Алтарь. Почему вход женщинам запрещен? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Алтарь. Почему вход женщинам запрещен?

Алтарь. Почему вход женщинам запрещен?

Разбираемся, почему благословение заходить в алтарь есть только у мужчин, и почему всё же есть исключения.

Почему в православии женщине нельзя заходить в алтарь? Этот вопрос часто задают священникам. Некоторые быстро отвечают на это Первым посланием апостола Павла к Коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить» (1 Кор. 14: 34), или же подобными цитатами. И добавляют, что пошло так с первых дней, что Ева первая прельстилась, а значит – виновата больше, чем Адам.

Но Христос изменил общественное мнение о женщинах. Он беседовал с ними, равно как и со всеми остальными; принимал их служение как норму (вспомнить хотя бы пример Марфы и Марии – сестер Лазаря Четверодневного). Пресвятая Дева Мария до конца жизни была Учительницей апостолов. В христианских собраниях женщины нередко трудились и даже проповедовали (в апостольские времена это называли словом «пророчествовали»).

Фото: monastery.ru

Если посмотреть указанный выше фрагмент Послания к Коринфянам в контексте, то можно понять, что там были нестроения и споры, идущие от нескольких женщин в общине. И приведенная выше цитата говорит не о тотальном запрете для всех женщин, а конкретное указание замолчать именно этим спорящим, вносящим смуту в общину: женщины ваши да молчат. Мол, не можете спокойно служить общине – вообще не служите и молчите.

Христос изменил общественное мнение о женщинах

В других же местах апостольских посланий нередко упоминаются учащие (пророчествующие) женщины как абсолютно нормальное, бытовое для Церкви явление. В послании к Римлянам в 16 главе апостол добром отзывается о диакониссе Фиве. Напомню, диаконы были кем-то вроде администраторов собрания раннего периода Церкви.

Во 2-й главе Книги Деяний говорится о четырех пророчествующих девицах; а в том же Первом послании к Коринфянам в 11 главе апостол Павел дает назидание, чтобы женщины молились и пророчествовали с покрытой головой. Но запрета не дает.

Да и в Послании к Галатам апостол говорит: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал 3: 28). В христианстве не должно быть гендерного разделения. К сожалению, не все это понимают.

Единственная причина, по которой женщины не становились апостолами – старые массовые взгляды о второсортности женщин. Их бы просто не стали слушать ни римляне, ни иудеи, ни многие другие, поэтому учили они только среди христиан. Хотя Мария Магдалина, рискуя жизнью, пошла с вестью о воскресшем Христе к самому императору Рима…

Фрагмент фрески «Мария Магдалина и император Тиберий» Фото: monastery.ru

Итак, к вопросу, почему женщине нельзя в алтарь? Ответ прост: в алтарь нельзя вообще никому. Это Святое место, где Господь регулярно совершает чудо претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. Просто так зайти туда не имеет права никто. Даже Патриарх.

Исключение – несение послушания, то есть заходят в алтарь только те, кто там в это время подготавливает службу, служит, наводит чистоту или делает ремонт. Дело сделали – вышли, без права заходить до появления следующего послушания. Именно поэтому, кстати, на запричастном стихе, пономари выходят из алтаря. Не потому, что там священство причащается (в этом нет ничего особенного), а потому что конкретно им, конкретно в этот момент там делать нечего. Даже когда наш император причащался (он это делал в алтаре, вместе со служащими), он заходил туда только на время Причастия – и сразу же уходил. Так что никому «просто так постоять-помолиться» или «в гости» в алтарь нельзя, ибо место святое. Только ради службы, подготовки к службе или ремонта/наведения чистоты в нем.

Если же кто из мирян (любого пола) по незнанию зайдет в алтарь, то нужно вежливо и с любовью, чтобы не напугать и не смутить, вывести этого человека в храм. Допуск в это священное место открыт только ради несения послушания.

Фото: monastery.ru

И ни в коем случае нельзя в алтаре допускать кровотечений. Кровь там может быть только Христова. Если там прольется хоть капля человеческой крови, то в этом храме нельзя совершать Бескровную Жертву (службу), пока его не освятят заново.

По этой причине было принято в обязательство всем: если у служителя есть кровоточащая рана, даже если она надежно перевязана, ему в алтарь заходить нельзя, пока не остановится кровь. И к святыням прикладываться не стоит без особой нужды, чтобы исключить все возможные нюансы: ведь облачение и утварь, на которых есть человеческая кровь, непригодны для использования, пока она не будет отмыта или отстирана. В многопричтовом приходе, если служащий священник поранился, его срочно должен заменить другой. А поранившийся выходит из алтаря, пока не остановит кровь.

У меня лично был такой момент, что перед вечерней службой я дома порезался ножом (случайно, разумеется). А я там единственный, подмениться не с кем. И придя в храм я попросил ребят вынести мне облачение и кадило. Отслужил вечерню с акафистом, не заходя в алтарь, потом дома залечивал порез (медицинский клей в помощь).

Но что же касается женщин? Все просто: у девушек есть естественная кровопотеря каждый месяц, что автоматически превращается в «профнепригодность». Женщины несут послушание на клиросе, читают Часы, выполняют административные функции и так далее, но не заходят в алтарь.

Однако известно, что при монастырях и в некоторых маленьких приходах, за недостатком кадров, до алтарного служения допускаются старицы, у которых уже нет естественной кровопотери. Во время Второй Мировой это вообще было нормой, так как почти всех мужчин забрали на фронт, а бабушки и пели, и читали, и пономарили. С апостольских времен, как уже было сказано, существовал чин диаконис, хотя сейчас его редко где можно встретить.

Иерей Алексий Таах
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (479) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше
26 апреля - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »