![Брань со страстями](http://vichuga-voskr.cerkov.ru/files/2025/01/5b44442e5187c3887e2beafeed2a56eb-150x150.jpg)
Про смирение, неосуждение и социальные сети
Кого можно назвать героями нашего времени? Как жить без постоянного страха? Беседуем с наместником Оптиной пустыни епископом Можайским Иосифом (Королёвым).
– Один человек перестал причащаться из-за боязни заразиться, из-за того, что прихожане не всегда могут быть здоровы. Что Вы могли бы бы ему посоветовать?
– Тут простое маловерие. Когда человек знает, что принимает Тело и Кровь Христовы, у него нет таких мыслей, нет страхов. Тут просто недостаток веры. Не до конца человек, может быть, вообще понимает, что такое Причастие. Когда человек понимает, он будет молиться. Господь даст веру, а даст веру, и эти мысли уйдут.
– Дорогой владыка, существует ли для мирян граница, где надо смиряться, а где уже нужно противодействовать словом или делом?
– Да. Смирение – главная добродетель, по святым отцам. Самый страшный грех – это гордыня. Гордость, которая ведет человека в ад. Значит, мы должны достигать смирения и иметь мир между собой. Недавно прочитал рассказ. Два монаха очень долго рядом живут и говорят: «Мы ни разу с тобой не поссорились, давай попробуем, как это?» Вот один положил между ними черепок: «Ты говори, что он твой, а я – что он мой». И один сказал: «Это мой». А второй монах отвечает: «Ну, и забирай себе». И разошлись. Так и не получилось сразу же поссориться. Это о том, что как важно сохранять мир. Можно достичь такого состояния смирения, что тебя невозможно будет поколебать, смутить, обидеть. Это идеал, к которому мы должны стремиться.
Конечно, в миру всё сложнее на самом деле. Где нужно смириться? По отношению к себе лично, если на работе оскорбят, дома. Можно смириться, потерпеть. Личную к тебе несправедливость проглотить. Бывают ситуации, где нужно и постоять за себя, например, за ближнего: в школе, в обществе. Тут такие тонкие грани, в обществе всё сложнее. Мы понимаем, что всё – для смирения. Причем каждая ситуация посылается через ближнего. У святых отцов читаем: если ты хочешь смирения, молишься, жди, что тебя сейчас будут обижать и оскорблять. Уж извини – такой закон, и через людей будут приходить искушения. Но надо научиться принимать их как волю Божию.
Это вообще самое больное в жизни: обиды, особенно клевета. Принимаем и приобретаем. Каждый раз, когда победили себя, промолчали для начала – раз, другой, третий, каждый раз мы становимся сильнее. Сильнее и духовнее, приобретаем смирение. А каждый раз, когда мы начинаем гневаться, спорить с ближним, мы падаем ниже, потом тяжелее будет вставать. Погружаемся в эту страсть. В данном случае – в гордыню, раздражение, гневливость.
Когда мы начинаем гневаться, спорить с ближним, мы падаем ниже, потом тяжелее будет вставать. Погружаемся в эту страсть: в гордыню, раздражение, гневливость
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями, свойство же их одинаковое».
– Владыка, апостол Павел говорит: «Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19). Как это понимать?
– Искусные – мудрейшие, которые через эти разномыслия становятся мудрее. Когда все спокойно, всё вроде понятно. Но когда наступает искушение, бури, кораблекрушения… Как святитель Иоанн Златоуст пишет: через это кораблекрушение верные проверяются, в этих искушениях верные Богу проявляются, верные друг другу. Некоторые жалуются: друзей нет или мало их. Настоящая дружба проверяется, когда пройдешь множество скорбей. Через них искуснейше проверяется дружба, предатели проявляются. Когда были гонения на Церковь в советское время, были и те, кто стал в итоге новомучеником, но были и предатели, они отсеялись.
Если конкретно говорить про разногласия, это, с одной стороны, плохо – иметь разногласия. С другой стороны, у каждого может быть своя точка зрения, свое видение ситуации. И надо уметь слышать другого. И мудрые умеют слушать, и промолчать, и смириться. А другие покажут себя с неискусной стороны и очень греховно себя ведут: сеют смуты, осуждают других, гневаются и прочее. А в нормальном, здоровом обществе мы обсуждаем разные точки зрения и принимаем общее решение. Надо уметь слышать. Часто люди не умеют этого делать. И именно через такие искушения проявляются смирение и другие душевные качества.
– Владыка, кто сегодня, на Ваш взгляд, с точки зрения нравственности, с точки зрения поведения может быть героем нашего времени? Последние по времени канонизированные святые – среди них много монашествующих. А в современном обществе среди мирян можете привести какие-то примеры?
– Да, конечно. Герой нашего времени – это прежде всего верующий многодетный родитель. Понятно, бывает, что Бог не дает детей, нет семьи, но все-таки герои нашего времени – люди, которые имеют много детей, которые воспитывают их духовно.
В Оптину пустынь приезжал отец Андрей Ткачев, и ему задали вопрос про Царствие Небесное: «Как спастись?» И он говорит: «В наше время женщина к концу жизни скажет: «Вот, дорогой муж, я в жизни никого не знала, кроме тебя, вот мои дети, которых я родила, мне их дал Бог, я их всех привела в храм, всех привела к Богу». Все верующие, все духовные, и вот это – результат жизни».
Такая супруга недалека от святости. То же и про мужа можно сказать. Это пример, который ничем не ниже многих монахов.
Материнство, воспитание детей – это подвиг, огромный труд, физический, моральный. А воспитывать нужно своим примером, невозможно без примера, одними поучениями воспитать. Как сам живешь, такой пример подаешь детям, от тебя они впитывают. Вот такие герои нашего времени. Вот пример, к которому надо стремиться всем, живущим в миру. Казалось бы, такие простые вещи, о которых я сказал. Раньше это была норма, но сейчас время такое, что верная жена, которая воспитала детей в любви к Богу, уже святая.
Герои нашего времени – верующие воины. Когда они приезжают с СВО, рассказывают, что их называли сектантами. А почему? Потому что они не курят и не матерятся, и молятся. И герои нашего времени – люди, которые жертвуют собой, молятся и любят Бога. А мы не герои: мы ленивые, нерадивые.
– Говорят, что Великим постом нужно не заходить в социальные сети. С другой стороны – как тогда священники будут вести свой блог?
– У них миссия, это их работа. Так же, как канал «Спас» будет продолжать работать – духовное просвещение нести в пост. Это все-таки миссионерская работа. А мы чаще говорим про социальные сети как про развлечение. Мы никого не осуждаем, пожалуйста, – хотите, книжки в телефоне читайте, кому как удобно читать. Главное, чтобы это не было пустой тратой времени. В этом смысл. Когда заходят в телефон и на пустоту время тратят, то это непонятно. А в Сети можно Евангелие целый день читать – пожалуйста, как удобно.
– Но соцсети – это все-таки вред для глаз. Эти гаджеты…
– Кстати, да. Лучше взять бумажную книгу. Но кому как удобно, все-таки это индивидуальный подход.
– Я по поводу поста еще хотела спросить. Первые два дня в первую седмицу не принято вкушать пищу, да?
– Это добровольно. По Типикону – да, не вкушаем. Даже до пятницы, кто может. В среду, после литургии Преждеосвященных Даров, вкушаем. В четверг опять не вкушаем пищу, а в пятницу уже вкушаем. И до Страстной недели вкушаем каждый день. А в понедельник, вторник и четверг первой недели поста, кто строго устав соблюдает, воздерживаемся от еды. Некоторые даже воду не пьют целый день. Кто хочет – пожалуйста, пробуйте.
– Один келейник рассказывал, что не ел первые три дня, потом он из машины смог выйти, а владыка уже не смог.
– Тяжело, конечно. Но иногда люди ради своего здоровья такие диеты держат, и ничего. А когда ради души – немного посложнее. Сразу как-то всё начинает болеть, появляется усталость. Спортсмен, чтобы достигнуть результатов, на такие лишения идет! А мы ради своей души не можем ничего потерпеть. Да, это сложнее, чем диета. Хотя тоже можно упомянуть, что голодом много чего лечится. Любой врач скажет, что много болезней лечится через воздержание. Большая часть болезней – от нашего питания, от жирной пищи. И воздержание полезно, даже очищение. Но это уже вторично.
– Хотела спросить, как жить без постоянного страха? Чтобы в храм приходить спокойно, а не с кавалерийским наскоком. Прийти, перед иконой начать рыдать. А потом выходишь из храма, думаешь: «Ну, всё. Душа там, наверное, уже и осталась». Как обойтись без впадения в фанатизм и крайности?
– Крайность – всегда плохо. Нужна золотая середина. Должен быть только страх Божий. Только Бога бояться. Другие страхи – это от лукавого. Святые отцы учат: бояться мы должны только одного – Бога, бояться, только чтобы Бога не оскорбить. Бояться, чтобы не грешить. Как написано: боишься покойников – иди ночью на кладбище. Метод такой есть. А в храм приходишь, никаких крайностей нет, никаких экзальтаций.
Должен быть только страх Божий. Другие страхи – от лукавого
Слезы, про которые Вы сказали, – это хорошо. Но желательно, чтобы никто их не видел. Это личное дело каждого. Когда слезы приходят мирские, это от обиды, а слезы о грехах, покаянные слезы, – это прекрасно. И к этому надо стремиться, чтобы чувствовать во время молитвы и ничего не бояться. Господь с нами, и нам нечего бояться. Живем с Богом, помогаем друг другу, и все с Божьей помощью преодолеем.
– Владыка, как отличить осуждение от рассуждения?
– Осуждать человека – это очень плохо. Это подписываешь ему приговор. А рассуждение должно быть обязательно.
Рассуждение – мы должны различать белое от черного, добро от зла. Хотя бы для того, чтобы молодежи рассказать, детям преподносить это, потому что мир лукавый, подмена понятий происходит – белое на черное, черное на белое. Грех – это добро, добро – это грех, все это перевернуто, все эти нравственные термины. И детей наших запутывают. И мы, конечно же, детям своим должны говорить: а вот через это приходит зло. Как в Евангелии: «но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Мы должны говорить, что это зло, и осуждения тут никакого нет. Они все создания Божии, даже если говорить про каких-то злодеев. Если уж явные грешники, мы скорбим, огорчаемся, что грех, порок проникает в мир, касается нас. Дети наши меняют сознание. От этого становится грустно.
А бытовое осуждение – плохая вещь, конечно. В привычку уже входит у людей, языки эти. Очень много про это написано у святых отцов, насколько это порочная практика. И человек через осуждение переходит к ропоту. Он все время недовольный, становится неблагодарным. Этот ему не такой, соседи, родственники, правители не такие – всё вокруг мучает его. И он через это осуждение приходит в плохое состояние – гордость. Поэтому надо стараться всех оправдывать, каждого человека нужно понять: его таким воспитали, или это формирование среды, или что-то другое? И пожалеть его душу.
А так – никого не осуждаем, всех любим и всех понимаем. Стараемся с Божией помощью.
– И всем мое почтение.
– «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». Да, это должен быть наш девиз. Мы должны не унывать, и в пост обязательно, чтобы тебя никто не видел постящимся. Это значит – не ходить мрачными, хмурыми. По слову апостола Павла, «всегда радоваться, непрестанно молиться и за всё благодарить» (см.: 1 Фес. 5: 16–18). Это радость духовная, не плотская, именно духовная – что мы с Богом живем, что мы благодарим Бога каждый день. За здоровье, за нашу жизнь. Молимся и за все благодарим Бога, за все, что с нами случается. И будем настоящими христианами. И будем друг другу помогать, поддерживать, и тогда нас никто никогда не сломит. И страна наша сильной будет, и православие будет больше у нас распространяться.
Епископ Иосиф (Королёв)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (0) раз