«Благословите, батюшка!» | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

«Благословите, батюшка!»

«Благословите, батюшка!»

Для многих людей священник — человек не от мира сего. Некоторые очень удивляются, когда узнают, что батюшка поехал в отпуск, строит дачу или ведет страничку в соцсетях. Действительно ли священники святее обычных людей? На этот и другие вопросы, связанные со священством, отвечает протоиерей Владимир Гофман.

Откуда пошло таинство Священства, как оно сложилось?

— Во все времена во всех религиях мира были своего рода посредники между людьми и богами — служители культа, жрецы. Они возносили молитвы Божеству, приносили жертвы. Конечно, православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно ведет свое родство от священства ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в Землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане.

Итак, священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Рождества Христова, когда евреи выходили из египетского рабства в Землю Обетованную. Тогда на горе Синай Бог дал Моисею, который был избран Им для общения, знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, которыми определялась религиозная и гражданская жизнь людей. «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). Господь избирает и первого священника — Аарона, брата Моисея, говорит, как приносить жертвы, как устроить первый храм, как одеваться священнику и как входить в святилище. «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (Лев 16:2–4). Позже по образцу походного храма — скинии — царь Соломон построил в Иерусалиме великолепный храм. В богослужении участвовал весь народ, но совершать его могли только священники.

Новозаветные священники, как уже говорилось, служат Тому же библейскому Богу. Но способ и смысл служения изменились. Конечно, не всякий человек становится священником — лишь тот, кто решил посвятить свою жизнь этому служению и над которым совершено таин­ство Священства. Совершать его может только епископ. Во всех религиях, во все времена, у всех народов жертву богам приносит человек. В христианстве Бог приносит Себя в жертву за людей. Голгофская жертва Христа принесена за грехи людей и во их спасение. Именно с Голгофой связано служение новозаветного священства. Во время главного христианского богослужения — литургии — по молитве верующих со священником во главе жертву приносит Сам Христос, приносит, как уже говорилось, Самого Себя. Затем христиане соединяются со Спасителем, причащаясь Его Тела и Крови.

Когда вижу священника в облачении, всегда испытываю особые чувства: благоговения и даже страха. Этот человек мне кажется чуть ли не святым. В какой-то степени это даже мешает полноценному общению с батюшкой. Действительно ли священники святее обычных людей?

— Нет, конечно. Сколько угодно примеров в лике святых людей, не посвященных в священство (целый сонм мучеников). Но есть, конечно, святые, которые при жизни были священниками (праведные, преподобные, священномученики). Так что общаетесь вы с обыкновенным человеком, но когда участвуете в таинствах, тут священник — совершитель таинства, а вы — участник. Священник через хиротонию получил право совершать все таинства, кроме таинства Священства: Крещения, Покаяния, Елеопомазания, Причащения, Венчания. Только этим он и отличается от мирян. А то, что вы испытываете при виде священника в облачении чувство благоговения, это касается не его лично, а его священного сана.

Моя мама верит в Бога, молится, читает православную литературу, ходит в храм, где просто молится, не исповедуясь и не причащаясь.  К священнику она не обращается. Говорит, что ей не нужны посредники между ней и Богом. Как переубедить ее?

— Вообще-то, посредником священник считается в католической церкви. Православное учение не называет священника посредником между Богом и человеком. Отцы Церкви говорили, что Бог спасает нас не без нас. То есть в нашем спасении Господом участвуем мы сами, без всяких посредников. И для общения с Богом посредник не нужен. В нашей Церкви священник — предстоятель верующих перед Богом (то есть только стоящий впереди), он же помощник людям в их духовной жизни и еще совершитель таинств. И даже в совершении таинств он не посредник, потому что благодать в таинствах подает не он, а Сам Господь, и получение людьми этой благодати зависит не от него, а от того, насколько сами люди молятся искренне и сердца их через покаяние готовы к таинству. Прийти в храм помолиться, конечно, никому не возбраняется, тут и священник не нужен. Но верующий человек ждет от посещения храма большего, а без руководителя на этой дороге можно и заблудиться, не заметив того. Священник в Православной Церкви не посредник, а участник. Как объяснить это вашей маме? Пусть почитает Закон Божий, там написано, зачем нужен священник, пусть хоть раз и со священником поговорит. А как верующий человек без таинств обходится? В нашем Символе веры есть слова: верую «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Что значит верую в Церковь? Это значит, я ей полностью доверяю. Она же мне дает возможность участвовать в таинствах — исповедаться, причащаться. Она учит меня, что без этого я не спасусь. Как же ваша мама думает спасаться без Церкви? Она ходит в храм, но Церковь больше храма. Поговорите с ней по душам. Лучше вас никто этого не сделает.

Мой сын хочет стать священником. А мне кажется, что он слишком замк­нутый для такой профессии мальчик. Кому ни в коем случае не стоит избирать этот путь?

— Не знаю, сколько лет вашему сыну. Может быть, это игра, когда подросток видит человека, облаченного в необычные одежды, совершающего необычные действия, и ему хочется походить на него. Но ведь может быть это и призванием. Пусть воцерковляется, учится молитве, любви к церковной службе, исповедуется и причащается Святых Таин, а когда придет время, решит сам — поступать ему в духовную семинарию или пойти другим путем. Замкнутость не препятствие на пути к священству. Да и будет ли он замкнутым к 17–18 годам? Многое может измениться. Он должен знать главное, что священство — это не работа, это служение Богу и людям, в каждом из которых он призван видеть образ Божий. Из умения видеть этот Образ проистекают и все необходимые священнику качества, главное из них — любовь. Не будет ее — не будет и настоящего священнослужителя.

Хожу в храм. Очень хочу иметь духовника, но не знаю, как его выбрать и как попроситься к нему в духовные чада. Посоветуйте!

— Прежде всего, молиться, чтобы Гос­подь послал такого священника. И это непременно случится. Через сердечную молитву и поиск Господь обязательно укажет священника, в котором вы найдете доброго пастыря, добросовестно исполняющего свой долг, помнящего слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер 48:10), которому вы сможете доверить свою душу и который поможет вам на  нелегком пути к ее спасению. Духовное наставничество, отношения духовника и его духовных чад вопрос очень непростой. Об этом писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов). Коротко же можно сказать, что послушание должно быть обоюдно разумным — как со стороны священника, так и со стороны пришедшего к нему человека. При выборе духовного наставника стоит почаще вспоминать народную мудрость: семь раз отмерь, один — отрежь.

Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия

Фото на заставке: nne.ru

Просмотрено (26) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов