
Ближний обидел и огорчил тебя…
Господь со Креста говорит тебе: смотри, сколько Я претерпел несправедливости от людей, а ты не хочешь перенести и малой обиды, иногда и справедливой. Ужели ты не хочешь спострадать Мне? Научимся у святых искусству незлобия и прощения обид.
Преподобный Антоний Великий:
Не гневайся ни на кого и прощай всем обиды, которые делают тебе.
Преподобный Ефрем Сирин:
Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце; а кто отражает злословие и обиду, тот походит на человека, который сам себя губит.
*
Если положишь в мысли своей потерпеть ради Господа обиду, ущерб и уничижение, то будешь подобен храброму воину, всегда вооруженному против врагов.
Святитель Иоанн Златоуст:
Христос повелел молиться за обижающих, а мы строим ковы <козни>.
*
Обида состоится или не состоится не по желанию наносящих ее, но по расположению тех, которые терпят обиду.
*
Если бы мы были мудры, то могли бы и не обижаться и не чувствовать никаких оскорблений. Тебя обидел кто-нибудь, но ты не почувствовал обиды и не опечалился? Тогда ты не обижен: напротив, скорее ты поразил, чем сам поражен. Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собою обращается назад и поражает того, кем он послан.
Ближний обидел и огорчил тебя, и сделал тебе множество зла? В этом случае ты сам не мсти ему, чтобы не оскорбить тебе своего Господа: предоставь Богу, и Он устроит дело гораздо лучше, нежели как тебе хочется. Тебе Он повелел только молиться за оскорбившего, а как поступить с ним, – это повелел предоставить Ему.
*
Если мы кротко и терпеливо будем переносить обиды от кого бы то ни было, то тем более великой и щедрой помощи удостоимся свыше.
*
Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и, наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами.
*
Если хочешь отомстить обидчику, смолчи, и тем нанесешь врагу смертельный удар. Если же будешь отвечать на укоризну укоризною, то зажжешь огонь.
*
Когда человек, которому сделана обида, молится за обидевшего, то получает великое дерзновение.
*
Ничто так не умилостивляет Бога, как любовь ко врагам и благотворение обижающим нас. Когда кто-нибудь обидит тебя, ты смотри не на него, но на дьявола, который побуждает его к тому; на дьявола изливай весь свой гнев, а о нем даже жалей, так как он находится под влиянием дьявола.
Ч. Бертон. «Обида» Фото: monastery.ru
Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.
*
Как можно, скажешь ты, не возмущаться? Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь, вспомни все, что происходило на Кресте, – и все погаснет. Не думай об одних обидах, но вспомни вместе и о добре, какое ты когда-нибудь получил от обидевшего… Особенно же и прежде всего приведи на мысль страх Божий, и вскоре сделаешься умерен и покоен.
*
Оскорбил ли тебя кто-нибудь, обидел, осмеял? Вспомни, что и сам ты делаешь много подобного в отношении к другим, даже в отношении к Самому Владыке; прости же и извини обидчика.
*
Подумай, как много ты виновен, и не только не отказывай в прощении обидевшим тебя, но сам спеши к огорчившим тебя, чтобы и у тебя было основание получить прощение, чтобы найти извинение собственных твоих неправд.
Святитель Григорий Богослов:
Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомни о Христе и об Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки – и тогда, как водою, угасишь свою скорбь.
Преподобный Марк Подвижник:
Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.
Святитель Тихон Задонский:
Обида показывает, что в сердце: гнев или кротость.
Святитель Димитрий Ростовский:
Не скорби, если кто оскорбляет тебя, но с благодарностью принимай это. Ибо лучше самому быть оскорбляемым от кого-либо, нежели другого оскорбить. Лучше быть бесчествуемым, нежели кого-либо бесчестить, лучше быть укоряемым, нежели укорять, обижаемым, нежели обидеть. Ибо нет ничего великого в том, что ты кого-либо обидел или обесчестил, но то велико, что ты, будучи от кого-либо обиженным и бесчествуемым, с благодарностью это претерпишь, потому что за нанесение обиды и бесчестия примешь казнь, за терпение же – великое от Бога возмездие и почесть.
Преподобный Амвросий Оптинский:
Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно помнить и не забывать, как уже тебе было писано, что исконный искуситель возмущает одних против других, и особенно против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно постороннее обращение, хотя бы с пренебрежением.
*
Более всего и прежде всего следует нам молиться за обижающих нас, как научает нас и святой Дорофей: «Помози, Господи, якоже веси, таким-то и за их молитвы мне, окаянной». Kраткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает и изменяет противное расположение других.
Преподобный Иосиф Оптинский:
Злобу на сердце не держи и обиды долго не помни.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Всеусильно понудим сердце наше, чтобы оно отпускало ближним все роды обид, какие они ни нанесли бы нам, чтобы получить отпущение наших бесчисленных согрешений, которыми оскорбили мы величество Божие.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Брат, ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных от него тебе, – вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, неисчислимых по множеству, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, согрешения твои, ты между тем не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти, возбужденных в нем диаволом. Вздохни, если можешь, поплачь о своем безумии, осуди только непременно себя, никак не ближнего – и вот от Владыки готово тебе помилование; теснота внутренняя, как дым, исчезнет, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты будешь опять ходить в пространстве сердца; приучи себя к незлобию так, как будто бы не ты слушал укоризны, клеветы, обиды, а кто-либо совсем другой или как бы тень твоя; не допускай мнительности. «Я в незлобии своем ходил» (Пс. 25: 1)
Если встретишь от кого-либо из посторонних невнимание и пренебрежение к себе, не оскорбляйся, не обижайся этим, но скажи себе: я достоин того; слава Тебе, Господи, яко сподобил мя еси, непотребного по делам моим, бесчестие прияти от подобных мне сочеловеков.
*
На злого, гордого, заносчивого человека смотри как на ветер и не обижайся его злобой, гордостью, заносчивостью, но будь сам в себе покоен. Враг намеренно раздражает тебя, раздувая страсти человеческие или возбуждая в сердце твоем разные подозрения злого свойства.
*
Господь со Креста говорит тебе: смотри, сколько Я претерпел несправедливости от людей, а ты не хочешь перенести и малой обиды, иногда и справедливой. Ужели ты не хочешь спострадать Мне?
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: Э. Дега. «Обида» / monastery.ru
Просмотрено (30) раз