
Открывая дверь ко спасению
Великий Четверг – особый день в году, когда Святая Православная Церковь вспоминает установление главного своего таинства – Святой Евхаристии.
Великую Среду Спаситель провел в уединении, и приблизился день, в который надлежало заколать пасхального агнца. Закон назначил для заклания пасхального агнца день 14 нисана, время «между вечерами» или около солнечного заката. Но относительно смысла этого выражения книжники и законники спорили и разделялись во мнениях: согласно одному, нужно понимать это выражение в смысле промежутка между солнечным закатом и сумерками, согласно другим – в смысле промежутка между явным наклоном Солнца и действительно закатом. Последнее мнение, по-видимому, более правильно. Пасхальная вечерня могла совершаться в обычный час ужина.
Весь этот день проходил в Иерусалиме шумно и хлопотливо, потому что не только местные жители, но и все прибывающие богомольцы хлопотали о покупке, заклании и приготовлении агнца. Позаботились о том и ученики Христа – рано утром они спросили своего Учителя, где бы Он хотел есть пасху? Спаситель велел апостолу Петру и Иоанну идти в Иерусалим и указал им, что при входе в ворота они встретят слугу с кувшином воды (это был необычный случай – воду обычно носили женщины, мужчины никогда к кувшину не прикасались) и, следуя за ним, они придут в дом, хозяину которого должны передать о намерении Учителя есть в этом доме пасху со Своими учениками. Хозяин этот, по-видимому, Иосиф Аримафейский, тотчас предоставил в их распоряжение готовую горницу с накрытыми столами. Там они нашли все, как сказал им Господь.
Когда Христос и остальные ученики прибыли в этот дом, то вечеря уже была готова. Обычай есть пасху стоя тогда был уже забыт. Возлежание за столом считалось наиболее удобным, поэтому каждый гость лежал во всю длину, облокотившись на левую руку так, чтобы правая могла быть свободной. На Востоке во всяком доме часть пола покрывалась коврами, и при входе в комнату все снимали обувь, и все ученики так и сделали. Сам Господь встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял сосуд с водой, полотенце и молча начал умывать ученикам ноги. Смущение повергло их в глубокое молчание, пока Он не дошел до Петра, волнение которого выразилось в изумленном вопросе: «Господи, Тебе ли умывать мне ноги? Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Ты ли будешь умывать ноги недостойного Петра?» Христос отвечал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Ученик далее воскликнул: «Господи, не только ноги мои, но и руки, и главу!» Ученики по окончании умовения заняли места за вечерей, рядом с Учителем был Иоанн, а по другую сторону, по-видимому, лежал Иуда Искариотский.
Когда началась вечеря, Спаситель стал объяснять им значение Своего действия как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг ко другу. Христос прямо объявил во всеуслышание: «Один из вас предаст Меня», и каждый, чувствуя некоторую неуверенность в себе, спросил Учителя: «Не я ли, Господи?» Иуда также спросил: «Не я ли?» – и получил ответ: «Ты сказал», но этот ответ не был замечен учениками. Петр спросил Учителя, кто именно предаст Его. Христос ответил ему: «Тот, которому Я, обмакнув кусок, подам», и затем действительно, обмакнув кусок, подал Иуде. Христос сделал последнее обращение к совести Иуды, сказал: «Что делаешь, делай скорее», и тот поспешно вышел из-за стола и скрылся в темноте ночи, остальные же подумали, что Учитель послал его за покупками к празднику.
Предательство Иуды. Фрагмент фрески Ватопедского монастыря на Афоне
Далее Христос с облегчением сердца воскликнул: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13: 31). Час этого прославления уже настал, но достигнуть его предстояло путем унижения и муки. При этом Христос дал новую заповедь ученикам, исполняя которую они составят общество, отличное от других, – чтобы они любили друг друга. Далее Он открыл ученикам о предстоящих ужасах, предсказывая им все, что случится в эту ночь, и что они рассеются. Но Он встретит их в Галилее по Своем Воскресении. «Я есмь, – сказал Он, – путь, истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 14: 6–7).
Час прославления уже настал, но достигнуть его предстояло путем унижения и муки
Но самым важным событием во время Тайной Вечери было установление Христом таинства Евхаристии как благодатного средства единения верующих с Богом. Спаситель в утешение оставил ученикам таинство Святого Причащения. Во время вечери Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мф. 26: 26). И взяв чашу, благословил, подал им и сказал: «Пейте от нея вси, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 28). Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, что и делает Православная Церковь на протяжении более 2000 лет.
Но вот вечеря и прощальная беседа кончились, и Христос сказал ученикам: «Вставайте, пойдем отсюда», и они встали и вместе с Учителем запели один из псалмов царя Давида. После песнопения Он еще раз обратился к ученикам Своим со словом назидания и утешения. Он говорил им о необходимости теснейшего единения между ними и любви. И любовь эта должна иметь свой источник в Нем, так как Он есть истинная виноградная лоза: «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).
Великий Четверг – это ключевой день Страстной седмицы, последний перед арестом Спасителя. События в городе и храме поколебали веру не только окружавшего Христа народа, но и некоторых учеников, ожидавших от Спасителя, что Он в том числе и вооруженной борьбой установит Свое Царство на земле. Но Спаситель утверждал, что Царство Его не от мира сего. Только в общении с Ним мы обретем спасение, ради этого одного Он и пришел на землю – не для того, чтобы сделать нас святыми, или счастливыми, или богатыми, но Он пришел, чтобы открыть нам дверь ко спасению. И основным средством к тому является таинство Тела и Крови Его, таинство Святой Евхаристии, которое мы торжественно празднуем в этот день, в Великий Четверг. С этим праздником я вас сердечно поздравляю! Аминь.
Иеромонах Филарет (Трунин)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: megamarket.ru
Просмотрено (4) раз