
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
О встрече самого главного праздника церковного года – Святой Пасхи рассказывает насельник Сретенского монастыря иеромонах Платон (Кудласевич).
– Отец Платон, благословите. Почему Пасха – главный праздник для православных? В чем ее смысл?
– Это главный праздник, потому что Христос воскрес. Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15: 17). Он воскрес, значит, все имеет огромный, важный смысл. Господь не напрасно воплотился, жил на земле, пострадал, воскрес и дал нам всем возможность вечной жизни с Ним в будущем. Но мы имеем возможность жить с Богом, в том числе и здесь, на земле. Мы можем получать благодать Святого Духа. Господь говорит: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16: 7). Мы получаем благодать в церковных таинствах. В молитве церковной мы можем получать утешение, милость и помощь Божию каждый день. Если у нас открытое сердце и мы ищем Бога, Он даст нам Свою благодать.
– Как правильно, духовно подготовиться к празднику Пасхи и ее встретить?
– Мы готовились к Пасхе Великим постом. Церковь установила почти пятьдесят дней Великого поста. Мы молимся, поклоны делаем, следим за своей духовной жизнью, исправляемся. Мы стараемся быть хоть немножко похожими на святых, на тех угодников Божиих, чью память мы совершаем по великопостным воскресеньям: на преподобную Марию Египетскую, на преподобного Иоанна Лествичника, на святителя Григория Паламу и на многих-многих святых нашей Церкви. Они были близки к Богу, а мы через свои привязанности, через свои грехи отдаляемся от Бога. И борясь с грехами, становясь все более независимыми от наших всяческих потребностей, мы можем приблизиться к Богу. Это возможно через молитву, через покаяние, через таинства. Так мы и готовимся к этому празднику праздников.
Борясь с грехами, мы можем приблизиться к Богу
Но даже если человек не готовился, мы слышим в прекрасном пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста: «Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси». Пасха Святая – для всех. Только те люди, которые не постились, себя, конечно, окрадывают теми дарами, которые они могли получить в течение Великого поста. Но радость Господь всем так или иначе дарует. Пока мы здесь живем, мы можем менять свое состояние, свою будущую участь. Поэтому, конечно, мы должны использовать возможность по полной.
Важно прийти в храм на пасхальное богослужение, приобщиться Телу и Крови Христовым, к пасхальной радости. Дальше мы эту радость распространяем, поздравляем друг друга, дарим подарки, приветствуем друг друга: «Христос Воскресе!» Радости в этот период у нас много. Хорошо приходить в храм каждый день на Светлой седмице. Мы весь Великий пост постились, каялись, исправлялись. Пасха – такой праздник, когда нужно радоваться и принимать в себя воскресшего Спасителя. На Светлой седмице наше священноначалие призывает причащаться без Исповеди тех, кто регулярно ходит в храм, кто постился и не совершил серьезных грехов. Если мы опять будем выстаивать длинные очереди на Исповедь и на Светлой седмице, это будет неправильно. Нужно в храме, дома, везде, где мы находимся, эту радость распространять.
– Отец Платон, как объяснить смысл праздника Пасхи неверующим или нецерковным людям?
– Если человек неверующий или нецерковный, наверное, нужно поделиться своим пониманием этого праздника, тем, что сделал наш Спаситель через Свою безмерную любовь к людям, рассказать, может быть, немножко о жизни Христа. И если мы это будем делать честно, открыто, тогда и другой человек, уважая наш выбор, возможно, прислушается к нашим словам. Может быть, у него в жизни тоже что-то изменится, и его мировоззрение придет ко Христу. Нужно делиться с людьми своей верой, тем, что нам приносит радость и дает силы. И люди на это откликаются.
Фото: monastery.ru
Если мы какое-то определение из катехизиса озвучим, то человек может даже не понять, о чем это. А если мы расскажем о том, что действительно нас трогает, может быть, что-то полезное для него в этом будет. Но, с другой стороны, если человек агрессивно настроен к храму, перед таким, конечно, не надо метать бисер. В таком случае не надо бросаться словами, кулаками махать. Если человек плохо настроен, ему это безразлично, просто скажите доброе слово, подарите пасхальное яйцо, кулич, свое внимание, улыбку. И этого для него будет достаточно, это больше, чем всякие слова.
– Почему некоторые люди не чувствуют радости от наступления праздника Пасхи, и что в этом случае делать?
– Как мы можем радоваться, когда внутри у нас злоба, раздражение? Какая может быть тогда пасхальная радость? Пасха и есть Пасха. Праздник произошел? Произошел. Радость в мире, в Церкви, везде есть? Есть. Не чувствуем? Ну, ничего страшного. Есть причина к тому, которую мы можем устранить? Давайте устраним. Нет причины? Значит, как есть. Если искать чувства, это может рано или поздно нас завести в какой-то тупик и, скорее всего, в прелесть. Тогда мы будем искать от молитвы не обращения к Богу, а какого-то молитвенного чувства, умиления. Это неправильно, мы не ищем чувства. Есть радость? Слава Богу. Нет радости? Значит, наступит позже. За все слава Богу. А преподобный Паисий Святогорец давал такой совет по этому поводу: «Чтобы пришла настоящая радость Воскресения, надо возделывать в себе радостотворную печаль. Если мы благочестиво и в умилении проживем Страстную седмицу, то в духовном ликовании и священном веселии встретим Святое Воскресение».
– Нужно ли как-то пытаться удержать пасхальный настрой, когда человек приходит домой и разговляется?
– Всё имеет свойство заканчиваться. Мы пришли в храм, служится ночная Литургия. Вроде бы нам телесно тяжело стоять, иногда душно и прочее. Но это же минуты, которые бывают раз в году. Этим надо дорожить и радоваться. Как мы это можем удержать? Да никак. По милости Божией. Если Господь даст нам на следующий день такую радость, она будет. Не даст, ничего страшного. Давайте время в храме использовать на пользу. Мы постились много дней, молились, поклоны клали. И сейчас у нас радость. И не надо думать: вот, сейчас приду домой, буду разговляться. Надо радоваться каждой минуте молитвы, находясь в храме. Пойдем домой уставшие, зато мы приобщились пасхальной радости. Будем о ней помнить. Будем благодарить Бога за прошедший период, за силы, которые Он нам дал, за молитву, за торжество, на котором мы были, – за всё.
Фото: monastery.ru
– Почему богослужение пасхальной ночи такое динамичное? Некоторые священники буквально бегают по солее.
– На Пасху у нас такие напевы радостные, быстрые. Долгие и мелодичные у нас были службы постовые. Торжественные и быстрые как раз к Пасхе относятся. Некоторые священники бегают быстро от радости, а кто-то – чтобы успеть за это время быстрого пения. Но вообще, пасхальное богослужение не короткое. Полунощница обычно начинается в 11 вечера, Крестный ход – в полночь. А само богослужение заканчивается примерно в три часа ночи.
– Чем для Вас является Пасха? Может быть, были какие-то особенные празднования Пасхи в Вашей жизни?
– Последние несколько лет у меня Пасха была всегда в Сретенском монастыре. Конечно, это очень торжественно, многолюдно, мы все к этому трепетно готовимся. Хотя мы и устаем, но это особая радость. Из детства я мало что помню. Родители заранее готовили куличи, пасху из творога, яйца красили. Помню, пономарствовал в храме в алтаре, в крестном ходе участвовал. Запомнились моменты, связанные с богослужением, с храмом. Мы с братьями и родителями ходили крестным ходом каждый день на Светлой седмице, подарки близким дарили, вкусные угощения были.
– Отец Платон, расскажите, известно ли, как встречали Пасху наши новомученики?
– В основном они встречали Пасху в лагерях и ссылках. Об этом ярко свидетельствовал писатель Борис Ширяев, который разделил участь заключения на Соловках вместе с покровителем нашей обители, святителем Иларионом (Троицким). Приведу отрывок из его книги «Неугасимая лампада»: «Еще бы я не вспомнил ее, эту единственную разрешенную на Соловках заутреню в ветхой кладбищенской церкви… Владыка Иларион добился разрешения на службу для всех заключенных, а не только для церковников. Уговорил начальника лагеря дать на эту ночь древние хоругви, кресты и чаши из музея, но об облачениях забыл. Идти и просить второй раз было уже невозможно. Но мы не пали духом. В музей был срочно вызван знаменитый взломщик… Он оперировал отмычками, добывая из сундуков и витрин древние драгоценные облачения. Эта заутреня неповторима. Десятки епископов возглавляли крестный ход. Невиданными цветами Святой ночи горели древние светильники, и в их сиянии блистали стяги с ликом Спасителя и Пречистой Его Матери.
Благовеста не было. Задолго до полуночи потянулись к ветхой кладбищенской церкви нескончаемые вереницы серых теней. Попасть в самую церковь удалось немногим. Она не смогла вместить даже духовенства. Ведь его томилось тогда в заключении свыше 500 человек. Все кладбище было покрыто людьми, и часть молящихся стояла уже в соснах, почти вплотную к подступившему бору.
Тишина. Истомленные души жаждут блаженного покоя молитвы. Уши напряженно ловят доносящиеся из открытых врат церкви звуки священных песнопений, а по темному небу, радужно переливаясь всеми цветами, бродят столбы сполохов – северного сияния. Грозным велением облеченного неземной силой иерарха, могучего, повелевающего стихиями теурга-иерофанта, прогремело заклятие-возглас владыки Илариона:
– Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
С ветвей ближних сосен упали хлопья снега, а на вершине звонницы вспыхнул ярким сиянием водруженный там нами в этот день символ страдания и Воскресения – Святой Животворящий Крест.
Из широко распахнутых врат ветхой церкви, сверкая многоцветными огнями, выступил небывалый крестный ход. Семнадцать епископов в облачениях, окруженных светильниками и факелами, более двухсот иереев и столько же монахов, а далее – нескончаемые волны тех, чьи сердца и помыслы неслись к Христу Спасителю в эту дивную, незабываемую ночь. Торжественно выплыли из дверей храма блистающие хоругви, сотворенные еще мастерами Великого Новгорода, загорелись пышным многоцветием факелы-светильники, зацвели освобожденные из плена священные ризы и пелены, вышитые тонкими пальцами московских великих княжон.
– Христос воскресе!
Крестным знамением осенили себя обреченные смерти в глухой тьме изолятора. Распухшие, побелевшие губы цинготных, кровоточа, прошептали слова обетованной вечной жизни…
– Христос воскресе!
Эта заутреня была единственной, отслуженной на Соловецкой каторге».
– Вы привели потрясающий отрывок. Отец Платон, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена пасхальной радостью». Как этого достичь в миру?
– Место для Бога, для радости есть там, где нет места греху. Если у нас внутри заботы, хлопоты, суета, грехи, страсти, то у нас там нет места для Христа.
Великим постом мы очищали свое сердце, и давайте это очищенное сердце наполним Христом, радостью пасхальной. Наш Патриарх призывает, чтобы в нашем сердце в первую очередь был Господь и та радость, которую Он всем нам даровал.
– Что бы Вы могли пожелать вашим прихожанам в эти дни Святой Пасхи?
– Желаю нашим прихожанам пасхальной радости и благодати Святого Духа. Хотелось бы поздравить всех, что мы дожили до Пасхи. Господь по Своему милосердию и человеколюбию дал нам возможность встретить Светлое Христово Воскресение. И желаю всем братьям и сестрам сохранить эту радость пасхальную и жизнь с Богом. Чтобы наша жизнь была действительно с Богом, а не с чем-то, что нас отделяет от Него. Чтобы все наши труды, попытки поста были нам на пользу. А Пасха это все через Воскресение Христово восполняет, дает радость и то, к чему мы стремимся, – дух мирен, благодать Святого Духа.
Иеромонах Платон (Кудласевич)
Беседовала Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (53) раз