ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (детям о праздниках)
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Из истории праздника Преображения Господня
19 августа (6 авг. по старому стилю) в память славного Преображения Господа на Фаворе установлен Церковию праздник Преображения Господня. Начало этого праздника скрывается в древних временах христианства. В IV веке св. Елена на горе Фавор соорудила храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII веке. В IV веке между сочинениями отцов Церкви встречаются многие поучения на день Преображения Господня, как то: у св. Ефрема Сирина, св. Иоанна Златоустого и проч. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский сочинили на праздник Преображения многие песнопения, которыми Православная Церковь сегодня прославляет Преображение Господа.
Впрочем, в XII веке праздник Преображения не был еще всеобщим на западе. Пофон, пресвитер Тревирский или Трирский, живший в этом веке, говорил о нем как о нововведении в некоторых западных монастырях. В XV веке (в 1457 году) папа Каллист III учредил праздник Преображения Господня повсеместным в западной Церкви и установил в этот праздник самый чин Богослужения, по следующему обстоятельству. Султан Магомет II, по взятии Константинополя, устремился для осады Белграда. Гуниан — военачальник Ладислава V, короля Венгерского, укрепился в этом городе. Молитвы благочестивых воодушевляли осажденных. Совершенное поражение неверных и победа, одержанная христианами при весьма слабых силах 6 августа 1456 года, в день Преображения, была всеми признана за чудесную помощь Божию.
Праздник Преображения Господня по важности события есть великий и двунадесятый. Он есть день нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при первом, во время Его Крещения, еще не были призваны в звание Апостолов, есть день телесного и видимого явления Божественной славы Сына Божия Апостолам, которая для них была еще сокровенна под кровом плоти Его.
Преображение празднуется за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, потому что, по преданию, Христос преобразился за 40 дней до своих страданий и Крестной смерти.
Преображение Господне служит явлением нового Небесного Царства славы, о котором не помышляли ученики Христовы, и для достижения которого верующие, как предсказал Сам Спаситель на Тайной Вечери, должны питаться с Ним хлебом и вином новым.
Кроме того, к празднику Преображения Господня созревают новые плоды: поэтому на литургии этого праздника Православная Церковь благословляет и освящает начатки плодов. Обыкновение священное и знаменательное. Начатки плодов приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по закону Моисееву во славу Божию. Правилами Апостольскими и Соборными определено также приносить некоторые начатки, например, новые колосья и плоды овощные для освящения их молитвой и благословением, и освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и на пользу верующих. В Постановлениях Апостольских сохранилась молитва на освящение начатков.
Приношением и благословением их Православная Церковь внушает: все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление ее призвано благословение Божие. Приношением и благословением плодов Церковь обязует нас воздерживаться от них до благословения их и тем, между прочим, содействует предохранению нас от болезней, которые могут произойти от употребления без благословения незрелых плодов, а вкушением от освященных плодов низводит благословение Божие на приносящих достояние свое в жертву Богу.
Тропарь, глас 7.
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху:/ да возсияет и нам грешным/ свет Твой присносущный,/ молитвами Богородицы,\ Светодавче, слава Тебе.
Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам славу Твою, насколько они могли её видеть. Пусть и для нас, грешных, воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе
Просмотрено (4565) раз