Выбрать страницу

Можно ли исправить человека кухонной щеткой? Почему наши слова только скребут сердце, оставляя царапины

Фото: tatarstan-mitropolia.ru«Если честно, я считаю, что нет ничего хуже, чем быть христианином, не понимая, почему ты христианин. Это очень тяжело, очень изнурительно – так жить». Как обращать внимание не на форму, а на содержание – рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).

Сегодняшний день – не часть рутинной повседневности, а то, что никогда больше не повторится в этой жизни. Время идет, бежит стремительно, но при этом может совершенно неожиданно менять нашу жизнь, являя нам новые события, новые послания от Бога, новые ощущения Его присутствия в нашей жизни, Его благодати в душе. И тогда мы начинаем по-новому выстраивать отношения с окружающими: с супругом, родными, детьми, или с братьями и сестрами в монастыре, или с коллегами на работе.

Время может дать тебе много нового – и жить и мыслить нужно именно так, чтобы каждый день был для тебя уникальным и бесценным. В Покаянном каноне преп. Андрея Критского есть место, где наша душа сравнивается с успешным торговцем («Бди, о душе моя, изрядствуй… и будеши великий купец» (Песнь 4) – прим. перевод.). То есть необходимо уметь торговаться со временем, чтобы приобрести великие дары, и тогда мы станем не просто торговцами, а успешными предпринимателями, у которых не маленький магазинчик здесь, на земле, а крупное «предприятие» в раю.

Но и ты – тот, кто трудится в маленьком магазине, – ты тоже можешь стяжать рай, как тот сапожник из Александрии, про которого говорится, что пред очами Божиими он стал более великим, нежели сам Антоний Великий! Хоть и был всего-навсего сапожником.

Будем же молиться, чтобы твоя жизнь была именно такой.

Я всегда радуюсь, когда вижу людей, которые правильно понимают жизнь в Церкви. Очень радуюсь. Как прекрасно жить в Церкви, быть христианином и знать, как правильно поступать в том или ином случае; понимать, почему ты – христианин; знать, во что веришь и почему делаешь то, что делаешь. И обращать внимание не на форму, а на содержание.

Разумеется, содержания без формы не бывает. У фруктов и ягод, к примеру, непременно есть кожица, кожура. Но невозможно питаться одной кожурой, игнорируя сочный вкус плода. Так и с формой и содержанием: нельзя увлекаться только формой и при этом забывать о содержании. То, что нам нужно, – это суть нашей веры, суть Православия.

Сейчас, в связи с фруктами и кожурой, я вспомнил рассказ из книги Ефрема Аризонского о его старце Иосифе Исихасте. Когда они подвизались в скиту «Малая Анна», старец благословил монахов есть с апельсинового дерева плоды вместе с кожурой. Это было сделано, с одной стороны, исходя из принципа икономии, так как в тех местах мало что годится в пищу; а с другой стороны – для смирения и духовного подвига иноков. Ведь на Афоне всё благословенно! Всё – благословение. Здесь – сад Пресвятой Богородицы. Так что – ешьте апельсины с кожурой. И монахи ели: и кожуру, и плоды. Я уже рассказывал вам об этой замечательной книге, которая лично на меня оказывает потрясающе тонизирующее действие. Впрочем, об этом мне говорили и другие люди, кто читал ее. Если хочешь бодрствовать ночью, если хочешь, чтобы сон не овладел тобой, – читай эту книгу. Потому что там много рассказов о потрясающей духовной брани, которую вели замечательные подвижники.

Не будем, однако, сейчас подробно на этом останавливаться – может быть, побеседуем в другой раз.

Так вот, как уже говорил, мне очень нравится видеть людей, получающих удовольствие от жизни в Церкви. Если честно, я считаю, что нет ничего хуже, чем быть христианином, не понимая, почему ты христианин. Это очень тяжело, очень изнурительно – так жить. И для самого тебя, христианина, потому что ты постоянно мучаешься и терзаешься, не понимая смысл своих действий; и для окружающих тебя людей, потому что твои слова и поступки не касаются их сердца, не затрагивают душу, а только скребут по ней, оставляя царапины. Старец Паисий говорил в таких случаях: когда мы хотим протереть ребенку глазки, то делаем это не кухонной губкой, а пальцем или носовым платком – мягко и нежно. Так и с окружающими: когда сам не живешь так, как говоришь, то в отношении ближнего ты действуешь словно с кухонной щеткой в руках: стараешься исправить человека, а поскольку сам не живешь, как надо, он противится твоим словам и не слушает тебя.

Поэтому очень хорошо будет, если мы научимся понимать всё правильно и жить церковной жизнью с удовольствием, наслаждаясь красотой, благоуханием и благодатью. И тогда, приблизившись к человеку и заговорив с ним о Боге, ты сможешь нежно коснуться его сердца, и он воспримет твои слова, потому что увидит, как ты изменился, как счастлив теперь и прекрасен внутренне. Вот будет хорошо! Но чтобы это случилось, тебе, в первую очередь, нужно понять, что твоя жизнь в Церкви – это великое чудо. Скажи, ты вообще понимаешь, что это значит – быть чадом Божиим?

Архимандрит Андрей (Конанос)
Православен Свят

Просмотрено (36) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Троицкую родительскую субботу
22 июня — Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение... далее

Троицкая родительская суббота

22 июня — Поминовение усопших. Панихида

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (Пятидесятницей), главный весенне-летний поминальный день в России. В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Принимаем заблаговременно записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

16 июня — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора далее »

20 июня — Собор Иваново-Вознесенских святых далее »

22 июняТроицкая родительская суббота далее » Прав. Алексия Московского далее »

23 июняДень Святой Троицы. Пятидесятница далее »  Память святых отцев семи Вселенских Соборов далее »

24 июняСедмица сплошная далее » Пост отменяется День Святого Духа далее » Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы