Радость жизни
Чему учит нас праздник Рождества Божией Матери? Почему и зачем Церковь празднует это событие? Размышляет диакон Виктор Шинкарёв.
Когда человек вспоминает то или иное событие своей жизни, жизни близких людей, отмечает тот или иной праздник или юбилей, в его голове невольно рождаются сотни мыслей о проведённом времени на Земле, о тех или иных поступках или же, наоборот, бездействии в определённых ситуациях в конкретный отрезок своей жизни.
Очень часто бывает, что нашу жизнь можно описать одним словом — суета! Мы забываем правильно расставлять приоритеты, мы думаем, что у нас ещё огромный временной интервал, чтобы «избрать благую часть».
На службе Рождества Божией Матери мы слышали часть Евангелия, в которой как раз и идёт речь о том, что нужно жить без суеты, стараясь как можно больше нашего времени посвящать тем вещам, тем словам, которые от нас не отнимутся никогда. Больше уделять времени тому, что не истлеет — душе.
И сам праздник Рождества Богородицы показывает, что мы в этой же суете можем пропустить главные события жизни всего человечества. Как родилась Та, Которую мы воспеваем как «ручку позолоченную, открывающую нам двери рая»? В тишине. Точно так же, как многие дети во всём мире. Но, безусловно, было торжество в семье, ведь рождение человека — чудо всех чудес, потому что это отправная точка жизни, которой не будет конца, возникновение новой личности. Тем более, что престарелые родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна долго ждали появления этого ребёнка. Не один день провели они в слёзной молитве, испрашивая у Бога чудо.
Кондак праздника нам это приоткрывает, приоткрывает он и тайну жизни, жизни вечной для всех нас: «Адам и Ева — от смертного тления святым Твоим Рождением, Пречистая», а мы «избавляемся от вины прегрешений наших». Именно от Её «чистой и девственной крови» Второе Лицо Пресвятой Троицы — Предвечный Логос принимает человеческую плоть, чтобы Кровию на Кресте омыть наши грехи и сделать возможным изменить падшую (после грехопадения Адама и Евы), заражённую тлением природу человечества, обожить, чтобы мы, мы с вами, более не умирали в смерть, но наследовали жизнь вечную.
О Рождестве Богоматери ничего не сказано в Священном Писании. Да и что можно было особенного сказать об обычном рождении ребёнка? Но в этом особая глубина смысла — задача осмысления обыденности, рутины, в которой часто мы не замечаем чуда! Задача восприятия жизни человеческой как таинства и осознания того, что у каждого человека есть своё предназначение.
Этот праздник — праздник самого человечества, веры в него, радости о нём. Я отдаю себе отчёт, что мы видим вокруг много зла, и очень часто даже у тех, кто имеет веру в человечество, эта вера, надежда на доброе и светлое шатается, а иногда и испаряется. Часто им на смену приходит цинизм или отчаяние.
Но Богородица Своим примером учит нас жить. Вспомните, как стояла Она у Креста, как видела страдания Своего единственного Сына, какие слёзы Она проливала, как разрывалось Её материнское сердце! Но Она не потеряла веру в человека и любовь ко всему человечеству, именно поэтому Господь на Кресте, а не после Воскресения усыновил Ей апостола Иоанна Богослова, и через него — всё человечество.
Пречистая также показала нам, что истинная любовь к Богу — это не какое-то абстрактное чувство. Любовь к Богу заключается в доверии Ему — без предъявления каких бы то ни было требований. Любить Бога — значит полностью вверять жизнь в Его руки. Чтобы глубже понимать эти простые истины, нужно почаще вспоминать Матерь Божию, Которая научила нас и жить, и умирать. Не случайно на Православном Востоке церковный год начинается с Рождества Богородицы и заканчивается Её Успением.
Диакон Виктор Шинкарёв
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (161) раз