Выбрать страницу

Что такое прелесть и как ее избежать

Что такое прелесть и как ее избежать

Православные нередко любят порассуждать о прелести. Иногда эти рассуждения вполне уместны. Иногда же прелестью называют совсем не то, что стоило бы назвать.

Судить о прелести нынче берутся даже те, кто вообще не знаком с необходимой для этого святоотеческой литературой, а только, как в игре в «испорченный телефон», передает то, что услышал от других. Исчерпывающего материала по затронутой теме здесь вы не встретите, но у нас есть повод обратиться к авторитетному мнению святителя Игнатия (Брянчанинова) день памяти которого Православная Церковь празднует 13 мая.

Среди многочисленного письменного наследия святого, есть небольшая книга, которая так и называется «О прелести». В ней мы найдем тематические разделы, а потому и читается она довольно легко, кроме того, здесь несложно будет найти более конкретные, волнующие нас темы. Кто готов взяться за полноценное чтение данного труда может эту статью дальше не читать. Ну, а для тех, кто понимает, что в ближнесрочной перспективе руки до книги не дойдут, предлагаю остановиться на, как мне кажется, интересных и важных вопросах, затронутых в этой не большой, но очень увлекательной книге.

«Мама, мы все тяжело больны…»

Аскетическая жизнь – это, своего рода, духовная наука, потому разговор о прелести, как это обычно делают в научных трудах, святитель Игнатий начинает с определения понятий. Довольно неожиданным может оказаться указание, что «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести».

Просто замечательно. Теперь все разговоры о прелести наших ближних стоит прекратить, просто потому, что больной больному особо не поможет. Данное святителем определение крайне важно, ведь буквально в следующем предложении он указывает, что четкое осознание того, что конкретно я нахожусь в прелести, уже само по себе является предохранением от прелести.

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести».

Нам необходимо помнить, что ложная мысль является началом всех зол, началом бесовской прелести и источником самообольщения. «Наши праотцы «прельстились», – пишет святитель Игнатий, – то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом».

«Не читал, но осуждаю…»

Православная Церковь – носительница и хранительница Истины, с этим никто из нас не спорит, в Ней мы обрели Христа, и больше нигде Его не найдем. Но, с другой стороны, как мы нередко любим порассуждать о недостатках и пороках наших ближних и дальних, порассуждать о том, как они неправильно живут или неправильно мыслят. Главное начать со слов, например: «Я не осуждаю, а просто констатирую факт», – и дальше уже можно так «перемыть косточки», что бабушки на лавочке возле подъезда окажутся на фоне нашего демарша смиренными молчальницами.

Такую ревность святитель Игнатий называет душевредной и безрассудной, хотя снаружи она может казаться вполне благочестивой. «Шоры на глаза» здесь часто набрасывает и тот факт, что некоторые окружающие люди ведут себя так же, а значит такую ревность приветствуют, хвалят, называют «ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу», и не знают, что ее источником является гордость и самомнение.

Предаваясь подобным осуждающим актам, христианин думает, что в этом он подражает святым, но при этом еще забывает, что он не святой, а грешник. «Человек, водимый плотским мудрованием, – продолжает святитель, – никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляется себе он сам, и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно: и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером».

Более или менее объективно о грехах и недостатках других христианин можно начать говорить только после исцеления себя Словом и Духом Божьим, поскольку отмеченный Божьим Духом человек открывает в себе правильный взгляд на душевное устроение самого себя и ближних. Но от таких людей обычно сложно добиться хотя бы слова, тогда как нас в наших рассуждениях невозможно ни переслушать, ни переспорить.

Это, несколько теоретическое и обобщенное рассуждение, святитель Игнатий конкретизирует указанием на те изменения, которые должны произойти в душе и уме человека, а именно: пороки и грехи ближнего, казавшиеся огромными и великими, должны стать маловажными, не как незначительные, а как уже уврачеванные Искупительным подвигом Христа, удобно исцеляемые покаянием.

Обычно искатель человеческой правды «ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде».

Кратко стоит остановиться на указании святителем Игнатием частого несоответствия правды человеческой и правды Евангельской. В повседневной жизни мы путаем или даже смешиваем эти понятия, судим о происходящем или о ближних с позиции «плотского мудрования». Это приводит к тому, что искатель человеческой правды «ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде».

Как часто мы возбуждаемся в спорах на те или иные важные для нас темы? Мы начинаем негодовать, эмоционально бросаться аргументами, теряем внутренний мир в стремлении даже не убедить оппонента, а просто заткнуть ему рот. Вот здесь как нельзя актуальными для нас становятся наставления святителя Игнатия.

«Мне приснился шум дождя…»

Интересными для некоторых из нас будут размышления святителя о сновидениях. Мы ведь действительно иногда задумываемся о значении снов, а если кто-то из собеседников поддержит такую тему, да еще и приведет пару «достоверных» свидетельств об исполнении снов знакомых, знакомых, знакомых, так смущение в душе невольно и закрадется. Тогда как указания на этот счет у святителя Игнатия довольно ясны и конкретны.

Не забываем, что все мы находимся в состоянии прелести, а потому нам не стоит рассчитывать на Божественные откровения посредством сна. Остается только два варианта:

  • либо сон – это система «произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека», которые святитель, не стесняясь, называет бреднями;
  • либо сон – это продукт демонического влияния.

Влияние – это возможно как раз тогда, когда мы начинаем доверять снам. В таком случае демон может упорядочивать картинки, придавать им какой-то смысл и содержание, т.е. делать все, чтоб нас зацепить и увести в ложное состояние – прелесть. Вывод здесь очевиден, с него мы и начали: «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов».

Стоит также остановиться на вопросе послушания священнику. Напомним, что наставления оставленные святителем Игнатием, относятся к монашеской жизни, но кое-что в них мы можем почерпнуть и для жизни в миру.

Он призывает к рассудительному проявлению послушания. Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, потому советы в духовной жизни, даже данные разумными и добродетельными отцами, стоит усваивать осторожно и осмотрительно, не увлекать их первоначальным действием на нас. Все нужно соотносить со Священным Писанием и Преданием, а также отворачиваться от советов, если, по соотнесении этом, найдем их злонамеренными и вредными.

* * *

Коль уж мы, в большей мере, затронули тему взаимоотношений с ближним, то и завершить ее стоит словами о любви. Святитель Игнатий напоминает о чувствах, которые, наверное, переживал практически каждый: ненависть – мука, а любовь – блаженство. Иногда, в доказательствах собственной правоты, мы до этой самой муки и докатываемся. Давайте не забывать, что «любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу». И если мы замечаем, что удаляемся от Бога, то значит что-то делаем не так, значит находимся в прелести.

Но, знание – это уже половина дела на пути к избавлению от греха. В чем, да поможет нам Милостивый Господь!

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (190) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »