Страж целомудрия души
«Оно подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости». Так говорил про добродетель трезвения святитель Исихий Иерусалимский. О том, как современному христианину проводить трезвенную жизнь — оставаться внимательным к себе в сегодняшнем мире, мы беседуем с преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, духовником Саратовской епархии протоиереем Владимиром Пархоменко.
— Мы читаем в Послании апостола Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Что имеет в виду апостол под словом трезвитесь?
— Трезвение предполагает постоянный взгляд на самого себя с точки зрения соответствия тому высокому идеалу человека, который открывается нам в учении Христа. О необходимости быть внимательным к своему внутреннему миру говорил Сам Господь, когда предупреждал учеников: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35). Это имеет конкретную и необходимую цель — не допустить греховного падения. Можно сказать, что трезвение хранит целомудрие души. «Стань у дверей сердца и тщательно блюди за всем входящим в него и выходящим из него», — говорил святитель Феофан Затворник.
Святые отцы сравнивали трезвение с оградой — оградой рая души. Само слово «рай» в еврейском языке имеет буквальное значение «огороженное место». И ограды, которые возводятся вокруг храмов и монастырей, имеют не только практическое значение, но и символическое: духовная жизнь человека должна иметь некое ограждение, чтобы сохранять то, что внутри. И этим ограждением является бодрствование, пребывание не в расслабленном состоянии, а в готовности к искушениям. Благодаря этому дух человека не пленяется страстями, и в его сердце может сохраняться благодать.
Без трезвения в принципе невозможна духовная жизнь человека. Если человек не стремится его стяжать, он подобен неразумному хозяину, который знает, что живет в неблагополучном криминальном районе, но не заботится ни об охране, ни о замках. А посему каждое утро обнаруживает урон своему жилищу — то у него одно пропало, то другое. Так же расхищается врагом нашего спасения благодать из человеческой души, если человек беспечен по отношению к своим помыслам.
— Какой страсти противоположна добродетель трезвения?
— Это несколько упрощенное представление, что справиться с определенной страстью можно с помощью противоположной ей добродетели, хотя его и используют для объяснения механизмов духовной борьбы. Говорят, например, что для победы над жадностью нужно понуждать себя к делам милосердия, а если ты, допустим, тщеславный человек, то поможет самоукорение. Но в жизни все намного сложнее. Все страсти связаны между собой, и если ты согрешаешь одной страстью, она порождает другую, та тянет за собой третью и так далее. То же самое с добродетелями: возделывая одну, мы параллельно и остальные восстанавливаем. При этом добродетель и страсть — это как сообщающиеся сосуды. Больше добродетели — меньше греха.
Трезвение относится к фундаментальным добродетелям, которые помогают бороться со всеми страстями сразу. Это благое качество в целом противостоит страстности человека, помогает ему в момент искушения прийти в себя, помнить о заповедях Божиих, о своих обещаниях Богу, о своем предназначении. Без этого невозможно стяжать ни смирения, ни любви, ни веры, ни рассуждения. А что находится на другом полюсе? Расслабленность и всецелая обращенность человека к земному миру. Страсти раздергивают человека, лишают его целостности, выкачивают энергию.
— Как можно понять, что добродетель трезвения человеку свойственна?
— Прежде всего — по духовной опытности, то есть способности различать грех на самых ранних стадиях. Господь в Евангелии говорил, что всякий, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (см.: Мф. 13). Грех начинается в таких глубоких слоях души, которые для человека, к внимательной духовной жизни не приученного, совершенно не заметны. Трезвение же позволяет замечать зарождение греха на самой ранней стадии, называемой прилогом, и тут же его ликвидировать.
Еще один признак трезвения — способность человека находиться в постоянной молитве. Именно эта добродетель помогает человеку правильно себя устроить как существо молящееся. Для современного человека порой непонятна сама мысль о непрерывном молении, возникает вопрос: а когда же тогда делать дела? Но это недоумение исходит из примитивного представления о молитве. Молиться — это не ритуал. На самом деле человек внутренне должен предстоять Богу всегда, в любой момент своей жизни.
— Сегодня человеку очень трудно быть на чем-то сосредоточенным. Непрерывный поток информации рассеивает внимание, многие постоянно чувствуют себя перегруженными, уставшими. Что можно порекомендовать современному христианину, живущему в таких условиях?
— Действительно, большинство людей сейчас находится в плену информационного поля. Чтобы из этого плена выбраться, мы должны создавать для себя определенные условия. Не просто так монахи искали уединения, уходили в пустыни, в горы — внешний образ жизни, окружение человека на стадии формирования добродетели имеет очень большое значение. Чтобы воспитать в себе трезвение, христианин, который живет в миру, должен для начала найти хотя бы время на духовное делание. Время побыть наедине с собой, мысленным взором окинуть свой внутренний мир, заметить, где появились слабые места, предпринять меры для их укрепления. А этого можно добиться только одним способом: освобождать свою жизнь от лишней, ненужной информации, развлечений, пустых разговоров. Великий пост — самое благодатное время, чтобы эту свою чрезмерную открытость миру ограничить. Это не значит, что все должны дать обет молчания и забиться по квартирам, но все мы вполне можем ограничить свое присутствие в Интернет-пространстве, просмотр телевизора и высвободившееся время посвятить знакомству с собой настоящим. Каждый эту меру ограничений определяет для себя сам, но даже небольшие изменения в наполнении информационной среды дадут результат.
— Человеку свойственно искать оправдания своей немощности, сваливать вину на других людей, обстоятельства: «Не мы такие, жизнь такая». Трезвение предполагает реальное видение себя, а оно, в свою очередь, требует мужества, которым не все обладают в достаточной мере. Означает ли это, что добродетель трезвения доступна не всем?
— Любая добродетель естественна для нас и поэтому не может быть совершенно недоступной. Другое дело, что ее бывает трудно приобрести из-за нашей поврежденности грехом. Но труднее всего начало, а дальше человек понимает: это соответствует его природе, это для него нормально. Есть разные степени духовного преуспеяния, но нет человека, для которого восхождение в добродетели было бы невозможно. Если хочется научиться трезвению, принцип в основе один — внимание к движениям души. Допустим, человек на работе не может постоянно умную молитву творить, но замечать, когда в его сердце зарождается гнев или обида, он может. Это значит, что добродетель трезвения уже ему не чужда.
— Может ли человек неверующий быть трезвенным?
— Трезвение как способ познания бытия человека существует и вне христианской традиции. Для человека вне зависимости от вероисповедания естественно задумываться над вопросом «А кто я такой?». Но святоотеческая традиция не приемлет трезвения вне связи с другими добродетелями, а главное, вне связи с учением Христа о человеке. Внимание к себе, рассмотрение своего внутреннего мира необязательно приводит к истине, и мы видим этому подтверждение в различных восточных учениях. Если в православных подвижниках трезвением воспитывалось смирение, то адептов восточных духовных практик самокопание приводит к гордыне. Если человек, который ничего не знает о Христе, сядет на диване в позу лотоса и начнет наблюдать за движениями своей души, он такое может в себе обнаружить! Без возможности правильно оценить свои наблюдения это может окончиться духовным и душевным повреждением.
— Какие можно назвать конкретные инструменты для воспитания трезвенного отношения к себе? Допустим, проснулся человек утром. В голове сразу рой мыслей. Что нужно сделать, чтобы с этим справиться?
— На первом месте в сознании человека должен быть Бог, тогда он с Его помощью со всем сможет справиться. Поэтому, как только мы пришли в себя после сна, первое, что нужно сделать, — поблагодарить Бога за дар бытия. А вслед за тем — встать на молитву. Еще для тех, кто только начинает воспитывать навык трезвенного отношения к себе, я бы порекомендовал внимательно читать Евангелие. Внимательное чтение предполагает размышление: а кто я в той или иной евангельской истории? Что у меня самого на сердце? И затем, поняв всё это, нужно исполнять то, что там сказано. Еще могу порекомендовать почитать книги преподобного Паисия Афонского. Сегодня, пожалуй, нет ничего лучше для начинающих познавать науку духовного делания, чем труды этого подвижника благочестия. На современном языке, с помощью ярких образов он дает понимание того, что такое христианская аскетика.
— Как духовник епархии, настоятель храма Вы, наверное, можете обобщенно сказать, насколько добродетель трезвения свойственна нынешним христианам?
— Я бы сказал так: мы в большинстве своем пока еще согрешающие. То есть мы понимаем, что совершаем грех, но пока еще его не преодолели. А человек должен переходить постепенно на стадию преуспевающего, то есть стать тем, кто устойчив в добродетели. Вот этого перехода я нам всем желаю. Чрезмерно долгое пребывание в стадии согрешающего формирует у человека ложное представление о том, что все бесполезно, лишает воли к дальнейшей работе над собой. Это ложное представление. Все возможно, но нужно приложить усилия. А научает навыку предпринимать усилие опыт воздержания, то есть пост. Весь опыт Церкви говорит о том, что пост — это действительно очень серьезное средство к тому, чтобы направить энергию духа на стяжание добродетели.
Газета «Православная вера» № 05 (625)
Протоиерей Владимир Пархоменко
Беседовала Ольга Протасова
Источник: Православие и современность
Просмотрено (49) раз