
Великая Пятница. Слово перед Святой Плащаницей
Дорогие братья и сестры, мы стоим перед Святой Плащаницей, перед образом Господа, снятого со Креста.
Сегодняшнее богослужение дает нам возможность стать свидетелями тех страшных и вместе с тем удивительных событий, произошедших почти две тысячи лет назад.
«Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: испытуяй сердца и утробы [Господь наш], неправедно испытуется, Пилату предстоит; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается, судяй живым и мертвым».
«Вся тварь [Все творение] изменяшеся страхом [изменялось от страха], зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся».
Ужасающими были природные явления, явления внешнего мира, но великой и тягостной была и душевная мука тех, кто был верен Господу, кто исповедовал Его «Христом, Сына Бога живого» (Мф. 16: 16), однако теперь видел то, что могло поколебать эту веру, что заставляло недоумевать.
Исполняются слова пророчества, сказанные Симеоном Богоприимцем Божией Матери: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).
И в каноне на плач Пресвятой Богородицы мы слышим, как утверждается вера Пресвятой Богородицы в Промысл Божий, силу и милосердие Божие, истинность Воскресения Христова сквозь отчаяние, недоумение и сомнение:
«Болезни и скорби, и воздыхания обретоша Мя, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, на́га и уединена, и воня́ми помазана мертвеца» (Песнь 5, на «И ныне»).
«Где благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше; Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижу Тя, на́га и уязвлена мертвеца» (Песнь 7, тропарь 1).
И происходит удивительное: «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь? Ибо Мое творение хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебя возвеличу, яко Бог небесе и земли» (Песнь 9, на «Слава»).
И эта открывшаяся тайна спасения, (озаряет Её душу), отзывается в душе Пресвятой Богородицы:
«Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко, создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, но Воскресением Твоим, Спасе, поми́луй всех нас» (Песнь 9, на «И ныне»).
Так сквозь великую скорбь этого дня, когда и «Небесныя силы ужасошася страхом», мы столь отчетливо слышим о грядущем Воскресении Христовом. Это исповедание Божией Матери происходит от глубокой веры, и именно вера чистого и сострадательного сердца Богородицы смягчала величайшую боль, побеждала грозящее унынием неведение, что же будет дальше. Ведь «в то время за тупиком смертного конца мало кто прозревал [предвидел] зарю воскресения и понимал, что Божия Любовь «Крестом, даровав прощение, открыла человечеству Рай и Вечную радость».
«Состраданием к распятому Праведнику вера покорила [и] сердце разбойника, и он вслух всех присутствующих исповедал Его Сыном Божиим, обретя верой рай».
«Вера свидетельствуется подвигом жизни, и ее не могут поколебать ни торжество зла, ни страх перед страданием, никакие превратности жизни. Матерь Божия и возлюбленный ученик и жены-мироносицы пример тому».
Сегодня наша вера, торжествует знанием в ожидании ликующей вести о Его воскресении. Наша вера покоится на опыте Церкви, на опыте ее святых, обретших подвигом жизни очевидность спасительных плодов Христова Воскресения.
Будем укрепляться в этой вере и, внимая словам богослужения, восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, … и Святому Воскресению». Аминь.
Игумен Иоанн (Лудищев)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (7) раз