Выбрать страницу

Что делать, если каешься, а потом опять впадаешь в те же самые грехи?

Что делать, если каешься, а потом опять впадаешь в те же самые грехи?

Как быть, если не получается насовсем оставить греховное поведение и после искреннего покаяния опять возвращаешься к старому?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, не переставать каяться в совершаемых грехах. Разберем эти тезисы подробнее.

Очень правильно, если, исповедуясь перед Богом, человек испытывает раскаяние в содеянном и одновременно решимость никогда больше так не поступать. «От кающегося требуется сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь», — пишет святитель Филарет Московский в «Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви». Однако, действительно, многим, если не вообще всем, знакома ситуация: едва выйдя из храма, мы вновь начинаем грешить в том, в чем только что слезно покаялись. Это досадно. И тут, как говорит святитель Тихон Задонский, главное не впасть в отчаяние: ведь в том и состоит уловка диавола, что прежде греха он представляет Бога излишне милосердным, а после греха — строго взыскивающим. Но нет таких грехов, которые не утонули бы в океане милости Божией.

В Священном Писании Господь ободряет тех, кому по немощи не удалось избежать греха: Семь раз упадет праведник, и встанет, — пишет автор Книги Притчей Соломоновых (Притч 24:16). …Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? — восклицает пророк Иеремия (Иер 8:4). Дело в том, что Бог смотрит не на количество добрых дел человека, а на его намерения, на устремление к добру или ко злу. И если человек вопреки своему желанию совершает дурной поступок, но душа его все равно стремится к добру, Бог принимает его покаяние. Вот как размышляет об этом апостол Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин 1:8–9).

Теперь что касается исповеди и покаяния. Святой Амвросий Оптинский рассказывал такую притчу:

«Один человек все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: “Он мой”. Господь же говорит: “Нет,  он каялся”. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”,  — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

Тут главное, чтобы покаяние и исповедь были не формальными, а искренними, сопряженными с решимостью не совершать грех, как уже указывалось выше. Бог не принимает исповедь человека, который лелеет помысл снова вернуться к исповедуемому греху подобно тому как пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет 2:22). Грешить с мыслью, что еще найдется время для раскаяния, неблагоразумно и опасно. Сам Господь сказал: бодрствуйте, потому что незнаете, вкоторый час Господь ваш приидет (Мф 24:42). Человеку не дано знать, в какой момент жизни Господь его призовет.

Но как же все-таки избежать прежних грехов? Святые отцы советуют для этого не предаваться беспечности после покаяния, а развивать бдительность к своей внутренней жизни — трезвение. Последнее же, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «приобретается постепенно, стяжавается долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательных чтения и молитвы, от навыка наблюдать за собой, бодрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собой, чтоб не соделаться каким-либо образом ловитвой греха». Бывает также, что Бог попускает человеку снова впасть в тяжкие грехи, чтобы обличить его гордыню и самонадеянность. Это нужно, чтобы, осознав свою немощь, мы учились смирению и рассчитывали не только на свои силы, но на благодать Божию, которая немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Итак, Церковь учит избегать двух крайностей в духовной жизни: с одной стороны — отчаяния и уныния, с другой — поверхностного отношения к духовной жизни.

Источник: Журнал Фома

Фото на заставке: orti29.blogspot.com

Просмотрено (170) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Рождественский пост
28 ноября - 6 января — Рождественский пост. Принимаем записки на поминовение на Литургии и Псалтыри, о здравии и об упокоении на ближайшие богослужения поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

10 декабря - Иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил... далее

11 декабря - Сщмч. митрополита Серафима (Чичагов)

Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагов) далее »

13 декабря — Апостола Андрея Первозванного далее »

14 декабря — Прор. Наума далее » Прав. Филарета Милостивого далее »