Выбрать страницу

Обязательна ли исповедь перед каждым Причастием?

Обязательна ли исповедь перед каждым Причастием?

Главная причина проблемы в непонимании сути таинства Покаяния. Для многих мирян и священников оно стало одним из условий или, своего рода, «пропуском» ко Причащению. В церковных канонах нет требования обязательного прохождения исповеди перед Евхаристией. Святые Отцы тоже не говорят об этом. Тем не менее, часто можно встретить слова о предварительном «очищении совести», «исповедании с решимостью не уступать греху» и т. п.

Дело в том, что мы смешиваем разные понятия в одно. Таинство Покаяния – это Таинство воссоединения с Церковью тех, кто отпал от Нее вследствие совершения смертных грехов, отчего его даже называют «вторым крещением». Его нужно отличать от исповедания повседневных грехов (которое не требует участия священника). И тем более от древней монашеской практики откровения помыслов старцу.

Апостол Павел говорит: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1Кор.11:27). Т. е. сам причастник должен испытать себя, а не священник или кто-либо со стороны. Свт. Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, говорит, что Апостол «повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей».

Св. Анастасий Антиохийский: «Если мы впадаем, как все люди, в какие-нибудь простительные прегрешения, будучи скрадываемы или языком, или слухом, или глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-либо подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу (здесь вновь о священнике речь не идет), да причащаемся… Если же совершаем какие-либо тяжелые, лукавые, плотские и нечистые грехи и имеем злопамятство по отношению к ближнему, то до тех пор, пока мы не покаемся достойным образом (тут уже речь о Таинстве), к Божественным Тайнам не должны прикасаться совершенно».

Получается, что в одних грехах мы можем ограничиться мысленным исповеданием перед Богом, тогда как тяжкие грехи требуют Таинства воссоединения с Церковью, совершаемого через священника. Вот почему во многих Поместных Церквях исповедь происходит только после совершения смертного греха, отделяющего человека от Тела Церковного.

Уверен, что настоящая исповедь и не может быть ежелитургийной. Покаяние – не просто перечень ошибок, а глубинная перемена ума и сердца, которая требует времени, осмысления, изменения мышления. Такой процесс по своей природе не может происходить часто, иначе он превращается в формальность или в разговоры о семейных и личных проблемах, а также приводит к ложным убеждениям, что человек не может сам испросить прощения у Бога в своих грехах.

В итоге вместо молитвенного участия в самой Литургии – выстаиваются очереди за «пропуском». Хотя в самом чине Литургии есть соответствующие молитвы с просьбой о прощении грехов и причастии не в осуждение.

Конечно, есть люди, впервые вошедшие в храм, есть те, кто смертные грехи не считает таковыми, но когда на приходе выстроена здоровая евхаристическая жизнь, то священник знает своих прихожан и может благословлять их ко Причащению без формальных исповедей. А для тех, кого он не знает, появится время для предварительной беседы и обстоятельного покаяния при необходимости.

Протоиерей Вадим Гладкий
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: priest.today / spzh.live

Просмотрено (186) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

18 ноября - Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

19 ноября - Прп. Варлаама Хутынского

Варлаам Хутынский - основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Прославился прозорливостью и чудотворениями. Житие Варлаама Хутынского — одно из популярнейших новгородских житий. Оно дошло до нас более чем в десяти редакциях, подразделяющихся на ряд вариантов и групп... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »

22 ноября — Иконы Божией Матери «Скоропослушница» далее » Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца далее