
5 очень важных смыслов праздника Сретения Господня
Сретение Господне — один из древнейших христианских праздников, отмечаемый 15 февраля. В этот день Церковь вспоминает о встрече Богомладенца Иисуса с праведным Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском храме. За внешним повествованием об этом событии в Евангелии скрываются глубокие смыслы. Причем смыслы, важные для каждого из нас — живущих здесь и сейчас.
5 очень важных смыслов праздника Сретения Господня, которые дают нам посмотреть на свою жизнь иначе:
Смысл первый. Не надо впадать в уныние, когда кажется, что Бог тебе не отвечает. Настоящая встреча с Богом требует времени и готовности ждать.
Само слово «сретение означает «встреча». Но встреча не как случайное столкновение, а как осознанное и наполненное смыслом событие. Таким оно стало для праведного Симеона и пророчицы Анны. Вкратце напомним, что это за люди.
Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык, создателей так называемой Септуагинты. По преданию, когда он переводил книгу пророка Исаии, то споткнулся на фразе се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14). Подумав, что это ошибка, он уже было собрался перевести слово «дева» как «молодая женщина», но был остановлен Ангелом. Последний пообещал Симеону, что он не умрет, пока лично не увидит исполнение этого пророчества. После этого Симеон ждал исполнения обетования Божьего всю свою жизнь, до глубокой старости, и стал олицетворением веры и терпения.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Песнь Симеона Богоприимца (текст и перевод)
Часто можно слышать: я не чувствую Бога в своей жизни, что мне делать, как не разуверится в том, что Он есть? И тут пример Симеона напоминает о важности терпения и доверия Богу: не стоит опускать руки и отчаиваться, если мы по какой-то причине не ощущаем, что Бог рядом с нами. Не нужно во что бы то ни стало требовать от Него немедленного ответа на наши просьбы и обращения. Праздник Сретения говорит, что настоящая встреча с Богом требует времени и готовности ждать.
Смысл второй. Не получится встретить Бога, если двери твоей души закрыты или завалены всяким хламом. Бог никогда не избегает встречи, а возможной ее делают твои открытость и чистота.
На момент встречи со Христом в Иерусалимском храме пророчице Анне было 84 года. Когда-то давно у Анны был супруг, но через 7 лет после замужества она овдовела и после этого уже не вступала в брак. Евангелист Лука пишет, что она не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу (Лк 2:37). Анна названа в Евангелии пророчицей, то есть человеком, через которого Бог возвещал людям Свою волю.
Фигура Анны восполняет смыслы, выраженные в образе праведного Симеона, свидетельствует, что подлинная встреча с Богом возможна только через непрестанную молитву, внимательное отношение к собственной жизни, готовность служить Богу теми талантами, которыми Он нас одарил. Вся жизнь пророчицы Анны — пример того, что все перечисленные навыки не только приближают нас к Богу, но и делают нас способными узнать Его, когда Он приходит.
И последнее, о чем тут нужно сказать. Симеон и Анна были открыты Богу. Они узнали в Младенце того, Кого ждали всю жизнь. Но для этого нужно было чистое сердце, не обремененное гордыней и другими страстями. Часто причина, почему мы никак не можем встретить Бога, — наша душа, закрытая суетой, эгоизмом, страхами. И Сретение напоминает нам: чтобы встретить Бога, нужно очистить душу.
Смысл третий. Перед встречей с Богом нужно встретиться лицом к лицу с самим собой. И задать себе довольно неприятные вопросы.
Но праздник Сретения — это не только встреча Симеона, Анны с Богом. Его смысл выходит за рамки исторического повествования и касается каждого человека, который часто бежит — от себя, от правды о себе, от важных вопросов, требующих честного ответа. Сретение напоминает: встреча с Богом — это всегда и встреча с собой, со своей внутренней жизнью и ценностями. Это возможность остановиться, осмыслить свой путь, заглянуть в свое сердце и узнать, насколько оно открыто для благодати Божией. И, наверно, один из главных вопросов, возникающих на этом фоне: кто я перед Богом?
Праведный Симеон долгие годы с надеждой ожидал встречи с Христом. То есть встреча была следствием и итогом его жизни еще до этого события. Пример Симеона заставляет задуматься: если моя нынешняя жизнь — это почва, на которой должно что-то произрасти, то что это за почва? Она плодородна или отравлена, увлажнена или суха?
Встреча с собой — это и встреча со своими исканиями смысла. Если искать его не там, где надо, а как блудный сын из евангельской притчи — в дальней стороне (Лк 15:13), в какой-то момент начинает казаться, что этот путь бесконечен, что окончательные ответы никогда не будут найдены. Но встреча Симеона со Христом утверждает, что всякое искреннее искание, движимое верой, найдет свой ответ в Боге. Поэтому следующие вопросы, которые стоит задать себе в праздник Сретения, могут выглядеть так: куда ведет мой путь; совпадают ли мои мечты и планы с тем, что действительно важно для меня; чего я ищу в жизни; что будет со мной в конце пути; насколько то, что составляет основное содержание моей жизни, важно в свете вечности?
Смысл четвертый. Есть важнейший показатель того, состоялась ли наша встреча с Богом, — это наше отношение к людям.
Праздник Сретения Господня — это еще и встреча с другими людьми. Каждая такая встреча — не только момент соприкосновения судеб, но и духовное событие, в котором может проявиться воля Божия о спасении человека. Через встречи с другими, с нашими ближними, мы учимся любить, понимать, прощать, преодолевать себя.
Встреча старца Симеона и Анны пророчицы с Богомладенцем — не просто встреча людей разных поколений. Это проникновение в тайну боговоплощения, зримое исполнение Божьего замысла о спасении всего человечества через Иисуса Христа. Подобно этому, встреча с другим человеком — это всегда возможность увидеть в нем Божий образ и через отношение к нему как к образу Божию продвинуться по пути спасения собственной души. И особенно если мы встречаем человека, нуждающегося в помощи. В этом случае встреча становится проверкой нашей готовности встретить Бога, ведь Евангелие учит, что в каждом страждущем, больном, обездоленном мы встречаем Самого Христа, Который сказал: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).
В истории Сретения мы видим не просто факт знакомства Симеона и Анны со Христом и Святым семейством, но и духовное общение между участниками этого евангельского события, и потрясающее духовное откровение. Симеон, встречая Христа, признает Его Мессией, свидетельствует о Нем, провидит в Нем грядущее спасение всего человечества, предрекает испытания, которые выпадут на долю Божией Матери, и указывает на смысл Ее страданий. Так и каждая встреча в нашей жизни может стать возможностью приблизиться к познанию истины, если мы готовы слышать другого, а не только говорить, умеем принимать даже тех, кто нам непонятен или не похож на нас, стараемся разглядеть глубину души другого человека, а не судить свысока.
Смысл пятый. Обыденная жизнь часто сводит встречи к непритязательным посиделкам и досужим разговорам, а Сретение напоминает: настоящая встреча — это всегда духовный акт, который оставляет след в нашей душе.
Конечно, многие встречи могут быть сложными, иногда болезненными. Мы сталкиваемся с разочарованиями, конфликтами, несправедливостью. Но всякая встреча, даже трудная, может стать шагом к духовному росту, если мы научимся видеть в ней шанс научиться прощать. Научиться через осознание, что Бог уже простил нам все наши грехи в крестной жертве Иисусе Христе и благодарность за это Божественное всепрощение.
Сретение Господне — это не просто воспоминание о событии из прошлого. Это напоминание о том, что каждый день мы можем переживать свою жизненно важную встречу — с Богом, с собой и с ближними.
Сретение Господне — это шанс хотя бы немного замедлиться и встретить Того, Кто на самом деле всегда находится рядом.
Священник Евгений Мурзин
Источник: Журнал Фома
Фото на заставке: tatmitropolia.ru
Просмотрено (12) раз