Выбрать страницу

«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимся

«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимся

Каждый год в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга. Но почему отношения между нами не меняются и, даже вступив в пост, люди быстро возвращаются к обычному стилю поведения. Как, произнося просьбу о прощении, действительно менять свое отношение к человеку – рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов.

Как будто все они собрались отправиться в мир иной

Наша Церковь многие века живет по монастырскому богослужебному постовому уставу. Этот устав определяет уклад нашей жизни как в пространстве храма, так часто и вне его. На практике такой монастырский устав, созданный в странах Средиземноморья в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, соблюдать в наших условиях невозможно. Его и не соблюдают, произвольно сокращая богослужения, смягчая посты для младенцев, детей, беременных женщин, больных.

Именно как предписания этого старого монастырского устава имеет место и чин Прощеного воскресенья. Обусловлен он был вполне конкретными жизненными обстоятельствами: с началом Великого поста многие монахи покидали свои монастыри, уходили в пустыню, уходили в затвор, откуда могли не вернуться – заболеть и умереть, стать жертвами разбойников и так далее. Именно поэтому перед важным периодом Великого поста, периодом покаяния, монахи собирались вместе в монастырском храме и просили друг у друга прощения. Это было вполне оправданно, вполне логично: на Пасху они могли уже не увидеться.

В наших условиях это действие приобретает довольно странный характер. Люди, которые постоянно общаются друг с другом и будут общаться друг с другом во время Великого поста, будут иметь постоянную возможность как грешить по отношению друг к другу, так и просить прощения, вдруг почему-то именно в этот день нарочито, совершив вечерню в полдень после Божественной литургии, просят друг у друга прощения, как будто все они собрались отправиться в мир иной. Конечно, это носит довольно искусственный характер.

Кого не знаем – того прощаем с легкостью

С другой стороны – и это гораздо более серьезно – у многих, из года в год проходящих чин прощения, вырабатывается ощущение, что можно в течение года строить отношения с людьми достаточно произвольно, даже совершая дурные поступки, а потом, в лучшем случае, исповедовать эти поступки на исповеди, но не просить прощения, откладывая это до дня Прощеного воскресенья.

На практике получается так, что в наших храмах, где очень многие прихожане друг друга толком не знают, они формально просят друг у друга прощения и прощают друг друга с легкостью. Но нередко они считают излишним просить прощения у тех людей, в отношении которых действительно поступили дурно, но эти люди – не прихожане данного храма, хотя могут быть даже членами нашей семьи.

Это приучает нас к тому, что мы воспринимаем прощение как нечто условное и, по сути дела, не влияющее на нашу повседневную жизнь.

Согрешили, ну и ладно, на ближайшей исповеди исправим, а прощения попросим в Прощеное воскресенье, и все нам отпустится.

Это приучает нас к безответственности, к поверхностному отношению к нашим ближним.

На чине прощения собирается много людей, в том числе те, которые и в храме бывают нечасто, и все вдруг начинают просить прощения у людей совершенно неведомых, оставляя непрощенными свои грехи в отношении тех, с кем они живут постоянно, с кем они часто общаются за пределами данного храма.

Покаяние должно сопровождать нашу жизнь постоянно

Люди входят в Великий пост и постепенно, даже уже во время поста, возвращаются в привычный ритм взаимоотношений с окружающими. Нельзя единожды в год просить прощения у всех подряд. Прощения нужно просить всякий раз, когда ты совершаешь дурной поступок, по отношению к кому бы он ни совершался. Причем не только произнося определенные ритуальные слова, а прежде всего меняя свое отношение к человеку.

Таинство покаяния не надо сводить ни к форме исповеди, ни к форме чина Прощеного воскресенья. Таинство покаяния должно сопровождать нашу жизнь постоянно. Просто, когда нам стыдно от своих грехов, мы должны не только произносить слова о прощении, но и менять свою жизнь. А вот тут как раз мало что получается.

И уж тем более ни о каком прощении речи не идет, когда появляются на эту тему SMS, сообщения в социальных сетях… Это просто надругательство над таинством покаяния.

Нередко люди неадекватно боятся современной цивилизации, видят в ней присутствие демонических сил. Но иногда готовы самые нелепые ее проявления использовать в религиозной жизни.

SMS нужна для того, чтобы при необходимости кратко и быстро передать какую-то конкретную информацию. Все эти «прости меня» в мессенджерах, как и поздравления на Пасху, Рождество – кощунство. А мы отучаемся общаться непосредственно с человеком. Близкие становятся для нас не ближними, а дальними, с которыми очень легко имитировать отношения.

Оксана Головко, протоиерей Георгий Митрофанов
Православие и Мир

Просмотрено (73) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »