Выбрать страницу

«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимся

«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимся

Каждый год в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга. Но почему отношения между нами не меняются и, даже вступив в пост, люди быстро возвращаются к обычному стилю поведения. Как, произнося просьбу о прощении, действительно менять свое отношение к человеку – рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов.

Как будто все они собрались отправиться в мир иной

Наша Церковь многие века живет по монастырскому богослужебному постовому уставу. Этот устав определяет уклад нашей жизни как в пространстве храма, так часто и вне его. На практике такой монастырский устав, созданный в странах Средиземноморья в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, соблюдать в наших условиях невозможно. Его и не соблюдают, произвольно сокращая богослужения, смягчая посты для младенцев, детей, беременных женщин, больных.

Именно как предписания этого старого монастырского устава имеет место и чин Прощеного воскресенья. Обусловлен он был вполне конкретными жизненными обстоятельствами: с началом Великого поста многие монахи покидали свои монастыри, уходили в пустыню, уходили в затвор, откуда могли не вернуться – заболеть и умереть, стать жертвами разбойников и так далее. Именно поэтому перед важным периодом Великого поста, периодом покаяния, монахи собирались вместе в монастырском храме и просили друг у друга прощения. Это было вполне оправданно, вполне логично: на Пасху они могли уже не увидеться.

В наших условиях это действие приобретает довольно странный характер. Люди, которые постоянно общаются друг с другом и будут общаться друг с другом во время Великого поста, будут иметь постоянную возможность как грешить по отношению друг к другу, так и просить прощения, вдруг почему-то именно в этот день нарочито, совершив вечерню в полдень после Божественной литургии, просят друг у друга прощения, как будто все они собрались отправиться в мир иной. Конечно, это носит довольно искусственный характер.

Кого не знаем – того прощаем с легкостью

С другой стороны – и это гораздо более серьезно – у многих, из года в год проходящих чин прощения, вырабатывается ощущение, что можно в течение года строить отношения с людьми достаточно произвольно, даже совершая дурные поступки, а потом, в лучшем случае, исповедовать эти поступки на исповеди, но не просить прощения, откладывая это до дня Прощеного воскресенья.

На практике получается так, что в наших храмах, где очень многие прихожане друг друга толком не знают, они формально просят друг у друга прощения и прощают друг друга с легкостью. Но нередко они считают излишним просить прощения у тех людей, в отношении которых действительно поступили дурно, но эти люди – не прихожане данного храма, хотя могут быть даже членами нашей семьи.

Это приучает нас к тому, что мы воспринимаем прощение как нечто условное и, по сути дела, не влияющее на нашу повседневную жизнь.

Согрешили, ну и ладно, на ближайшей исповеди исправим, а прощения попросим в Прощеное воскресенье, и все нам отпустится.

Это приучает нас к безответственности, к поверхностному отношению к нашим ближним.

На чине прощения собирается много людей, в том числе те, которые и в храме бывают нечасто, и все вдруг начинают просить прощения у людей совершенно неведомых, оставляя непрощенными свои грехи в отношении тех, с кем они живут постоянно, с кем они часто общаются за пределами данного храма.

Покаяние должно сопровождать нашу жизнь постоянно

Люди входят в Великий пост и постепенно, даже уже во время поста, возвращаются в привычный ритм взаимоотношений с окружающими. Нельзя единожды в год просить прощения у всех подряд. Прощения нужно просить всякий раз, когда ты совершаешь дурной поступок, по отношению к кому бы он ни совершался. Причем не только произнося определенные ритуальные слова, а прежде всего меняя свое отношение к человеку.

Таинство покаяния не надо сводить ни к форме исповеди, ни к форме чина Прощеного воскресенья. Таинство покаяния должно сопровождать нашу жизнь постоянно. Просто, когда нам стыдно от своих грехов, мы должны не только произносить слова о прощении, но и менять свою жизнь. А вот тут как раз мало что получается.

И уж тем более ни о каком прощении речи не идет, когда появляются на эту тему SMS, сообщения в социальных сетях… Это просто надругательство над таинством покаяния.

Нередко люди неадекватно боятся современной цивилизации, видят в ней присутствие демонических сил. Но иногда готовы самые нелепые ее проявления использовать в религиозной жизни.

SMS нужна для того, чтобы при необходимости кратко и быстро передать какую-то конкретную информацию. Все эти «прости меня» в мессенджерах, как и поздравления на Пасху, Рождество – кощунство. А мы отучаемся общаться непосредственно с человеком. Близкие становятся для нас не ближними, а дальними, с которыми очень легко имитировать отношения.

Оксана Головко, протоиерей Георгий Митрофанов
Православие и Мир

Просмотрено (73) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Троицкую родительскую субботу
22 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение... далее

Троицкая родительская суббота

22 июня — Поминовение усопших. Панихида

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (Пятидесятницей), главный весенне-летний поминальный день в России. В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Принимаем заблаговременно записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

16 июня — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора далее »

20 июня — Собор Иваново-Вознесенских святых далее »

22 июняТроицкая родительская суббота далее » Прав. Алексия Московского далее »

23 июняДень Святой Троицы. Пятидесятница далее »  Память святых отцев семи Вселенских Соборов далее »

24 июняСедмица сплошная далее » Пост отменяется День Святого Духа далее » Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы