Что такое Промысл Божий? Как его увидеть в нашей жизни?
Как открывает Бог Свою волю, объясняет архиепископ Иов (Смакоуз).
Полагаю, что надо начать ответ с маленького уточнения в отношении главного слова этого вопроса. Когда я учился в духовной семинарии, преподаватель догматического богословия старец-исповедник отец Ливерий Воронов (1914–1995) на лекциях указывал, чем отличаются современное слово «промысел» и церковно-славянский догматический термин «Промысл». Промысел – это занятие или работа человека по добыче себе пропитания. А Промысл Божий, если очень кратко, – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке. Хотя в наши дни допустимо употребление и первого, и второго варианта: «Промысел – занятие Бога по спасению человека, у которого Бог при этом не дерзает отнять Свой ценный дар свободы»! В известном «Катехизисе» святителя Филарета определение Промысла дано пространно и академически: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». В Промысле Божьем соединяются Божественная любовь и правда. Поэтому часто он сразу и непостижим для человека. Даже пророк Иона в Ветхом Завете не мог его принять со смирением и послушанием… Наверное, и в этом был Промысл Божий для нашего назидания. Самое главное в Промысле Божьем о всем человечестве и каждом человеке – это Боговоплощение и Голгофская жертва Христова, созидающие из людей новое творение, дающие им обожение и блаженное бессмертие.
Нецерковные люди благой Промысл Божий о вечном спасении конкретного человека называют судьбой. Но это не слепая случайность, как обычно думают, а суд Божий. Святитель Николай Сербский в своих «Миссионерских письмах» (Письмо 184) приводит примеры судьбы: «Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий Небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит “слепая судьба”, исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего. По словам Спасителя, “и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены” (Мф. 10:29–30)». Ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. Такая судьба помогает нам многократно избежать грехов, опасностей, внезапной смерти и достичь блаженного единения с Богом.
Для христианина очень важно свою волю подчинить благой воле Божьей, научиться сотрудничать с Богом в деле своего спасения. У свт. Иоанна (Максимовича) имеется сочинение по этой теме с очень красивым и ярким, запоминающимся названием «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей». Это длинное название состоит из двух слов: ηλιος – солнце и ανθρωπος – человек. И в переводе с греческого значит подсолнух. Солнце есть образ воли Божией; подсолнечник – образ человеческой воли. Книга уже своим названием показывает, какими должны быть соотношения между Богом и человеком. Как подсолнух всегда поворачивает свою главу к солнцу, в сторону падающих солнечных лучей, так и человек всегда должен смотреть в сторону Бога и все, что нисходит от Бога, принимать как высшее благо для себя.
Воля Божия о человеке ясно открыта в Священном Писании, в заповедях Божьих, которые каждый христианин должен знать и исполнять. Наглядный пример – прп. Антоний Великий. Он стал святым, отцом монашества после услышанных во время богослужения в храме слов Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19:21). Стараясь исполнить их как можно точнее, он отказался от родительского наследства в пользу бедных своего селения. Услышав же в следующий раз слова Господа: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), юноша Антоний поручил сестру верным христианкам и стал подвизаться в пустыне под руководством старца. Понятно, что это путь для совершенных, особо избранных Богом… Один из оптинских старцев – прп. Иосиф – выразил эту мудрую истину в виде пословицы: «Живи не как хочется, а как Бог велит».
Бог открывает Свою волю в Церкви через добрых и святых людей, часто духоносных наставников, начальников и родителей, даже иногда при помощи чистых сердцем детей. Апостолы Христовы, как свидетельствует Книга Деяний, для уразумения воли Божией после усиленного поста и молитвы прибегали к такому средству, как жребий или соборное обсуждение возникшей проблемы или вопроса. Такое обсуждение вопроса с целью узнавания воли Божией в семье, в приходе с по-настоящему духоносными людьми, опытными друзьями и специалистами очень ценно.
Известно, что старец Паисий Святогорец в том в случае, когда желал получить от Бога извещение по какому-то вопросу, на несколько дней запирался у себя в келье, проводил время в посте, молитвах, поклонах – до тех пор, пока не получал от Бога в своем уме или сердце ясный ответ. При этом старец был против того, чтобы люди «просили извещения у Бога, если есть возможность посоветоваться с человеком»: «Бог хочет, чтобы мы так поступали от смирения. Только в том случае, если ты не можешь найти человека, чтобы спросить у него совета и получить извещение, Сам Бог становится твоим Старцем». Отец Паисий верил, что «Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра…».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский старец, в своих письмах оставил нам из своего духовного опыта очень убедительные назидания: «Самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией»; «…Все Им, все от Него, все к Нему (см. Рим. 11:36) – так и живем. И вот теперь к концу жизненного пути свидетельствую я, что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».
Архиепископ Иов (Смакоуз)
Православная Жизнь
Просмотрено (45) раз