
Человек и Крест
Лишь через страдания, перенесенные с верой и надеждой, наш ветхий человек, развращенный страстями и призрачными желаниями, тлеет, а новый воскресает.
Братья и сестры, к сожалению, человек может превратиться в эгоиста. В своей бесконечной любви к человеку Бог попустил для него страдания, дабы грех не овладел Его творением и не погубил его окончательно. Страдания и смерть существуют на этом свете как последствия греха. Но если бы их не было в нашем мире, никто бы не перестал грешить и мир сей стал бы невыносимой преисподней.
В страданиях верующий человек зачастую испытывает полную, онтологическую беспомощность и смиряется. Таковой начинает осознавать свой грех и встает на борьбу с ним, даже «до крови»: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12: 4). Таковой внимает апостолу Павлу: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6: 12). Однако человеческое существо, ослабленное грехом, снова подвергается падению: «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притч. 24: 16). Духовная жизнь христианина полна взлетов и падений, умерщвления плоти и страстей вплоть до окончательной земной смерти и индивидуального воскресения. «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15: 31), – говорит святой апостол Павел.
В своей борьбе с грехом верующий ни мгновения не бывает одинок. Напротив, он постоянно укрепляется благодатью Божией. Ее он получает в молитвенной атмосфере Церкви, и, прежде всего, через причащение Тела и Крови Христовых. Но верующий также получает благодать и через молитву малой церкви, то есть своей семьи. Это происходит и в молитве, которую он произносит во всякое время и на всяком месте, когда следует заповеди апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17).
В своей борьбе с грехом верующий ни мгновения не бывает одинок
Сердце человека – это то место, где любит почивать Господь. В нем сосредоточена вся целостность человеческого существа во всех его силах или энергиях, физических и психических. И для того, чтобы ум человека спустился в сердце, молитва должна сопровождаться постом и воздержанием от мирских удовольствий. В противном случае его ум (нус), который является энергией сердца, не может быть сосредоточен на молитве, а простирается вовне.
Борьба со всевозможными помыслами и с воображением, рассеивающим человека в реалиях этого мира, есть самая трудная борьба. Только через чистую молитву, незапятнанную посторонними помыслами, мы переживаем Бога как сострадательную Любовь, простирающуюся ко всем людям и ко всему творению. Молитва, несомненно, есть величайший подвиг христианина. Он нужен для того, чтобы его сердце наполнилось благодатью Божией и испытало радость единения с Богом.
Божественная благодать никогда не покидает человека до конца. Но Бог желает, чтобы человек отвратился от греха и вернул себе полноту Его благодати через покаяние. Святой апостол Павел даже говорит: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20). Если человек борется с грехом, Божия благодать помогает ему его преодолеть. Но если человек пребывает в состоянии греха, которое может привести к бунту против Бога, благодать Божия внушает его сердцу отвращение ко греху и чувство покаяния. Если же некоторые люди ожесточаются в своих грехах вплоть до самой смерти, это не означает, что в их жизни не действовала благодать. Ибо она сама по себе является даром Божиим.
Гордость, это бесовское желание быть подобным Богу, но без Него, унаследованное от Адама, является великим искушением для человека. Человек хочет быть свободным от всякой власти, которая бы довлела над ним, хочет быть хозяином самого себя и окружающего мира. Но свобода и перед Богом порождает в нем несвободу от плотских желаний и благ этого мира, которые его подчиняют. «Самоистукан бых страстьми, / душу мою вредя Щедре, / но в покаянии мя приими, / и в разум призови, / да не буду стяжание, ни брашно чуждему, / Спасе, Сам мя ущедри», – говорится в 4-й песне Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста.
Тот, кто совершает грех, становится рабом греха. Человек может быть по-настоящему свободным только в Боге. Только смирение и послушание делают нас истинно свободными. Все наши жизненные испытания, болезни и страдания попущены Богом, чтобы через них мы приобрели смирение. «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7), – пишет апостол Павел. Лишь через страдания, перенесенные с верой и надеждой, наш ветхий человек, развращенный страстями и призрачными желаниями, тлеет, а новый воскресает, как человек, созданный по образу и подобию Божию. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14), – снова пишет апостол. Крест – уникальный богослов!
Только смирение и послушание делают нас истинно свободными
Но существует и тайна страданий невинных, которую мы хотим рассмотреть в связи с великой тайной Церкви. Тело Христово есть Церковь. Все люди потенциально являются членами огромного церковного организма. Если страдает один член, страдает весь организм. Таким же образом и здоровые члены Церкви помогают нести страдания больных: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15: 1). Если страдание является следствием греха, то невинные иногда страдают из-за греха своих собратьев. Так прославляется Господь. Здесь же приоткрывается и тайна человека, который все несет в себе и не отделен ни от кого и ни от чего. Если бы не было страдания, мы бы не поняли, что такое сострадание.
Приобретение отзывчивого и милостивого сердца, которое молится и сострадает страждущим, в конечном счете является одной из главных задач духовной жизни. Но это именно сострадание, преображенное благодатью Божией, а не нечто мучительное или губящее душу. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», – так поется на воскресной всенощной. Через Крест пришла радость всему миру.
Фото: monastery.ru
Человеческая личность умудряется и возрастает благодаря добровольно принятым на себя или даже выбранным ею испытаниям и страданиям. Святые Церкви жили так, что смогли осуществить переход от чисто индивидуального существования к существованию ипостасному по образу и подобию Второй Ипостаси Святой Троицы. Ипостась и Крест отличают Богородицу и всех святых, монахов, мучеников, верующих, облеченных глубокой верой и полным доверием ко Христу. Во всей своей свободе они следовали за Ним. Пример праведников, святых, благочестивых мирян и добрых пастырей Божиих свидетельствует о том, что их земные страдания преобразуются через Крест. Но страдания нераскаянных грешников, согласно Писанию, бесконечны. Праведность же живет надеждой на светлую встречу с Воскресшим Христом. Он есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9).
Пример праведников свидетельствует, что земные страдания преобразуются через Крест
Литургическая и сакраментальная молитва Церкви и размышления о страданиях в перспективе Креста имеют важное значение для поддержания страдающих в наше время. Наш мир сегодня особо страдает, но христиане верят во Второе и Светлое Пришествие Слова, Сына Божия. Призываю благодать Святого Духа на вас всех, дабы вы могли служить Господу и своим страдающим ближним с еще большей любовью. Аминь.
Митрополит Серафим (Жоантэ)
Перевела с французского Александра Калиновская
Сайт Румынская митрополия Германии
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (11) раз