Выбрать страницу

8 главных страстей, которые грозят смертью. Как их у себя выявить и изгнать

8 главных страстей, которые грозят смертью. Как их у себя выявить и изгнать

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, один из выдающихся христианских аскетов IV–V века, в своем труде «Собеседования аввы Серапиона» называет восемь главных страстей, которые мучают человека, мешают жить и в конечном итоге приводят к духовной, а то и физической смерти. Рассказываем, что за страсти особо выделяет преподобный Иоанн, и даем рекомендации по избавлению от них, которые основаны на многовековом духовном опыте подвижников Православной Церкви.

Что такое страсть?

Страсть нужно отличать от греха. Грех — конкретное единичное действие, а страсть — это укоренившаяся привычка к греху, которая возникает из-за многократного повторения одного и того же порочного поступка. Со временем эта привычка настолько подчиняет человека, что он воспринимает ее как часть своей природы. Даже осознавая, что страсть уже не приносит радости, а лишь причиняет страдания, он не может легко избавиться от нее. В церковнославянском языке само слово «страсть» связано со значением «страдание», указывая на мучительный характер этого состояния.

Иоанн Кассиан подробно описывает каждую из основных страстей, однако, говоря о борьбе с ними, ограничивается общими рекомендациями — следить за собой, строго поститься и усердно молиться. Поэтому представленные ниже конкретные советы о том, что нужно делать для преодоления той или иной страсти, основаны преимущественно на аскетическом опыте других древних и современных подвижников.

1. Чревоугодие

Что это?

Чревоугодие — это не просто переедание, а многогранная страсть, включающая неспособность ждать установленного времени для еды, стремление есть больше, чем необходимо, и привязанность к особенной, изысканной пище. Как пишет об этом Иоанн Кассиан, «чревоугодия три рода: первый понуждает спешить к обеду прежде установленного, законного часа; второй услаждается наполнением чрева и пожиранием некоторых кушаний; третий желает лакомой и отлично приготовленной пищи». Все формы чревоугодия ведут к одной и той же проблеме — чрезмерной привязанности к пище и развитию зависимости от телесных удовольствий. Чревоугодие ослабляет волю, вызывает лень, разжигает в человеке другие страсти, в частности блуда и сребролюбия, следующие в классификации Иоанна Кассиана за чревоугодием.

Как проявляется?

— Частые перекусы, когда нет реальной необходимости.

— Желание нарушить посты или установленные правила питания ради сиюминутного удовольствия.

— Зависимость от еды, зацикливание на ней.

— Готовность тратить время, силы и деньги на удовлетворение потребности во вкусной пище.

— Избирательное отношение к еде, постоянные попытки разнообразить свой рацион чем-то изысканным.

Как бороться?

— Практиковать умеренность в пище.

— Соблюдать посты как духовную и телесную дисциплину.

— Осознать, что еда — это средство поддержания жизни, а не источник наслаждения.

— Благодарить Бога за пищу, осознавая ценность любых продуктов на нашем столе.

2. Блуд

Что это?

Блуд — это чрезмерное влечение к плотским удовольствиям, которое ведет к утрате самоконтроля, беспорядочным половым связям, супружеским изменам и различным извращениям. Как и в случае с чревоугодием, Иоанн Кассиан различает три вида этой страсти: «блудной страсти три рода: первый совершается через смешение полов; второй, за который поразил Господь Онана, сына патриарха Иуды (Быт 38:9, 10), производится без смешения с женщиною, этот род блудной страсти в Св. Писании называется нечистотою… Третий (род), о котором Господь в Евангелии говорит: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28), производится умом и сердцем». Важно, что блудом Иоанн Кассиан называет не только реализацию сексуального желания вне брака, включая мастурбацию, но и услаждение блудными фантазиями. Он отмечает, что блуд — это не только физический грех, но именно страсть, способная проникнуть в сердце и разум. Даже если человек воздерживается от явных поступков, он может согрешать мысленно или тайными желаниями, что также разрушительно для души. Поэтому борьба с этой страстью должна вестись не только на внешнем уровне (избегание ситуаций, дисциплина тела), но и на уровне разума и сердца, очищая помыслы и направляя их на добродетель.

Как проявляется?

— Половые отношения вне брака.

— Измена супругу.

— Самоудовлетворение.

— Мысли и фантазии о плотских удовольствиях.

— Ненасытность, постоянная сексуальная неудовлетворенность.

Как бороться?

— Избегать провоцирующих ситуаций, искушений.

— Развивать внутреннюю дисциплину и самоконтроль.

— Ограничивать контакт с провокационным контентом (порнографией, непристойной литературой).

— Упорядочить образ жизни, избегать праздности.

— Контролировать свои помыслы и чувства.

— Чаще углубляться в духовные размышления

— Укреплять волю через молитву, пост и физическую активность.

3. Сребролюбие

Что это?

Сребролюбие — это нездоровая жажда богатства, когда материальные ценности становятся важнее духовных. Это не просто любовь к деньгам, а глубокая духовная болезнь, проявляющаяся в разных формах: страх потерять нажитое, сожаление о сделанном другим людям добре, безрассудное потребительство. Иоанн Кассиан перечисляет три вида сребролюбия: «первый не позволяет отрекающимся от мира оставить богатство и имущество свое; второй убеждает нас с большею жадностью возвратить то, что нами было расточено или роздано бедным; третий побуждает желать и приобретать то, чего даже и прежде мы не имели».

Как проявляется?

— Привязанность к собственности.

— Опасение за будущее: «А вдруг мне пригодится?», «А что, если я пожалею?»

— Чувство сожаления после совершённого пожертвования.

— Желание компенсировать «потерянное», даже если оно было отдано на благие цели.

— Постоянная неудовлетворённость текущим положением.

— Желание заработать больше, приобрести что-то новое, даже если в этом нет реальной необходимости.

— Погоня за успехом, наживой, необоснованные амбиции, выходящие за пределы разумной обеспеченности.

Как бороться?

— Укреплять веру в Божий Промысл, напоминая себе, что истинное богатство — духовное.

— Развивать навыки милосердия, благотворительности и добрых дел.

— Помнить, что истинная жертва совершается без ожидания вознаграждения.

— Довольствоваться тем, что уже есть, учиться радоваться малому.

— Осознавать, что стремление к бесконечному накоплению ведет к зависимости от материальных вещей.

— Сократить походы в магазины, не посещать торговые центры и маркетплейсы без необходимости.

4. Гнев

Что это?

«Три рода и гнева, — пишет Иоанн Кассиан, — первый пылает внутри, что по–гречески называется θυμός (ярость), второй прорывается в слово и дело и называется ὀργή (гнев)… третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, долгое время, что называется злопамятность». Преподобный определяет гнев как многослойную страсть, имеющую три формы.

Внутренний гнев (θυμός – «ярость») не проявляется открыто, но бушует внутри человека. Это негодование, раздражение, обида, которые пока не выходят наружу, но уже начинают разрушать душу изнутри. Человек может внешне казаться спокойным, но в его сердце уже кипят эмоции.

Внешний гнев (ὀργή – «гнев») уже не сдерживается внутри, а проявляется в словах и поступках. Человек повышает голос, кричит, может даже применить физическую агрессию. Это гнев, который овладевает человеком и направляется наружу.

Злопамятность (долгий гнев, затянувшаяся обида) — возможно, самый опасный вид гнева, так как укореняется в сердце на долгие дни, месяцы и даже годы. Это неспособность простить, накапливание злобы, обиды и негодования, которые становятся привычным внутренним состоянием.

Как проявляется?

Внутренний гнев

— Внезапное раздражение, которое человек до поры сдерживает.

— Подавленные эмоции, которые создают внутреннее напряжение.

— Чувство возмущения, негодования, но без открытого проявления.

Внешний гнев

— Раздражение перерастает в агрессивные слова, крики, ссоры.

— Желание сразу же выразить свою злость, не думая о последствиях.

— Вспышки агрессии, которые могут перерасти в физическое насилие.

Злопамятность

— Человек носит в себе обиду долгое время, не может забыть нанесенного ему оскорбления.

— Возникает желание мстить или унижать обидчика.

— Неспособность примириться даже через длительное время.

Как бороться?

— Вовремя замечать раздражение и не давать ему накапливаться.

— Практиковать терпение и молитву, чтобы гнев не укоренился в сердце.

— Учиться останавливать себя перед вспышкой ярости, осознавать последствия своих слов.

— Приобретать навык краткой молитвы перед тем, как выразить свое возмущение. В современной практической психологии это называется практикой отсрочки реакции.

— Учиться прощать, осознавая, что злопамятность разрушает прежде всего самого человека.

— Чаще вспоминать, что Бог прощает наши грехи, если мы прощаем других.

5. Печаль

Что это?

Печаль — это глубокая внутренняя тоска. Иоанн Кассиан выделяет два вида печали. Оба они разрушают душу, но имеют разные корни и требуют различных подходов к преодолению: «первый происходит после прекращения гнева, или от нанесенного вреда, или когда желание встретило препятствие, не исполнилось; второй происходит от неразумной скорби сердца или отчаяния». Другими словами, первый вид печали связан с разочарованием, неисполнением желаемого и последствиями внешних конфликтов. Она возникает после каких-то событий, которые человек не может изменить или принять. Второй вид печали глубже и опаснее, потому что связан не с внешними событиями, а с внутренней пустотой души. Это неразумная скорбь, когда человек погружается в уныние и отчаяние, теряет надежду и веру.

Как проявляется?

Первый вид печали:

— После гнева, если человек вспылил, но конфликт уже прошел, он может испытывать чувство досады или подавленности.

— После потери, когда человек теряет что-то важное (имущество, репутацию, здоровье), он начинает чрезмерно переживать из-за этой потери.

— Из-за несбывшихся ожиданий, если человек хотел чего-то, но его желание не исполнилось, он может погрузиться в грусть и разочарование.

Второй вид печали:

— Оправдание ничегонеделания тем, что жизнь бессмысленна и никчемна.

— Потеря мотивации, нежелание что-либо делать.

— Навязчивые мысли о безысходности существования, крайнее разочарование в Боге, себе и окружающем мире.

Как бороться?

— Принимать жизненные обстоятельства с верой и смирением, понимая, что не всё в нашей власти.

— Не зацикливаться на прошлом, а направлять энергию на конструктивные действия.

— Благодарить Бога за то, что есть, за каждое мгновение жизни.

— Находить радость в простых вещах, не зацикливаясь на трудностях.

— Чаще обращаться к Богу в молитве, уповать на Его помощь и поддержку даже в самые трудные периоды жизни.

6. Уныние

Что это?

Уныние похоже на печаль, но имеет порой даже более разрушительный характер. Иоанн Кассиан говорит о двух состояниях уныния: «один повергает в сон во время жары (в полдень); а другой склоняет оставить келью и бежать». Таким образом, уныние действует двумя противоположными способами. Первый вид уныния погружает человека в пассивность, вялость, апатию, парализует волю. Время «полуденной жары» означает период, когда человек особенно уязвим: это может быть как физическая усталость, так и духовная «засуха», когда нет желания молиться, трудиться или размышлять. Второй вид этой страсти действует иначе — он не погружает в апатию, а, наоборот, создает беспокойство, неустойчивость, неудовлетворенность текущим местом или обстоятельствами. Человек чувствует, что он не на своем месте, что ему нужно срочно сменить окружение, найти другое занятие, уйти от текущих проблем. Обе формы одинаково опасны, потому что они лишают человека способности осознанно и последовательно жить своей жизнью. Первый вид делает нас бездеятельными, а второй — неспокойными и нестабильными.

Как проявляется?

Первый вид уныния:

— Потеря мотивации, отсутствие желания что-либо делать.

— Апатия, чувство усталости даже без видимых причин.

— Нежелание молиться, вести духовную жизнь или заниматься повседневными рабочими делами.

— Склонность к безделью, прокрастинация.

Второй вид уныния:

— Представление, что любое другое место или деятельность будет лучше.

— Привычка бросать начатое дело, не доведя его до конца.

— Постоянное беспокойство, поиск перемен, нежелание оставаться в тишине с собой.

— Чрезмерная говорливость, стремление заполнить пустоту любыми внешними занятиями.

Как бороться?

Борьба с унынием требует в первом случае — активного преодоления пассивности, во втором — удержания себя от суетливости и бегства, поиска смысла и внутренней устойчивости.

Первый вид уныния:

— Развивать дисциплину, установить строгий распорядок дня.

— Искать смысл в своих действиях, напоминать себе об их конечной цели.

— Использовать физический труд, занятия спортом, чтобы разогнать вялость.

— Не поддаваться желанию «полежать ещё немного».

Второй вид уныния:

— Осознать, что проблема не в месте или окружении, а в моем отношении к этому.

— Научиться доводить дела до конца, не позволяя унынию управлять решениями.

— Развивать терпение.

— Понимать, что бегство не избавляет от проблем, а лишь откладывает их.

Важно отметить, что не всегда подавленность, угнетенность, отсутствие мотивации, нежелание что-то делать, прокрастинация и т.д. имеют духовную природу и бывают вызваны страстями печали и уныния, как их описывает Иоанн Кассиан.

Подобные состояния могут иметь медицинские, физиологические и психологические причины — это, например, депрессия, гормональные нарушения, хроническая усталость, недостаток витаминов или последствия стрессов.

В таких случаях человек может испытывать глубокую апатию, тоску и потерю жизненной энергии не из-за греховной страсти, а вследствие объективных проблем со здоровьем.

Поэтому, прежде чем начинать духовную борьбу с этими страстями, необходимо исключить возможные медицинские причины, проконсультироваться с врачом или специалистом и убедиться, что речь действительно идет о духовном испытании, а не о заболевании, требующем профессиональной помощи.

7. Тщеславие

Что это?

Тщеславие всегда связано с желанием получить признание и похвалу, с зависимостью от чужого мнения. Иоанн Кассиан выделяет два главных вида тщеславия. Во-первых, это тщеславие, связанное с плотскими, видимыми вещами, стремление к признанию через внешние, материальные или физические достижения: человек гордится своим богатством, красивой внешностью, положением в обществе, успехами в спорте или работе. Во-вторых, тщеславие, имеющее отношение к духовным проявлениям, более тонкая форма этой страсти, когда человек хочет, чтобы его хвалили за его высокую духовность, праведность, ум или знания. Второй вид опаснее, так как маскируется под добродетель и ведет к гордыне, когда человек начинает превозносить себя даже за свои духовные достижения. «Тщеславие хотя многолико, разделяется на разные виды, однако два рода его: первый заставляет превозноситься плотскими, видимыми вещами, а второй из-за духовных, невидимых предметов воспламеняет нас желанием суетной похвалы», — пишет он.

Как проявляется?

— Нарочитая демонстрация своего материального достатка, богатства, чрезмерная забота о внешнем виде.

— Хвастовство своими достижениями перед окружающими.

— Стремление рассказывать всем о своих благочестивых поступках, духовных свершениях.

— Постоянный поиск одобрения через демонстрацию своих успехов — духовных или материальных.

— Потеря внутренней самодостаточности.

— Зависимость от одобрения и признания окружающих.

Как бороться?

— Осознавать бренность и временность материальных благ.

— Развивать скромность и умеренность в быту.

— Помнить, что истинная ценность человека не во внешних вещах, а во внутреннем состоянии души.

— Делать добрые дела тайно, без желания признания.

— Искренне служить Богу, а не заботиться о том, как я выгляжу в глазах людей.

8. Гордость

Что это?

Гордость — это возвышение себя над другими, отсутствие смирения и стремление к превосходству. Как и в случае с тщеславием, Иоанн Кассиан различает два рода гордости: плотский и духовный. «Гордости два рода, — замечает он. — Первый плотский, второй духовный, который гибельнее первого бывает. Ибо он особенно искушает тех, которые преуспели в некоторых добродетелях». Плотская гордость основана на внешних достижениях: богатстве, силе, красоте, общественном статусе. Человек, одержимый этой гордостью, считает себя выше других из-за материальных успехов и физических преимуществ. Духовная гордость гораздо опаснее плотской, потому что поражает людей, уже преуспевших в добродетелях. Человек начинает гордиться своей праведностью, постами, молитвами, мудростью и даже своим смирением. В результате он начинает осуждать других, теряет из виду истинную цель духовного пути и впадает в состояние, которое в православной аскетике называется прелестью — духовное заблуждение, самообман, в котором человек принимает ложное за истинное, злое за доброе, а сатанинское воздействие — за Божественное вдохновение.

Как проявляется?

— Восхищение своим телом, физической силой, внешностью.

— Высокомерие из-за материального богатства или власти.

— Унижение других людей, которые кажутся менее удачливыми.

— Пренебрежение к простым или бедным людям.

— Чувство превосходства над окружающими из-за своей «высокой духовности».

— Осуждение «менее добродетельных» людей.

— Желание поучать, исправлять других, но без любви и смирения.

— Убежденность в собственной непогрешимости.

Как бороться?

— Осознавать, что материальные блага временны и не делают человека лучше.

— Развивать смирение, помогать нуждающимся.

— Напоминать себе, что всё, чем человек обладает, дано ему Богом и может быть отнято.

— Помнить, что все добродетели и духовные таланты — это тоже дар Божий, а не личная заслуга.

— Помнить, что чем больше человек приближается к Богу, тем яснее он видит свою слабость и греховность.

Общие рекомендации и средства борьбы со всеми страстями

Борьба со страстями, по Иоанну Кассиану, — это процесс, который происходит в несколько этапов, с постепенным ослаблением и искоренением одной страсти за другой. Преподобный сравнивает борьбу со страстями с битвой на арене: сначала нужно победить самых сильных противников, а затем более слабые падут легче.

Каждый человек имеет свою главную, самую сильную страсть, которая больше всего мешает его духовному росту. Именно на ее преодолении следует сосредоточиться в самом начале и лишь потом, после победы над ней, переходить к следующим, более слабым страстям. То есть если человек подвержен гневу, он должен направить все усилия на него, прежде чем бороться, например, с печалью или тщеславием.

Универсальными средствами для борьбы со всеми страстями Иоанн Кассиан называет пост и молитву. Ограничение в пище помогает укрощать телесные желания и дисциплинировать волю, а молитва укрепляет человека и дает ему духовную силу, необходимую для победы.

Священник Евгений Мурзин
Источник: Журнал Фома

Фото на заставке: Dimitri Kolpakov on Unsplash

Просмотрено (0) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира... далее Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреляБлаговещение Пресвятой Богородицы далее » Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

12 апреля — Лазарева суббота далее »

13 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »