«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных.
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК здесь можно узнать какие вписывать имена, как, почему перед некоторыми именами пишут (пут., бол., отр., млад.) и т.д.
Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении».
В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день.
Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.
Подать церковную записку (поминовение)
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Просмотрено (190788) раз
Здравствуйте. Прошу объяснить, что будет если усопшего в храмах продолжат упоминать в молитвах как новопреставленного спустя 40 дней?
Здравствуйте, Юлия!
Ничего страшного, если усопшего поминают «новопреставленным» по прошествии 40-ка дней.
Здравствуйте. Помолитесь пожалуйста о упокоении Тамары. О вере не знаю. Очень благодарна.
Здравствуйте. Мне 54 года. В молодости я из за слабого разумения моего совершила страшный грех аборта. Сейчас мне очень тяжело жить с этим грехом. Душа моя плачет и болит. 2 раза исповедовалась, но ничего не помогает. За своих детей убиенных молюсь в церкви и дома перед иконами. У меня нет внуков сын не женится. Я думаю может это из за моего греха в молодости. Что же мне делать? Как с этим жить?
Здравствуйте, Наталья!
Священное Писание, словами апостола Иоанна Богослова, нам говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (Первое послание Иоанна 1:9) и «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Первое послание Иоанна 1:7). Старайтесь чаще приступать к Святым Таинствам Покаяния и Евхаристии, ежегодно соборуйтесь для прощения забытых и неведомых грехов. Господь Вам все простит, очистит и оправдает. Ваша душевная боль и страдания это т.н. «послеоперационный синдром». Когда у человека была опухоль, ее удалили, но швы, рубцы и спайки еще долго напоминают о бывшей тяжелой болезни. Господь любит Вас и не осуждает, и как женщине, взятой в прелюбодеянии, говорит: «…Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Св. Евангелие от Иоанна 8:11). Будьте благодарны Господу за дар прощения, любите Его и всех окружающих Вас людей, всех прощайте, никого не осуждайте, никому не завидуйте, не раздражайтесь и не обижайтесь.
Пусть хранит Вас Господь Своей благодатью! Пусть Он дарует Вам утешение и надежду, пошлет сердечный мир и душевное спокойствие!
Здравствуйте. Помолитесь пожалуйста о упокоении Тамары, Николая, (я не знаю были ли крещены все следующие люди): Александра, Натальи, Мелании, Анны или Ганны (не уверена в имени), Григория, Федора, Анны, Пантелея, Семена, Ивана, Марии, Станислава, Илариона, Ивана, Андрея.
Простите, пожалуйста. Помолитесь как угодно, хоть не в церковной, а в домашней. 2. Подскажите, где можно заказать молитвы за этих людей. Так чтобы молились каждый день утром. Я не знаю были ли они крещены или нет, поэтому требы заказать не могу. Я сама верю и не верю, поэтому не молюсь. Хотелось бы чтоб за них молились. Простите за большой вопрос. Благодарю
Добрый день. Подскажите в чем разница между литургией, сорокоустом и неусыпаемой. В каких случаях что заказывать? Благодарю!
Здравствуйте, Светлана!
«Литургия» — это главное богослужение Православной Церкви, на которой происходит самое важное Таинство в нашей духовной жизни – Евхаристия. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, и Господь Иисус Христос предлагает нам реально соединиться с Ним. Он говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Св. Евангелие от Иоанна 6:56). Во время Литургии происходит единение Христа и Церкви, а также Церкви торжествующей Небесной с Церковью воинствующей земной. В молитвах Литургии призываются и поминаются Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, святые пророки, апостолы, святители, мученики и все святые. Также возносятся ходатайственные молитвы о здравии и спасении живых членов Церкви, тех, кто исповедуется и причащается. А еще звучит молитва о упокоении и прощении грехов в надежде воскресения и жизни вечныя скончавшихся православных христиан, которые во время своей земной жизни приступали к Святым Таинствам исповеди и причастия. Поминальные молитвы за живых и усопших возносятся священнослужителями во время проскомидии, на сугубой ектении после Евангелия и в конце Евхаристического канона при пении «Достойно есть» или Задостойника. Поэтому, по церковной традиции на Литургии поминаются живые православные христиане, которые исповедуются и причащаются. А также усопшие, которые делали это во время земной жизни.
Сорокоуст бывает двух видов. Первое – это 40 заказных Литургий о здравии или о упокоении, и поминают на них по правилам, описанных выше. Еще сорокоустом может быть сорокадневное поминовение на Псалтыри. В нашем храме священник читает Псалтырь и молится за живых и усопших. На этом поминании можно молиться о всех крещеных православных христианах.
Что касается «Неусыпаемой Псалтыри», то это поминовение бывает только в монастырях, когда монашествующие на протяжении 24 часов читают Псалтырь с поминовением живых и усопших. Такие поминовения также бывают на 40 дней, полгода и год.
Здравствуйте, помогите пожалуйста, мне сказали что нужно занести кулек с продуктами в церковь и положить туда записочку, о здравии рабы Божьей, и имя свое, но разве это делается не за усопших?
Здравствуйте, Елена!
Это можно сделать в любой день и подать записку с Вашим именем на свечной ящик, с просьбой помолиться о здравии, спасении и исцелении.
Мне сегодня служки в храме вместо того чтобы дать простые бланки об успении пытались доказать что записки о панихиде давно усопших родственников это одно и тоже что и простая записка об упокоении. Я не сведуща в этих вопросах и хочу спросить в чем разница между записками?
Здравствуйте, Оксана!
Церковные работники были правы, обычно в храме предлагают бланк записки об упокоении одного вида — и для тех, кто умер давно, и для новопреставленных. Единственное, на протяжении 40 дней после смерти, перед именем умершего принято писать «новопрест.», т.е. «новопреставленный». Еще в некоторых храмах на записки ставят особые отметки, в виде штампа или надписи, указывая конкретную требу: «заказная», «проскомидия», «парастас», «панихида», «сорокоуст» и т.п.
бол.Марии Градиславы Валерия Игоря Екатерины Ольги млад.Игоря млад.Александры
Матушка Матронушка, умоляю тебя, помоги мне выздороветь. Твоими молитвами к Господу Богу нашему и к Пресвятой Богородице, исцели меня от всех болезней, душевных и телесных. Укрепи мои силы, душевные и телесные. Помоги мне стать здоровой, веселой, счастливой, жизнерадостной.. Мне даруй крепкого здоровья и долголетия. Матронушка, умоляю, помоги!!! Благодарю тебя, родная.. Умоляю, исцели мои ноги. Помоги, чтобы ноги стали здоровыми. Помоги, чтобы я смогла ходить нормально. Помоги мне жить нормальной полноценной жизнью. Матронушка, родная моя, умоляю, помоги!!!
Пожалуйста убереги меня, моих близких и детей от болезней и неудач. Благодарю тебя бесконечно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь
Здравствуйте! Можно такой вопрос: У Бога все равны, а мы всё-таки разделяем! Почему? Ведь организм человека нельзя разделить по частям, он одно целое. Ведь нельзя отдельно выложить какой-то орган и лечить его? А у нас лечат, нет не лечат, только обезбаливают, лечит Бог. Для меня Бог — это любовь, и принятие и огромный труд, который бывает не под силу человеку одному. А может быть так, что Бог послал сына своего к великим грешникам и тем, кого спасать нужно, а мы по своей религии отдаляем их от Бога, а также и себя. Мысленно ставя себя выше тех, кто не в церкви, пусть и неосознанно.
Здравствуйте, Светлана!
Вы не правы, когда утверждаете, что «организм человека нельзя разделить по частям, он одно целое. Ведь нельзя отдельно выложить какой-то орган и лечить его». Ведь зубы, сердце и геморрой лечат не в одном кабинете, а обращаются к различным специалистам. Так и церковная молитва разделяется, относительно нужд и потребностей людей: отдельно о болящих, отдельно об учащихся, о путешествующих, о заблудших или об оглашенных. Эта традиция уходит во времена Первоапостольской Церкви.
Здравствуйте. Скажите — можно ли заказать сорокоуст о здравии моих близких, живу в другом городе. Родом из Вичуги. Спасибо.
Здравствуйте, Ирина!
Да, Вы можете подать церковную записку (поминовение) через наш сайт: подробнее
Прошу помолиться о болящем р.б. Владимире
Здравствуйте! Хотела узнать у тех, кто же задавался этим вопросом и знает достоверный ответ. Почему в Храмах не поминают не крещеных, но верующих в Господа? Разве не говорил Иисус, чтобы молились за весь Мир, разве не говорится, чтобы прощали мы врагов наших, тогда почему нельзя поминать пусть не врагов наших, но верующих в Господа Единого?
Здравствуйте, Анна!
Вы ошибаетесь, на Литургии есть ектения об оглашенных, в которой мы молимся о познавших Господа, но еще не крещенных, и просим, чтобы «Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл им Евангелие правды, соединил их в Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви». Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей (повторю, не крещенных, их имен на проскомидии поминать нельзя). Также о не крещенных, иноверных и инославных людях можно молиться, находясь в храме, ставить свечи и молиться в своих частных молитвах, подавать милостыню.
Здравствуйте! Спасибо за ответ.
Хорошо, есть литургия на которой поминают христиан и не христиан, но разве этим мы не разделяем людей на группы и не отделяем их? И, отделяя других от себя пусть мысленно, пусть в обрядах, разве этим мы не ставим себя выше перед Господом подсознательно отводя для них отдельное время на литургии? Ведь если мы считаем всех людей равными, то, разве мы должны разделять их пусть даже мысленно? Ведь бывают люди, пусть не крещеные, но куда выше духовно и светлее чем крещеные и поступками куда более верующие чем формально крещеные в детстве люди? тогда почему же все таки существуют раздельные литургии, а точнее поминание христиан и не христиан отдельно… так хочется, чтобы весь мир был един… даже в молитвах…
Здравствуйте, Анна!
«Разделение» необходимо, т.к. у людей православных, инаковерующих имеются различные нужды. Для одних мы просим у Бога здравия и спасения, а для других вразумления и покаяния. Как, например, приходя в поликлинику люди записываются к различным врачам: у кого болят зубы – к стоматологу, у кого проблемы со зрением — к офтальмологу, а кто страдает от радикулита идут на прием к невропатологу. В этом случае Вы ведь не возмущаетесь, что в медицине существует разделение? Церковь называют «духовной врачебницей», поэтому и существуют различные средства духовного врачевания. Одни для верующих, другие для ищущих, третьи для заблудших и т.д.
Здравствуйте)я не так давно начала ходить в церковь после 8-ми летнего не посещения по разным причинам. Если бы не скорбь, не знаю, когда бы дошла. Крещена с рождения, верить начала с 13-ти лет и по сей день (мне 20) стараюсь узнавать что-то новое по этой теме. Я заметила, что в комментариях пишут просьбы молитв о своих родных, не знаю, разрешено ли это, хочу в своём храме заказать мобелен о здравии. Прошу молитв о помощи в этом деле. Проблема довольно серьезная, отнимает у меня все силы, впадаю в отчаяние. Если можно, помолитесь за родителей (Сергея, Марину), Владимира, Екатерину, Елену, Дмитрия, Дарью, Александра.
Здравствуйте, Елена!
Помоги Вам Господь! Помолимся за Ваших родственников. Вы в свою очередь также молитесь: на домашних утренних молитвах, подавайте записки в храме на Псалтырь, молебны и сорокоусты. Старайтесь вести полноценную духовную жизнь, которая не ограничивается обрядоверием, посещением храма, чтобы поставить свечу или заказать поминание, а выражается в постоянном общении с Господом через молитву и чтение Божьего Слова. Еще необходимо привыкнуть вести постоянный самоконтроль и самоанализ своих поступков, слов и помыслов, осознавать свои ошибки, каяться в них, исповедоваться перед священником, и наконец, постоянно участвовать в Таинстве Евхаристии, в котором Господь соединяется с нами, т.к. Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56).
Добрый день. Подскажите, стоит ли мне переживать?
Шла со своим молодым человеком по улице, подошел мужчина, спросил как пройти к Храму. Мы рассказали. А он начал говорить, какие мы люди хорошие, сказал что сам в Монастыре работает. Достал листок для записок имен для молитвы о здравии, сказал написать имена кому здоровья желаем, с обратной стороны написать — в 30 церквей… и в таком духе. Я написала имена родственников. Потом спросил не хотим ли на храм пожертвовать, мы дали денежку. Попрощались, а он пошел совсем не туда, куда мы ему показывали. Вот сейчас думаю, почему он к нам подошел просто так на улице и можно ли что то плохое сделать с этой запиской в принципе? Очень переживаю, есть подозрение, что человек не тот, за кого себя выдал.
Здравствуйте, Ольга!
Не нужно переживать. Вы столкнулись с обычным шарлатанством, под видом церковного поминовения у Вас выманили деньги. Никогда церковные структуры, монастыри, приходы, епархиальные отделы и т.д. не собирают на улице у прохожих записки на поминовение. Тем более в настоящее время это легко сделать в любом каноническом храме или монастыре, которые в городах встречаются на каждом шагу, почти в каждом квартале и микрорайоне. Пускай это для Вас станет уроком на будущее.
Добрый день!
Завтра празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прошу помолиться ЗА ЗДРАВИЕ моего мужа Александра (что-бы излечился от пьянства) Спасибо
Здравствуйте! Скажите можно ли передавать записки «о здравии» и «упокоении» через второе лицо? Если такая ситуация подруга говорит: «ты напиши, а я передам»?
Христос Воскресе!
Можно.
Муж в коме с 18.04.2016, прошу вас зачитайте о здравии его: Димитрий, Анна, Владимир, Елена, Людмила, Александр.
Спасибо!
Мою маму звали Нэлли, каким именем она была крещена, я не знаю. Как упомянуть её в поминальной записке?
Христос Воскресе, Елена!
Указывайте известное имя, а в скобках пишите, что крещена. Если Вы напишете маму как Нэлли при том, что она и могла быть крещена с каким-либо другим именем, не имейте ни капли сомнения, что в Церкви Небесной это поминовение, совершаемое в Церкви земной, будет принято и свою пользу душе усопшей принесет.
Можно ли поминать в записке моего отца. Который умер когда был пьяным. Он ходил в последние годы жизни в церковь. Он был Крещёным. Спаси Господи.
Здравствуйте, Сергей!
Можно подавать записки за отца на все поминовения, кроме заказной Литургии (проскомидии), т.к. на ней священник молится и говорит: «Помяни, Господи (имена) и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших…», т.е. поминать на проскомидии можно только тех, кто до конца жизни сохранил веру православную, верил в воскресение мертвых и вечную жизнь, и самое главное — умер в «общении» с Господом, т.е. причащенным.
Также советую Вам обратиться с данным вопросом к священнику храма, который посещал Ваш отец.
И ВСЕХ… Где в вышенаписанном предложении говорится о том, что поминаемые люди должны принадлежать к «всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших»? Ведь И это добавочная частица?.
Здравствуйте, Ксен!
Слово «всех» не частица, а объединяющее местоимение, относящееся к перечисленным именам и тех, которых по забвению, множеству или незнанию имен не помянули.
Доброго дня! Как правильно написать в записке о здравии имя человека, родившегося в этот день? Подходя к Чаше, исповедавшись, какие слова, мысленно, я должна произнести. О чем могу попросить Господа в этот день (вернее, как будет правильно)? Спаси Господи за Ваш труд!
Здравствуйте, Тамара!
Так и пишите: «о здравии и спасении р. Б. …». Кроме того, если в этот день совершается Литургия, можно подать Благодарственное прошение, или заказать соответственный Благодарственный молебен за рожденного в сей день.
Подходя к Чаше, мысленно читайте молитву: «Верую, Господи, и исповедую…». А также повторяйте молитву мытаря и молитву Иисусову.
Прошу совета: мама моя была католичкой, я православная и хожу в церковь. По церковным законам я не могу упоминать её в записке об упокоении. Как быть, если родственников-католиков, которые могли бы помолиться за неё в костёле, у меня нет?
Здравствуйте, Нина!
Вы можете молиться о маме в своих домашних молитвах, утром, вечером или при чтении Псалтыри. Также можно за маму подавать на парастас, панихиду и заупокойную литию.