям помог в их жилищных вопросах, и с работой, и с зарплатой, был очень милосердным. Он был человеком, прошедшим через большие трудности, лишенным необходимого, вынесшим жизненный принцип «помогай ближнему, потому что сам знаешь, как это тяжело». Но, к сожалению, не все эти уроки усваивают…

Иеродиакон Даниил (Сикоев):

– В этом вопросе хорошо помогает сначала понять, что такое любовь. Мы знаем, что слово «любовь» в Священном Писании на греческом языке имеет несколько смыслов. Первый – это опошленное в нашем обществе понятие «Έρως». Потом есть такая любовь, как «Φιλία», что ближе нашему понятию дружбы. Еще есть «Στοργή» – «сторге». Это любовь родителей к детям и наоборот. И, наконец, есть «Ἀγάπη» – «агапэ». Это то, о чем говорится в Священном Писании. Это жертвенная любовь.

Наверное, не зря Господь в Писании говорит нам об этой жертвенной любви. Он Сам показал пример того, что такая любовь проявляется, когда человек готов чем-то пожертвовать. Почему апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8)? Почему Господь Собой пожертвовал ради нас? И мы, люди, уподобляясь Богу и Его примеру, можем стяжать эту любовь, если будем пытаться хоть чуть-чуть преодолевать свои немощи для того, чтобы служить своим ближним. И в этом Господь нам будет помогать и посылать удивительную радость в наше сердце. И как только человек однажды с этим столкнется, он поймет, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35). И это действительно так. Тогда происходит переоценка ценностей.

Почему некоторые люди приходят к тому, что начинают заниматься делами милосердия, благотворительностью? Потому что человек находится в постоянном поиске Бога. Господь человека духовно взращивает с каждым его добрым делом. Господь открывает через любовь некоторые моменты, которые человек для себя еще не открывал. И душа начинает жаждать доброделания, потому что через это получает Божию благодать. Человек постоянно начинает искать эту Божию любовь. О средствах, которые у нас есть для этого, Господь говорит нам в Священном Писании.

Примеров вокруг масса, которые дают нам возможность послужить ближним и тем самым приблизиться к Богу, в том числе и через смирение. Один раз я поехал в Оптину пустынь, повез туда дядю, который очень болел. Мне запомнился один момент. Помню, я ему одевал носки и понял, что делаю это не для дяди. Тогда я внутренне четко почувствовал, что в этот момент служу Господу Иисусу Христу. Все зависит от того, с каким сердцем мы к этому приступаем. Переступая через себя, ты делаешь какие-то добрые дела, и Господь это может узреть. Нужно нудить себя на дела любви. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (2) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

15 февраля - Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретение Господне - один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» - по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. 2:22-40)... далее 16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 февраля — Мученика Трифона далее »

15 февраляСретение Господне далее » Прп. Шио Мгвимского далее »

16 февраляНеделя о блудном сыне далее » Равноап. Николая, архиеп. Японского далее »

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »