
Мнози борют мя страсти…
В чем отличие между грехом и страстью? Как страсти связаны между собой и как бороться с помыслами? Беседуем с клириком храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, доцентом Сретенской духовной академии иереем Павлом Сержантовым.
– Отец Павел, благословите. Объясните, пожалуйста, что такое страсть. В чем отличие между грехом и страстью?
– Бог да благословит! Пожалуйста, – повторяемый грех становится страстью. Грех, который человек полюбил, оправдал, вырастает до размера страсти. Страсть – это хроническая духовная болезнь. Бывают грехи чудовищные, которые в одночасье убивают духовную жизнь в человеке. И бывают хронические духовные болезни, с ними надо бороться, они смертельно опасны.
– Каким образом страсти связаны между собой?
– Одна страсть может быть причиной другой страсти. Например, из-за чревоугодия к человеку приходит блудная страсть. По причине сребролюбия к человеку захаживает страсть печали мирской: ему не удалось какое-то имущество заполучить, и он печалится от неудовлетворения жадности.
Но страсти и конкурируют между собой. Допустим, человек болеет страстью чревоугодия, но страсть тщеславия ему не позволяет переедать на людях. И такой человек ведет себя воздержно, чтобы показаться постником. В этом случае одна страсть другую подавляет. Отсюда вопрос о том, какая страсть у меня господствует? Эта страсть подчиняет себе остальные страсти. Страсть тщеславия особенная, «тщеславие питается добродетелями». Здесь цепочка не от одной страсти к другой, а например, так: добродетель щедрости используется как повод к тщеславию. Чем больше помогаешь, тем больше тщеславишься, потом уже начинаешь прямо «помогать напоказ».
А вообще страсти представляют собой безумные устремления человека, и поэтому в них какого-то идеального порядка искать не приходится. Этот порядок ситуативный. Он то возникает, то разрушается. Это не какая-то четкая система, во всех случаях одна и та же.
– Апостол Павел пишет в своем Послании: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12: 4). То есть христиане призваны сражаться, подвизаться. С чего начинать эту борьбу?
– Святитель Феофан Затворник советует начинать борьбу с господствующей страсти. Определить, кто мой главный враг, и сосредоточить усилия на нем. По ходу борьбы могут активизироваться какие-то другие страсти. В таком случае переключаемся на наиболее активную страсть, даем ей отпор и потом снова занимаемся главной страстью. Если рассредоточивать свои силы во все стороны, то не так эффективна борьба.
– Святитель Феофан Затворник, которого Вы упомянули, говорил: «Страсти что суть Богу? – Враги». И в другом месте: «Страсти суть главные наши враги, их-то особенно надо нам и побивать, против них-то направлять всю воинственную духовную силу, или все наше духовное всеоружие». Объясните, в чем конкретно это должно заключаться?
– На нашем пути к Богу есть препятствия – это грехи и страсти. Как их преодолевать? Возьмем гордость: страсть очень хитрая, сильно маскирующаяся. Гордость порой отслеживается только по ее последствиям. Например, по обидчивости. Это психологически можно воспринимать как черту характера, а можно – как проявление гордости. И борьба с гордостью в этом случае будет выстраиваться вокруг преодоления обидчивости. Я на кого-то обижаюсь, ловлю себя на этом и начинаю сопротивляться – молитвой об этом человеке, молитвой о себе, страдающем гордостью. В молитве призываю Господа помочь этому человеку, а не покарать его. Так гордое сердце смягчается, отравляющие его обиды постепенно из него уходят.
Я на кого-то обижаюсь, ловлю себя на этом и начинаю сопротивляться – молитвой об этом человеке, молитвой о себе, страдающем гордостью
Борьба со страстью строится от самого простого до самого сложного. Вначале идет борьба со страстью на уровне дел. То есть я могу по гордости на работе добиваться стать начальником любыми средствами, чувствовать себя над всеми. Если я это начинаю понимать, то запрещаю себе планировать и реализовывать то, что заряжено гордостью. Борьба может быть и на уровне слов: за чаем человек рассказывает мне какую-то историю, мне хочется перебить его, сообщить ему свое «компетентное» мнение. Но я понимаю, что это проявление гордости и сдерживаю себя. Исхожу из того, что человек мое мнение не спрашивал, поэтому навязывать ему свои взгляды из одной гордости не буду.
Самое тонкое сопротивление страсти – на уровне помышлений. Человек может в своих поступках как-то себя удерживать от страсти, на словах контролировать этот момент, но при этом давать волю разгуляться страсти внутри себя. Как бороться гордыми мыслями? Есть в жизни человека какие-то эпизоды, за которые стыдно. Когда приходят какие-то гордые мысли, в этот момент нужно вспомнить пару некрасивых историй из своей жизни и пояснить себе, что нет никаких причин над другими людьми превозноситься.
– В книге под названием «Как аскетика помогает нам в повседневной жизни» Вы написали: «Бог ждет от нас покаянной борьбы со страстями». Объясните, пожалуйста, что это значит.
– В данном случае объединены две ступени лествицы духовного восхождения – покаяние и борьба со страстями, выше этих ступеней – жизнь в священном безмолвии. В святоотеческой аскетике больше всего рассуждений об этой борьбе. Обычно борьба со страстями идет неровно. Порой человеку удается отбить атаку страсти, а порой – нет, и тогда страсть побеждает его. Когда человек поборол страсть, тщеславие начинает как бы со стороны нашептывать: «Ты такой духовно крепкий». И если человек поддается этим помыслам, то он хорошее дело портит тщеславием. В случае успешной борьбы отцы советуют воздать хвалу Богу за это, а не приписывать победу себе.
А если отбиться от страсти не удалось, то к человеку приступает уныние и начинает нашептывать: «Опять ничего не получается. Евангельский идеал недостижим, христианин из тебя никакой».
При неудаче в борьбе наш путь – это не путь уныния, а через смиренное признание перед Богом своего бессилия, через покаяние мы возвращается к борьбе со страстями. Так что на пути духовного восхождения покаяние предшествует борьбе со страстями. И в жизни часто бывает: покаяние предшествует этой борьбе, на каком-то этапе борьба не удается, страсть победила, и тогда человек превращает свое поражение в победу, если прибегает к усердному покаянию. То есть покаяние с борьбой перемежается.
– Часто на богослужении можно услышать такие строки: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой». То есть христианин должен просить помощи у Бога в этой борьбе?
– Да, потому что своих собственных сил и помощи от других людей недостаточно. Страсти – это мощные энергии, за ними стоят бесовские полчища, за ними стоят многолетние дурные привычки. В борьбе со страстями человек должен прибегать ко всемогущей помощи Божией. Об этом свидетельствуют и русские подвижники, преподобный Василий Поляномерульский говорит, что молитва Иисусова нужна монаху не только на келейном правиле, но и как молитва в час духовной брани. Это меч, которым отсекаются страсти. При нападении страсти, при повторяющихся прилогах страстного помысла человек отсекает прилоги мечом молитвы, кратким обращением к Богу о помиловании, о Его помощи. Священно-безмолвствующие подвижники могли себе позволить собеседовать со страстным помыслом, не впадая в грех. Но для начинающих духовную жизнь общий совет – нападения страстных помыслов отсекать краткой молитвой.
– Вы предварили мой следующий вопрос о борьбе с помыслами. Что здесь важно? Как с ними бороться?
– Бороться молитвой, сознавая, что страстные помыслы – это внешнее воздействие на меня. Важно не отождествляться с помыслами, если в голову лезут мысли кощунственные, горделивые… Надо провести жирную черту между собой и тем, что сейчас у меня в сознании начинает звучать, непрошенное, нежданное: «Господи, то, что сейчас я слышу внутри, я с этим не согласен. Я – Твой служитель, я Тебя люблю, помоги мне и сохрани меня в час брани». Просто повторять: «Господи Иисусе, помилуй меня, гордого».
Важно не отождествляться с помыслами, если в голову лезут мысли кощунственные, горделивые
И еще встречается совет в адрес нападающего врага обратиться с гневом. Способность гневаться на то и дана, чтобы сопротивляться греху, отбиваться от бесов. За счет гнева более эффективным становится дистанцирование от греховных помыслов. Можно сказать: «В моем сознании сейчас зазвучали непрошенные слова, я с ними не согласен». А можно сказать с негодованием: «Мне не нравится этот помысел. Это вражье, анафема этим словам».
Когда к преподобному авве Дорофею приходили помыслы не советоваться с его духовником, он говорил помыслу: «Анафема тебе и мудрованию твоему». Гневные слова! Если я гневаюсь на другого человека, я согрешаю. Если я гневаюсь на прилог страстного помысла, то не согрешаю. Наоборот, это полезно, чтобы отцепиться от липучих помыслов, которые мне набрасывают.
– Какую литературу Вы посетовали бы на эту тему?
– По поводу страстей хорошая панорама святоотеческого учения собрана в книге С. М. Зарина «Аскетизм». Удачная книга Ж. К. Ларше «Исцеление духовных болезней». Это своего рода энциклопедии борьбы со страстями на святоотеческом материале. В русском переводе «Добротолюбия» весь второй том посвящен теме борьбы со страстями.
– Можно ли мирянам использовать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника в качестве духовного учебника по борьбе со страстями?
– «Лествица» изначально написана для общежительных монахов. Но многое в жизни общежительного монашества и в жизни мирян похоже, хотя и отличия, конечно, есть. С учетом этой разницы пользоваться ею можно и нужно. Но, должен сказать, «Лествица» – непростое чтение. Может быть, кто-то, читая «Лествицу», почувствует, что сложновато идет, пока не получается. Надо спокойно к этому отнестись и подобрать другое чтение, например, книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В ней собраны письма к семейному человеку, может быть, она лучше объяснит тему борьбы со страстями. Из литературы аскетической всегда можно выбрать что-то надежное и доступное.
– В некоторых святоотеческих источниках говорится про подвижников, которые борются со страстями всю жизнь, до смерти. Получается, страсти могут восстать в любой момент, вплоть до самой смерти?
– Да, отцы говорят: «До кончины никого не ублажай». Как бы высоко человек ни взошел, он может пасть. Борьба со страстью идет на уровне дел, слов и помышлений. И, бывает, человек боролся со страстью гнева, был успех в очищении души от гневных дел, слов, мыслей. Но где-то в глубине осталось тлеть злопамятство – производная от гнева страсть. Потом вдруг нахлынули воспоминания, и гнев запылал в искрометном вихре помыслов. В духовной жизни не бывает так, что человек понес какие-то труды и получил несгораемый запас духовных сокровищ, гарантированное бесстрастие.
Все динамично, может меняться, подвижники часто говорят о непрестанных духовных усилиях. Встречается понятие непрестанной молитвы, оно восходит к словам апостола Павла из Первого послания Фессалоникийцам (см.: 1 Фес. 5: 17). Кроме того – покаяние непрестанное. Даже подвижники очень высокой жизни хранили в себе покаянное настроение до последнего часа. То же самое можно сказать и о борьбе со страстями, она тоже непрестанная, хотя и может выходить на какой-то более высокий уровень, становиться борьбой с очень тонким страстным помыслом. Например, есть страсти грубые: чревоугодие, блуд. Справившись с этими страстями, человек, по милости Божией, может переходить к страстям гораздо более трудноуловимым, таким, как тщеславие. Чем больше у человека успеха в борьбе со страстями, тем больше тщеславие имеет повод ему вредить, нахваливать его. Бывает борьба со страстями трудноуловимыми, маневренными, здесь не стоит расслабляться. Но это не значит, что в борьбе всегда одинаково трудно. То есть человек вырабатывает навык в этой борьбе, ему становится легче. Навык борьбы и прямая Божия помощь облегчают эту борьбу. Но поначалу себя приходится заставлять, потом внимательно следить за ситуацией и просить духовника со стороны подсказывать, где опасность от страстей. Но борьба со страстями весьма угодна Богу, и Он благословляет ее, призывает к ней и помогает в ней.
– Благодарю Вас, отец Павел!
– Да хранит вас Бог!
Иерей Павел Сержантов
Беседовала Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (7) раз